Оперный film noir
19.10.2009
—
Новости Культуры
Как утверждают многочисленные источники, Джузеппе Верди написал музыку к "Трубадуру" за 29 дней. Премьера оперы состоялась в 1853 году в римском театре "Аполло". Несмотря на наводнение, затопившее все примыкающие к театру улицы, зрительный зал был переполнен. Мелодии из нового произведения "короля оперы" молниеносно распространились по всей Италии, приобретая зачастую статус народных.
А уже в следующем году началось шествие "Трубадура" за пределами Италии. Так, в 1854 году оперу поставили в Мадриде, Вене, Варшаве, Будапеште, Париже. В 1855 году состоялась немецкая премьера в Брауншвейге, были осуществлены постановки в Лондоне и Нью-Йорке. В том же году итальянская опера представила "Трубадура" в Петербурге.
Ровно через столетие с произведением познакомилась и белорусская публика. В 1955 году постановку "Трубадура" осуществила Л. П. Александровская (дирижер - Л. Любимов). В 1965 году свою сценическую версию представили режиссер Ю. Уженцев и дирижер Т. Коломийцева. В 2001 году - режиссер Б. Второв и музыкальный руководитель постановки А. Анисимов.
Нынешняя версия - совместный проект театра и голландской фирмы Supierz Music Management. Именно это и определило интернациональный состав приглашенной голландским импресарио режиссерско-постановочной группы.
Но это не главная особенность нынешней постановки. Известный шведский режиссер Марианна Берглёфф представит в Минске свою концепцию знаменитого "Трубадура", где на смену феодальному замку, цыганскому лагерю и мрачным казематам придут атмосфера современного большого города, среда бандитских группировок и мафии.
Стилистически спектакль напомнит фильмы в жанре film noir 40-50-х годов ХХ века. Надменный, жестокий граф ди Луна из классического "Трубадура" превращается в босса мафии; его брат Манрико, пылкий цыганский трубадур, - в уличного музыканта в некоем анонимном большом городе, чужака и аутсайдера, возглавляющего банду бездомных уличных "цыган". Мечтательная, самоотверженная Леонора, по задумке режиссера, стала элегантной певицей в ночном клубе.
По мнению создателей спектакля, сюжет оперы определяют три основных момента: война - любовь - месть. "Современные режиссеры часто играют с историческим фоном пьесы, потому что борьба за трон в Арагоне и восстания испанских городов в начале XV века - общий фон, на котором развивается вымышленная запутанная интрига, - не слишком актуальны для сегодняшней театральной публики, - отмечается в пресс-релизе по поводу предстоящей премьеры. - Так как главное - это человеческие характеры, чувства и страсти, которые могут быть раскрыты с помощью музыки, категория времени здесь, как и во многих других современных постановках опер Верди, вторична, поэтому исторический контекст и место действия не имеют принципиального значения".
Еще одной режиссерской сверхзадачей стало придание достаточно статичному оперному действу добротной театральной динамики. В результате белорусскому зрителю обещаны не только поющие, но и играющие оперные солисты, "бегающие и прыгающие" солисты хора и, если верить программке, даже демонстрирующие боевые искусства спортсмены.
"Театр, который мы сегодня имеем, - это, к сожалению, не театр, а филармоническое выступление в концертных костюмах, - отметил на пресс-конференции по поводу премьеры музыкальный руководитель и дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Виктор Плоскина. - Свой слушатель, он уже привык и ему некуда деваться, но когда мы выходили на международный уровень, то мы проигрывали 18:0, имея очень хорошие голоса, имея хороший оркестр, имея хороший хор". И подобные совместные проекты - один из способов органичной модернизации белорусского оперного искусства.
Режиссер проекта Марианна Берглёфф ставила оперы в Германии, Польше, Швеции, Норвегии и России. Среди них - произведения Б. Сметаны, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини. С 2000 года она преподает в Школе оперы Академии музыки города Карлсруэ, ведет мастер-классы в музыкальных академиях Европы. Опера "Трубадур" - ее первая постановка в Беларуси.
Вместе с ней над спектаклем работала постановочная группа из Германии. Художник-постановщик Андрей фон Шлиппе закончил Академию изобразительного искусства в Мюнхене. Параллельно с учебой работал ассистентом режиссера Ю. Любимова, с которым впоследствии неоднократно сотрудничал в постановках зарубежных театров. В 1993 году в Театре на Таганке выступил художником-оформителем к постановке музыкальной притчи "Живаго (доктор)". Практиковал в театрах Европы (Мюнхен, Штутгарт, Лондон, Цюрих). Работает художником-декоратором сцены и художником по костюмам в оперных театрах Финляндии.
Художник по костюмам Кристина Халлер сотрудничала с оперными театрами Баден-Бадена, Карлсруэ, с 2003 года занимается свободной творческой деятельностью в театрах Германии и Швеции. Художник по свету Вольфи Айберт работает над световым оформлением классических и современных спектаклей на сценах оперных театров Мюнхена, Берлина, Нюрнберга, Вены. Выступал мастером освещения театральных фестивалей и постановок, среди которых Интернациональный фестиваль нового музыкального театра, Интернациональный фестиваль современного танца Tanzwerkstatt Europa и др.
Что касается бюджета данного проекта, то, по словам заместителя генерального директора театра Валерия Гедройца, он "довольно серьезный, но подъемный для белорусского театра". Тем более что в данном случае часть расходов взяла на себя голландская сторона. Она же получит и часть дивидендов - уже в начале ноября белорусская постановка отправится на гастроли в Голландию.
