Нужно ли театру за модой гнаться?
Публика плачет -- уже результат…
В 2006-м у пинчан появился свой театр -- профессиональный. За три года Полесский драматический должен был сформировать репертуар и определиться с актерским составом. Пришло время узнать: оправдал ли он свой статус?
Слишком несправедливо, даже обидно было для студии «Диоген» называться «полупрофессионалами». Работали ребята с полной отдачей. Еще в тяжелые 90-е кочевали по району со спектаклями, как говорится, -- «за идею». Играли в клубах и учебных заведениях. Сцены, конечно, были не самые лучшие. И может ли школьный актовый зал сравниться с настоящим театральным, где даже дышится по-иному? Что уж говорить о технической стороне: освещении, декорациях, музыкальном оформлении...
«Диогеновцы» стали первыми актерами в Полесском драматическом театре. Сначала их было всего восемь. Постепенно пришли молодые. Теперь в труппе уже восемнадцать человек. В профессиональном плане новый состав поддерживают ветераны из народного коллектива...
В репертуаре у «полешуков» сейчас восемь спектаклей для взрослых и один -- для детей. Есть работы, которые быстро изживают себя (например, осовремененные «Маленькие трагедии»). Другие, наоборот, становятся знаковыми.
Визитная карточка театра -- «Пинская шляхта» Дунина-Марцинкевича. Между прочим, все диалоги там ведутся на местном диалекте. Когда-то, еще не имея профессионального статуса, пинчане ставили пьесу на белорусском. Теперь решили возобновить спектакль, нашли книгу с оригинальным текстом. Ведь сам автор написал «Пинскую шляхту» на наречии, которое так близко полешукам.
«Добродэю! Ратуй нышчасного! Ды навучы, як збавыцца од лозы…» -- исполняет роль Протасовицкого главный режиссер театра Иван Базан. Он вспоминает, как столичные дети впервые посмотрели их постановку: удивлялись, но ведь все поняли. В октябре театр отправится на гастроли в Польшу. Самое интересное, что говор полешуков -- универсальный. И на Белосточчине, где актерам предстоит выступать, его тоже понимают.
Радует, что у некогда знаменитого театрального города открылось второе дыхание. Этим летом в Пинск приезжали «купаловцы». А ведь последний раз Национальный академический театр имени Янки Купалы был здесь в 80-х годах прошлого века!
Полюбился Полесский драматический и многим приезжим режиссерам. Например, Витаутас Григалюнас ставил здесь «Цветы провинции». Правда, он сам признавался, что изначально думал нанести только визит вежливости, а от работы отказаться. Потом познакомился с труппой, посмотрел готовые спектакли -- и репетиции начались. Зинаида Пасютина тоже сначала увидела «полесскую» «Грозу», а потом решила сама поставить «Фабричную девчонку».
Но кто бы ни оказался в пинском театре, все отмечают доброжелательную атмосферу. «Главное, что у нас нет зависти -- этой ржавчины», -- говорит Иван Базан.
За последние три года сильно изменился зритель. «Раньше иногда в антрактах приходилось серьезно разговаривать с молодежью, -- признается главный режиссер -- Объяснять, что они не на КВНе. Теперь все по-другому. Ведь уже не мы к ним приезжаем, а они сами интересуются, идут на спектакль осознанно».
Повезло современным пинским малышам (и родителям тоже). Решение многих организационных вопросов театр берет на себя. Например, заказывает автобус, чтобы доставить дошколят на спектакль и обратно. Иван Иванович уверен, что зрителя нужно воспитывать с детсадовского возраста. Поэтому перед постановкой артисты всегда рассказывают о самом театре. А потом уже поражают сказками -- вот где настоящий праздник!
«Полесские» режиссеры работают в разных направлениях. Сам Иван Иванович предпочитает классику, Павел Маринич любит говорить со зрителем о молодежных проблемах, Елена Гаврилович выбирает комедию (правда, недавно обратилась к исторической тематике). Вот и получается репертуар разнообразным -- каждый найдет что-то свое.
Правда, к экспериментам пинчане относятся настороженно. Если берутся играть классические произведения, то, скорее, с авторской позиции. «Может, я и консерватор, -- признается Иван Базан, -- но мне главное, чтобы спектакль за душу брал. Современные белорусские драматурги, кажется, ухватывают серьезное, глобальное, а режиссер их не понимает. Говорят, мол, новые формы… Чего нам гнаться за кем-то?» И добавляет: «Иногда спектакли переходят в клоунаду. Может, конечно, где-то так и живут -- одна показуха… Но наши зрители пока не доросли».
Наверное, это к лучшему. Провинциальная публика еще не отвыкла от человечности и приходит не на форму посмотреть -- «Ах, какие трюки!». Главное, сформировать у пинчан хороший вкус. «Мы же только начали. Дети растут, -- говорит главный режиссер Полесского драматического театра Иван Базан. -- Но раз публика на спектакле плачет, это уже результат».
Ирина БАБИЧ.
НА СНИМКАХ: сцены из нового спектакля режиссера Павла Маринича «Я так хочу домой».
Фото автора.