В Большом театре представят новую версию "Трубадура" Верди
24.10.2009 15:05
—
Новости Культуры
Режиссер-постановщик Марианна БЕРГЛЕФ и главный дирижер Белорусской оперы Виктор ПЛОСКИНА. Фото: Валерий ХАРЧЕНКО |
— Мы стоим на пороге колоссального события, мы творим сейчас совершенно новую эстетику театра, — не скрывает эмоций музыкальный руководитель проекта и главный дирижер Белорусской оперы Виктор Плоскина.
По его мнению, имея прекрасные голоса, хороший хор и оркестр, на международной арене белорусская опера все-таки проигрывает, ей не хватает современной режиссуры, спектакли сегодня больше напоминают филармонические костюмированные выступления. Статично стоящий солист, пусть даже замечательно исполняющий свою партию, сегодня зрителю мало интересен, зрителя нужно увлечь действом, чтобы, приходя в оперу, он не скучал в ожидании скорейшего антракта и похода в буфет, считает Виктор Плоскина.
Придать сценическую динамичность белорусской опере и призван опыт европейских постановщиков.
Как рассказал Виктор Плоскина, результат стал заметным сразу же: уже после нескольких первых репетиций с Марианной Берглёф белорусские солисты преобразились, даже артисты хора не просто пели, а бегали и прыгали на сцене, играя свои определенные роли.
— Это же так скучно, когда на оперную сцену выходит хор, неподвижно поет несколько тактов и чинно уходит, — говорит Марианна Берглёф и отмечает, что свою главную задачу она видит том, чтобы удивить зрителя.
Кроме того, своим прочтением "Трубадура" ей хотелось бы привлечь на спектакль молодежь, дать почувствовать, что опера тоже имеет отношение к современному музыкальному миру.
Марианна Берглёф ставила многие оперные спектакли в Германии, Швеции, Норвегии, России, Голландии. Важно, что она — именно режиссер оперы, вместе с тем еще и преподает актерское мастерство оперным артистам в Академии музыки в немецком Карлсруэ, дает мастер-классы в различных музыкальных академиях Европы. Постановка "Трубадура" впервые привела ее в Минск, и этим сотрудничеством известный режиссер довольна. Говорит, что для нее работать здесь — большая радость: есть и отличные певческие голоса, и, что очень важно, единомышленник в лице маэстро Плоскины, и готовность театра идти вслед за ее идеями, чтобы попробовать новое. Не стало проблемой и то, что работать над постановкой приходится на четырех языках: английском, русском, немецком и итальянском. Искусство интернационально, отмечает режиссер.
В Минске Марианна Берглёф представит свою концепцию "Трубадура". В отличие от оригинала оперы, действие которой происходит в XII веке в Италии, новая постановка перенесет зрителя в мегаполис XX века без указания точного местонахождения. Временные рамки и география, по словам режиссера, не принципиальны, главное — отношения действующих персонажей в условиях противоборства двух воинствующих кланов и на фоне основных тем оперы, которыми остаются любовь, ненависть и месть.
Стилистически спектакль напомнит фильмы в жанре Film noir 1940—50-х годов. По задумке режиссера надменный, жестокий граф Луна из классического "Трубадура" превращается в главаря мафии; его брат Манрико, пылкий цыганский трубадур, — в уличного музыканта в неком большом городе, чужака и аутсайдера, возглавляющего банду бездомных уличных цыган. Мечтательная, самоотверженная Леонора — в элегантную певицу в казино или ночном клубе.
Как рассказал заместитель генерального директора театра Валерий Гедройц, сразу после минской премьеры опера "Трубадур" отправится на гастроли в Голландию, где пробудет почти до конца ноября.
Кстати
Джузеппе Верди написал музыку оперы "Трубадур" за 29 дней, увлеченный сюжетом монументальной и жестокой рыцарской драмы испанца Антонио Гутьерреса. После премьеры в 1853 году в Риме вся Италия, вплоть до венецианских гондольеров и торговцев сигарами, пела мелодии из сразу ставшего популярным "Трубадура". Опера, несмотря на запутанную интригу и кровавую развязку, действительно богата роскошными мелодиями, близкими народным напевам. Именно благодаря великолепной музыке "Трубадур" считается одной из самых популярных опер в мире.
Белорусский зритель впервые познакомился с этим произведением в 1955 году. Постановку осуществила Л.П. Александровская. После этого новые сценические версии оперы были представлены еще дважды — в 1965-м и 2001 году.