Утомленные замком
Утомленные замком
Славный городок Несвиж, затерявшийся между багряными полями и голубыми жемчужными реками, на этой неделе пережил нерядовое событие, о котором вчера сообщала «СБ»: визит наследников по радзивилловской прямой — Матея и Николая Радзивиллов, пополнение художественной экспозиции Несвижского дворцово–паркового комплекса добросовестными копиями и скромными оригиналами, приезд чиновников и ученых, показ 1–го действия оперы Яна Давида Голанда «Чужое богатство никому не служит» в интерьерах городской несвижской Ратуши.
Оглядывая убеленных сединами научных мужей, затеявших тут научно–практическую конференцию «Несвижский дворец Радзвиллов: история, новые исследования», с болью подумалось: почему красота и целостность человеческой мысли не распространяется дальше научных залов? Не первая это конференция на моей памяти и не последняя. Но почему же все эти исследования, доклады, дотошные труды так и остаются на бумаге, а как только дело доходит до конкретной работы, до бытовой реконструкции, в Мире ли, Несвиже, все начинают хвататься за голову, ибо никакая пресловутая аутентичность места в реальной работе не берется в расчет? Неужели пресловутый процесс реставрации может ограничиваться только внешними косметическими действиями, не обращаясь к душе, не работая над сутью?
...Оставив научных мужей на их территории, подхожу к замку. Первая, кто встречает, — девчушка с пакетом мусора в руках. Мусор не ахти какой, две пустые пивные бутылки, которые она лихо швыряет в переполненные к полудню, зловонные мусорные баки. Но откуда этот мусор? Обращаю внимание: напротив замка располагается отдел физкультуры, спорта и туризма Несвижского райисполкома. Зачем? Почему? Не нашлось другого места? Звоню в Несвижский райисполком, становится совсем дурно: «Там располагается не отдел, а только бассейн отдела...» Можно вообразить, желающих отдохнуть после трудовых будней с «видом» на замок.
Недавно появилась новость, что дворцово–парковому ансамблю в Несвиже может угрожать исключение из Списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, потому как под видом реставрации Несвижского дворца происходит тотальная замена аутентичных фрагментов уникального памятника зодчества новостроем. Что и говорить, многовато здесь чересчур современных материалов и «евроремонта»... Даже чересчур...
— Не нагнетайте, — комментирует ситуацию доктор искусствоведения, профессор, лауреат Государственной премии Надежда Высоцкая. — К работе с ЮНЕСКО привлечен наш профессиональный реставратор, который посвящен во все тонкости работы, поэтому исключение из списка ЮНЕСКО Несвижу не грозит. Ситуация с замком намного сложнее, чем вам кажется. Здесь есть свои негативные и положительные моменты. Говоря откровенно, реставрационная школа на сегодняшний день в Беларуси утрачена. Ведь реставрацией в Несвиже занимаются рядовые строительные организации. Остановить этот процесс сложно. Современные материалы используются для удешевления стоимости работ. Это не может не накладывать свой отпечаток.
— Успокоили... Но все же согласиться с «новоделом» в таком историческом месте как-то трудновато...
— Поймите, ни в одном антикварном салоне Беларуси вы не найдете сегодня каплицы, алтаря, лавок, банкеток для бального зала Несвижа. Сегодня у нас попросту нет оригинальных вещей, чтобы заполнить залы замка. Это все нужно восстанавливать. И когда реставрация замка закончится, на самом деле она только начнется...
* * *
По итогам научной конференции, после прослушивания всех докладчиков, был принят документ, в котором сформулирована дальнейшая концепция развития несвижского комплекса: продолжение закупки и розыска необходимых экспонатов и детальная музеефикация замка.
Фото БЕЛТА и Алексея Кононова, «СБ».
Автор публикации: Сергей ПЕТРОВ