Парафраз на прошлую тему
Парафраз на прошлую тему
«Стары Ольса» сейчас дает юбилейные концерты чуть ли не по всей Европе, там у него давно своя публика... |
Телефон Змицера Сосновского я как навязчивая поклонница добросовестно обрывала несколько недель. Встретиться, однако, не получалось: «Стары Ольса» сейчас дает юбилейные концерты чуть ли не по всей Европе, там у него давно своя публика... Впрочем, белорусские ценители средневековых экспериментов от «Старога Ольсы» не в претензии — в этом году по случаю своего 10–летия группа «от души» проехалась по стране, добравшись наконец и до Могилева, куда до сих пор ни разу не заезжала. Но и там аншлаг собрала не меньший, чем в городах, где Сосновский со своими музыкантами стали частыми гостями. Причем гостями любимыми... В общем, слава, которую «Стары Ольса» заработал себе за эти 10 лет, стоила никак не поспешного телефонного интервью, а обстоятельного разговора тет–а–тет.
Сразу, едва переступив порог его квартиры, я поняла, чего стоило Змицеру найти время для встречи со мной.
— Вон у меня пень стоит, клен — личная гордость, лет 20 ему, звон — заслушаешься! — кивнул он куда–то в сторону, оторвавшись от компьютера, где сочинял сценарий для выставки ретроавтомобилей (старинные авто лидер «Старога Ольсы» реставрирует с не меньшей страстью, чем исторические музыкальные инструменты). — И на балконе дерево вялится, еще старше, думаю, лет девяноста, не меньше. Не знаю даже как и когда его использовать...
Наш разговор прервался, не успев начаться: у Сосновского зазвонил телефон, и по обрывкам ответов невидимому собеседнику я догадалась, что в эти несколько минут он успел договориться еще на один концерт в Польше...
Словом, выяснять лишний раз, откуда взялось название группы и когда состоялся первый концерт «Старога Ольсы», я не стала — хоть накануне юбилея и принято вспоминать подобные даты, стоит ли тратить время на информацию, которую без проблем можно найти и на официальном сайте группы? Куда интереснее поговорить о событиях насущных, например, о финальном юбилейном концерте, который «Стары Ольса» даст 28 ноября в концертном зале «Минск»...
— Думаю, гостей отметить наш день рождения соберется немало, — прикидывает Змицер. — Друзья–то у нас везде... Хотим пригласить и всех музыкантов, с которыми когда–то работали. Пусть кардинально состав группы никогда не менялся, но вот флейтистки у нас тяжело приживаются: все–таки бродячая гастрольная жизнь для них тяжеловата... Опять же у девчат есть одна особенность — выходить замуж и переносить свою творческую энергию на семью. К счастью, после, реализовавшись в семейной жизни, они снова возвращаются к музыке. Например, все наши экс–флейтистки со временем организовали свои группы старинной музыки, мы с ними замечательно ладим, часто выступаем вместе...
Однако нам не хотелось бы превращать свой юбилейный концерт в официоз. По–моему, гораздо лучше, если это будет нечто интерактивное. Пусть наши гости сами решают, что хотели бы услышать. Пусть задают любые вопросы — мы ответим...
— Хотела уточнить у вас вот что: сколько альбомов вы создали за 10 лет? А то, смотрю, музыкальные критики все пытаются их сосчитать, но к единому мнению так и не пришли...
— Альбомов? Семь. Только один из них двойной, посвящен Средневековью и Ренессансу. Поэтому многие считают его за два полноценных альбома... Ну и плюс музыкальный спектакль «Ладдзя роспачы» по повести Владимира Короткевича.
— Значит, «Дрыгула» — ваш последний альбом на сегодняшний момент?
