Первый самолет-шпион сбил белорус

Источник материала:  
30.10.2009 01:00 — Новости Культуры
Первый самолет-шпион сбил белорусВ октябре исполнилось 50 лет боевому применению зенитно-ракетного комплекса

Готовность
Чем особо удивили Виктора Слюсара китайские специалисты, так это тем, что они проявляли завидную настойчивость и пытливость в освоении техники, дотошно и глубоко вникали во все вопросы. И подчас делали, казалось бы, невозможное. Именно это и произошло с организацией противовоздушной обороны Пекина. Уже к концу сентября командующий ВВС и ПВО Народно-освободительной армии Китая генерал Чей Цзюн доложил министру обороны о готовности зенитной ракетной группировки ПВО столицы к выполнению боевых задач.
-- В один из дней ко мне обратились представители командования ВВС и войск ПВО Китая. Предлагали, если полетит самолет-нарушитель, присутствовать на командном пункте и управлять стрельбой зенитно-ракетных комплексов, -- вспоминает Виктор Слюсар. -- Я не готов был дать какой-либо ответ, не проконсультировавшись со своим руководством. И сразу же после разговора с китайской стороной доложил советскому военному представителю в Китае, генерал-полковнику артиллерии Николаю Михайловичу Хлебникову, в годы гражданской войны служившему начальником артиллерии у самого Василия Ивановича Чапаева, о просьбе китайских товарищей. Он сказал: «Я на себя это тоже взять не могу. А если вдруг что пойдет не так, получится, что мы во всем виноваты? Думаю, вначале надо получить согласие Москвы. Так что приходи ты, Виктор Дмитриевич, лучше завтра, когда ситуация прояснится…»
А на следующий день из Генштаба СССР пришла шифровка следующего содержания: «…Полковнику Слюсару разрешить присутствовать на командном пункте при налетах и осуществлять необходимые рекомендации и руководство».
Накануне торжеств
К торжествам на центральной площади Пекина Тяньаньмынь возводились два величественных здания -- Центральный музей-библиотека и Дворец приемов. Но буквально за месяц до праздничных мероприятий сооружения были в сплошных лесах. Создавалось впечатление, что строители не успеют к празднику.
-- Я как-то поделился с китайскими товарищами этими подозрениями. А они несказанно удивились. Ответом было: «Раз надо сделать вовремя -- значит сделаем», -- вспоминает Слюсар.
И действительно, за неделю до торжеств площадь и новенькие объекты сверкали свежей краской и великолепием. Будучи на торжественном приеме, организованном руководством страны, советские специалисты с удивлением и восторгом рассматривали помещения Дворца искусств.
В последних числах сентября в Пекин начали прибывать многочисленные партийные и правительственные делегации из многих стран мира, в том числе приехала и делегация Советского Союза во главе с Никитой Хрущевым. Виктору Дмитриевичу предложили поехать встречать высокого гостя.
-- Я отказался по причине того, что хотел еще раз проверить технику, расчеты и маскировку, -- рассказывает Слюсар. -- А вот на самих торжествах побывал. Они открылись грандиозным парадом войск китайской армии, затем прошла техника, а потом было многотысячное шествие трудящихся. Вечером же небо над Пекином зажглось мерцанием тысяч многоцветных огней фантастического фейерверка.
Первый самолет-шпион сбил белорусПервая пошла! Вторая пошла! Третья пошла!
В течение четырех дней октября праздничному настроению ничто не мешало. Однако пятого числа…
-- Рано утром у меня в номере зазвонил телефон, -- вспоминает Виктор Дмитриевич. -- Беспокоили из штаба ВВС и войск ПВО. По возбужденному голосу я понял -- началось. По информации китайских разведчиков, около шести часов утра с аэродрома на Тайване взлетел самолет-шпион и взял курс в сторону Китая. Спустя каких-то пять минут меня уже ждала машина.
Прибыв на командный пункт, размещавшийся в подвальном помещении генерального штаба НОАК, полковник Слюсар сразу же оценил ситуацию. Самолет быстро подходил к китайской территории. Ему навстречу уже были подняты истребители.
-- Я дал рекомендацию включить станцию разведки целей и приготовиться к бою, -- рассказывает Виктор Дмитриевич. -- По показаниям радара было видно, что нарушитель хотел избежать контакта с истребителями. Потому как с высоты 15 километров он очень быстро поднялся вначале на 17, а затем забрался еще выше -- почти на 21 километр. На такую высоту ни МИГ-15, ни МИГ-19, высланные для его перехвата, подняться не могли и беспомощно кружились на своих предельных высотах. Не долетев до Пекина каких-то километров 500, в районе Шанхая самолет-разведчик неожиданно развернулся и стал уходить обратно в сторону Тайваня.
Присутствовавшие на командном пункте пришли в замешательство. Создавалось впечатление, что американская или чанкайшистская разведки установили факт наличия в обороне Пекина советских зенитных ракетных комплексов. Ничем иным объяснить такое странное поведение самолета-шпиона было нельзя. В течение нескольких дней все пребывали в неопределенности.
И лишь 7 октября ситуация прояснилась. С Тайваньского военного аэродрома вновь взлетел самолет-разведчик. Тотчас же с аэродромов Южного Китая поднялись истребители. Однако самолет-нарушитель применил тот же маневр, что и до этого, но не развернулся, а продолжил свой полет в сторону Пекина.
О том, что было дальше, рассказывает Виктор Слюсар:
-- Когда самолет оказался на расстоянии около 400 километров от Пекина, был отдан приказ привести все зенитно-ракетные комплексы в боевой режим. Чтобы не допустить обстрела своих же истребителей, я рекомендовал вывести их из зоны ракетного поражения. Китайские летчики беспрекословно выполнили эту команду.
Первый самолет-шпион сбил белорусО складывавшейся в воздухе ситуации непосредственно докладывалось министру обороны Китая маршалу Линь Бяо. И помню, тогда он у меня спросил: «Есть ли у вас полная уверенность, что самолет противника будет уничтожен?» Вопрос поставил меня в тупик, но долго думать в те минуты не приходилось. Я был полностью уверен в технике и в качестве обучения китайских расчетов. Взяв ответственность на себя, сказал: «Уверенность есть». Правда, пришлось немного подстраховаться. Вместо двух ракет решил выстрелить тремя.
Когда самолет-шпион находился на расстоянии около 200 километров, дал рекомендацию 5-му дивизиону включить станцию наведения ракет, выйти в эфир и осуществить поиск цели. Она была обнаружена уже на дальности 115 и на потолке свыше 20 километров. Нарушитель шел с набором высоты. В этот момент стреляющий командир дивизиона докладывал:
-- Цель вижу и сопровождаю радиолокационной станцией.
-- При входе в зону поражения открыть огонь! -- последовал приказ.
Когда самолет-шпион оказался на дальности 41 километр, стартовала первая ракета, спустя пару секунд ушла вторая, а за ней третья. Я застыл с секундомером в руках. Если ракета промахнется, она самоликвидируется на 49-й или 50-й секунде, если нет… Мои глаза неотрывно следовали за секундной стрелкой. И вдруг на сорок третьей секунде…
-- Первая ракета -- подрыв, вторая -- подрыв, третья - подрыв, -- раздались слова стреляющего командира дивизиона.
У всех на командном пункте вырвался вздох облегчения. Однако никто не торопился праздновать победу.  Требовались подтверждения поражения цели. Командир пятого дивизиона продолжал докладывать: «Высота цели 18... 15... 10... 3 километра... Цель исчезла». Только тогда сомнений не осталось -- нарушитель сбит.
По данным радиолокационной станции определили координаты падения самолета. Я вместе с группой офицеров во главе с командующим ВВС и войск ПВО Китая на вертолете срочно вылетел в этот район. Подлетая, мы увидели разбросанные по большой площади обломки. Поражение самолета оказалось настолько серьезным, что он развалился на части еще в воздухе и фактически падал кусками.
Оказалось, что это -- РБ-57Д, стратегический самолет-разведчик американского производства, нашпигованный в невероятном количестве фантастической автоматикой и разведывательной аппаратурой.
Позже, когда китайцы в ангаре на территории Генерального штаба собрали самолет из оставшихся обломков, подсчитали, что на трех квадратных метрах площади крыла оказалось почти две с половиной тысячи сквозных пробоин...
Кстати, пилот погиб моментально, осколок ракеты попал ему в голову. По записям «черного ящика» было видно, что он до последних секунд не знал о грозившей ему опасности. Его переговоры с базой оборвались на полуслове…
Скрытность
Чтобы скрыть наличие в Китае новейшей по тем временам зенитной ракетной системы, было принято решение не давать о сбитом самолете какой либо информации. И лишь когда чанкайшистские СМИ передали, что РБ-57Д потерпел аварию, упал в Восточно-Китайское море, агентство «Синьхуа» распространило следующее сообщение: «7 октября в первой половине дня один чанкайшистский самолет-разведчик американского производства типа РБ-57Д вторгся в воздушное пространство над районами Северного Китая и был сбит военно-воздушными силами Народно-освободительной армии Китая». Правда, при этом не сообщалось, каким оружием и как был уничтожен нарушитель.