А белорусская опера продолжит свою работу. "В загашнике у нас "Макбет", готовится "Набукко" Верди, собираемся обновить классическую версию "Евгения Онегина", - перечислил ближайшие планы театра В. Гедройц. - Московский балетмейстер готовит детскую постановку "Золушка", в планах еще один новый молодежный балет. Планов много и все они интересные".
А уже в следующем году началось шествие "Трубадура" за пределами Италии. Так, в 1854 году оперу поставили в Мадриде, Вене, Варшаве, Будапеште, Париже. В 1855 году состоялась немецкая премьера в Брауншвейге, были осуществлены постановки в Лондоне и Нью-Йорке. В том же году итальянская опера представила "Трубадура" в Петербурге.
Ровно через столетие с произведением познакомилась и белорусская публика. В 1955 году постановку "Трубадура" осуществила Л. П. Александровская (дирижер - Л. Любимов). В 1965 году свою сценическую версию представили режиссер Ю. Уженцев и дирижер Т. Коломийцева. В 2001 году - режиссер Б. Второв и музыкальный руководитель постановки А. Анисимов.
Нынешняя версия - совместный проект театра и голландской фирмы Supierz Music Management. Именно это и определило интернациональный состав приглашенной голландским импресарио режиссерско-постановочной группы.
Но это не главная особенность нынешней постановки. Известный шведский режиссер Марианна Берглёфф представит в Минске свою концепцию знаменитого "Трубадура", где на смену феодальному замку, цыганскому лагерю и мрачным казематам придут атмосфера современного большого города, среда бандитских группировок и мафии.
Стилистически спектакль напомнит фильмы в жанре film noir 40-50-х годов ХХ века. Надменный, жестокий граф ди Луна из классического "Трубадура" превращается в босса мафии; его брат Манрико, пылкий цыганский трубадур, - в уличного музыканта в некоем анонимном большом городе, чужака и аутсайдера, возглавляющего банду бездомных уличных "цыган". Мечтательная, самоотверженная Леонора, по задумке режиссера, стала элегантной певицей в ночном клубе.
По мнению создателей спектакля, сюжет оперы определяют три основных момента: война - любовь - месть. "Современные режиссеры часто играют с историческим фоном пьесы, потому что борьба за трон в Арагоне и восстания испанских городов в начале XV века - общий фон, на котором развивается вымышленная запутанная интрига, - не слишком актуальны для сегодняшней театральной публики, - отмечается в пресс-релизе по поводу предстоящей премьеры. - Так как главное - это человеческие характеры, чувства и страсти, которые могут быть раскрыты с помощью музыки, категория времени здесь, как и во многих других современных постановках опер Верди, вторична, поэтому исторический контекст и место действия не имеют принципиального значения".
Еще одной режиссерской сверхзадачей стало придание достаточно статичному оперному действу добротной театральной динамики. В результате белорусскому зрителю обещаны не только поющие, но и играющие оперные солисты, "бегающие и прыгающие" солисты хора и, если верить программке, даже демонстрирующие боевые искусства спортсмены.
"Театр, который мы сегодня имеем, - это, к сожалению, не театр, а филармоническое выступление в концертных костюмах, - отметил на пресс-конференции по поводу премьеры музыкальный руководитель и дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Виктор Плоскина. - Свой слушатель, он уже привык и ему некуда деваться, но когда мы выходили на международный уровень, то мы проигрывали 18:0, имея очень хорошие голоса, имея хороший оркестр, имея хороший хор". И подобные совместные проекты - один из способов органичной модернизации белорусского оперного искусства.
Режиссер проекта Марианна Берглёфф ставила оперы в Германии, Польше, Швеции, Норвегии и России. Среди них - произведения Б. Сметаны, В. А. Моцарта, Дж. Верди, Дж. Пуччини. С 2000 года она преподает в Школе оперы Академии музыки города Карлсруэ, ведет мастер-классы в музыкальных академиях Европы. Опера "Трубадур" - ее первая постановка в Беларуси.
Вместе с ней над спектаклем работала постановочная группа из Германии. Художник-постановщик Андрей фон Шлиппе закончил Академию изобразительного искусства в Мюнхене. Параллельно с учебой работал ассистентом режиссера Ю. Любимова, с которым впоследствии неоднократно сотрудничал в постановках зарубежных театров. В 1993 году в Театре на Таганке выступил художником-оформителем к постановке музыкальной притчи "Живаго (доктор)". Практиковал в театрах Европы (Мюнхен, Штутгарт, Лондон, Цюрих). Работает художником-декоратором сцены и художником по костюмам в оперных театрах Финляндии.
Художник по костюмам Кристина Халлер сотрудничала с оперными театрами Баден-Бадена, Карлсруэ, с 2003 года занимается свободной творческой деятельностью в театрах Германии и Швеции. Художник по свету Вольфи Айберт работает над световым оформлением классических и современных спектаклей на сценах оперных театров Мюнхена, Берлина, Нюрнберга, Вены. Выступал мастером освещения театральных фестивалей и постановок, среди которых Интернациональный фестиваль нового музыкального театра, Интернациональный фестиваль современного танца Tanzwerkstatt Europa и др.
Что касается бюджета данного проекта, то, по словам заместителя генерального директора театра Валерия Гедройца, он "довольно серьезный, но подъемный для белорусского театра". Тем более что в данном случае часть расходов взяла на себя голландская сторона. Она же получит и часть дивидендов - уже в начале ноября белорусская постановка отправится на гастроли в Голландию.
А белорусская опера продолжит свою работу. "В загашнике у нас "Макбет", готовится "Набукко" Верди, собираемся обновить классическую версию "Евгения Онегина", - перечислил ближайшие планы театра В. Гедройц. - Московский балетмейстер готовит детскую постановку "Золушка", в планах еще один новый молодежный балет. Планов много и все они интересные".