— О, про него я и забыл! Исправляюсь: 8 альбомов, 9 дисков и один музыкальный проект... Но количество дисков еще не характеризует творчество «Старога Ольсы». Ведь начинали мы со стилизации дохристианского фольклора, а теперь наши альбомы, по сути, полноценные научные исследования. Тексты, мелодии, инструменты — все строго соответствует своему времени. Стилизация нам больше неинтересна: аутентичного белорусского музыкального наследия нам хватит на всю жизнь и еще на несколько будущих поколений останется. Взять хотя бы знаменитый «Полацкi сшытак»: это же больше 70 потрясающих композиций, из которых только 15 исполнялись для современной публики...
— Слышала, вы собираетесь издать учебник по истории белорусской музыки...
— Такой учебник давно должен был выйти! Ведь у нас масса фактуры — начиная от археологических находок, первобытных инструментов, созданных еще во втором тысячелетии до нашей эры, множество иконографических материалов...
— А еще — тысячи нотных страниц из архивов Вильнюса и Кракова, подтверждающих, что белорусские композиторы сочиняли музыку порой более сложную, чем их европейские коллеги...
— Действительно, многие европейские музыкальные достижения основаны на творчестве белорусских музыкантов. ВКЛ — это же громадный культурный котел, в котором столько всего варилось! Византийская культура плюс латинская (я имею в виду культовую музыку) плюс богатейший белорусский фольклор... Все иконографические источники подтверждают, что нигде больше музыка не развивалась так свободно, так демократично, как это было на наших землях. Средневековые белорусские музыканты во многом опережали своих современников, что подтверждается множеством фактов... В общем, материалов — гора, но так вышло, что собрать их под одной обложкой еще никто не пытался. Я буду первым... Месяца через 4, думаю, эта книга уже выйдет в печать.
— Кстати, чем вы можете доказать, что древние инструменты, которые вы реконструируете, звучат точно так, как надо? Оригиналов–то не сохранилось, только изображения на старых фресках...
— Скандально известный австрийский дирижер, исследователь старинной музыки Николаус Арнонкур, чьи мысли, к слову, разделяю и я, утверждает, что доказать это невозможно, поскольку у нас отсутствует главный критерий — человек того времени, который объективно может сравнить свою и нашу музыку. Проще говоря, нет свидетелей! Однако способы максимально приблизиться к оригиналу существуют. Но для начала вам нужно изучить мировоззрение человека Средневековья или эпохи Ренессанса. Ведь музыка в то время сильно отличалась от современных представлений о ней. Тогда это была просто форма публичной импровизации — даже «Полацкi сшытак» содержит страницы, где пропущены нотные записи. Поскольку предполагалось, что в данном случае музыканты будут импровизировать на ходу, в зависимости от настроения события или своего собственного. Больше того, музыкант, исполнявший чужие или заученные мелодии, в Средневековье считался шутом!
Так вот, Арнонкур тем скандально и прославился, что утверждает, будто современный человек, живя в замке, облачившись в средневековую одежду и питаясь средневековой же пищей, вполне может создать и средневековую музыку... Так или иначе, но «Стары Ольса» не раз погружался в атмосферу того времени.
Все, что происходит на всевозможных средневековых фестивалях днем, — это для туристов. Для нас же главное — ночной пир у стен замка. Костры, «паходнi», медовуха — не водка с медом, которая везде продается, а настоящее медовое вино, совсем не такой крепкий и очень полезный напиток... Так вот, перенос в другую эпоху там чувствуется очень сильно, и не раз бывало, что прямо тогда у нас рождалась музыка, повторить которую после не всегда удавалось. В точности, как в прежние эпохи...
— Да уж, «Стары Ольса» — группа нестандартная во всех отношениях. Которая умудряется еще и репетировать со своим барабанщиком, призванным в армию...
— А как же — Сергей Тапчевский даже ездил с нами на гастроли по Беларуси! И на фестиваль в Гольшанском замке, посвященный 10–летию группы, ему дали увольнение: у нас хорошие контакты с командованием части, где служит наш талантливый барабанщик. Мы уже дважды выступали в его воинском подразделении, а Серегу периодически отпускают репетировать для поддержания формы... Кстати, на сцену в концертном зале «Минск» он снова выйдет вместе с нами. Хотя прическа у него, конечно, уже не средневековая...
Фото Олега Белоусова.
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