Справка «БН»
Мало кто знает, что лидерами по числу сбитых самолетов-шпионов РБ-57Д  и по сей день являются зенитчики Народно-освободительной армии Китая. До конца 60-х годов прошлого века им удалось сбить пять таких машин.

Несмотря на секретность, произошедшее событие имело очень серьезные последствия. Эффективность советского зенитно-ракетного комплекса пришлась по сердцу китайскому военному и политическому руководству. Пекин обратился к СССР с просьбой о развертывании ЗРК С-75 «Двина» вокруг таких своих крупных промышленных и административных центров, как Шанхай, Аньшань, Кантон, Сиань, Ухань и Мукден. И разработка этого проекта вновь была поручена Виктору Слюсару. После чего его командировка в Китай подошла к концу.

Послесловие
В следующий раз ЗРК С-75 «Двина» проявил себя 1 мая 1960 года, уничтожив в небе над Уралом самолет-разведчик U-2. Только скрывать факт того, что самолет был сбит зенитной ракетой, советское руководство не стало.

Справка «БН»
Второй после Пауэрса самолет-разведчик U-2, пилотируемый американским летчиком майором Рудольфом Андерсоном, был сбит 27 октября 1962 года зенитным ракетным дивизионом подполковника Ивана Герченова в небе над Кубой.
В тайну С-75 американцам удалось проникнуть лишь в семидесятые годы прошлого века -- во время египетско-израильской войны.
И сегодня, спустя много лет, Виктор Дмитриевич Слюсар -- почетный и желанный гость посольства КНР в Республике Беларусь.
Сергей ЧИЧИЛОВ, «БН».

На снимках: Виктор СЛЮСАР с водителем-китайцем; ВикторСЛЮСАР, Александр ПЕЦКО и Юрий Галкин вместе с китайскими переводчиками; торжественныепроводы советских военных специалистов на пекинском железнодорожном вокзале.  

←«Майкл Джексон. Вот и все»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика