Творчество дрибинских мастеров-шаповалов войдет в госсписок историко-культурных ценностей
14.10.2009 18:03
—
Новости Культуры
Творчество мастеров-шаповалов Дрибинского района Могилевской области обретет статус объекта Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Решение о необходимости придания такого статуса приняла Белорусская республиканская научно-методическая рада по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры, сообщила корреспонденту БЕЛТА заведующая сектором управления по охране историко-культурного наследия и реставрации Минкультуры Наталья Хвир.
Как рассказала директор историко-этнографического музея Дрибина Елена Ренковец, шаповальство - умение вручную валять валенки - хранится в регионе и передается молодым. При музее есть мастерская, где этому ремеслу обучают детей.
Шерстобитно-валялный промысел является своеобразной ремесленной визитной карточкой района. Существуют две версии возникновения шаповальства на Могилевщине. Согласно первой, валялному ремеслу белорусские крестьяне научились в Нижегородской губернии, куда их отправил владелец имения Антон Тихоновецкий. По другой версии, поскольку в регионе низкая продуктивность почвы, крестьяне вынуждены были зарабатывать на жизнь другим ремеслом. Им и стало шаповальство. В основном крестьяне занимались отхожим промыслом: путешествовали по всей России со своими нехитрыми инструментами. Есть даже сведения об одном белорусе-шаповале, который добрался до Америки.
Орудия труда шаповала очень простые: деревянные колодки, с использованием которых придается форма ступне валенка, и правидло, при помощи которого формируется голенище. Полотно (шерсть) укладывалось на стол. Раньше мастера делали магерки и брыли (головные уборы), валенки, рукавицы, или сподки, как их называли, в том числе с двумя пальцами для ямщиков и охотников (в них было удобно держать вожжи).
В основном используется шерсть овец романовской породы летней и осенней стрижки. На женские валенки уходит около 800 г шерсти, на мужские - 1 кг 200 г. При изготовлении изделий не используются никакие химикаты и кислоты, лишь горячая вода.
У мастеров-шаповалов есть свой язык, и до сих пор пожилые его знают и используют. Словарь включает около 1 тыс. слов. Понять их речь непосвященным невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, а также оценить гостеприимство хозяев. Если хозяйка встречала плохо, то и валенки делали соответствующие.
Как рассказала директор историко-этнографического музея Дрибина Елена Ренковец, шаповальство - умение вручную валять валенки - хранится в регионе и передается молодым. При музее есть мастерская, где этому ремеслу обучают детей.
Шерстобитно-валялный промысел является своеобразной ремесленной визитной карточкой района. Существуют две версии возникновения шаповальства на Могилевщине. Согласно первой, валялному ремеслу белорусские крестьяне научились в Нижегородской губернии, куда их отправил владелец имения Антон Тихоновецкий. По другой версии, поскольку в регионе низкая продуктивность почвы, крестьяне вынуждены были зарабатывать на жизнь другим ремеслом. Им и стало шаповальство. В основном крестьяне занимались отхожим промыслом: путешествовали по всей России со своими нехитрыми инструментами. Есть даже сведения об одном белорусе-шаповале, который добрался до Америки.
Орудия труда шаповала очень простые: деревянные колодки, с использованием которых придается форма ступне валенка, и правидло, при помощи которого формируется голенище. Полотно (шерсть) укладывалось на стол. Раньше мастера делали магерки и брыли (головные уборы), валенки, рукавицы, или сподки, как их называли, в том числе с двумя пальцами для ямщиков и охотников (в них было удобно держать вожжи).
В основном используется шерсть овец романовской породы летней и осенней стрижки. На женские валенки уходит около 800 г шерсти, на мужские - 1 кг 200 г. При изготовлении изделий не используются никакие химикаты и кислоты, лишь горячая вода.
У мастеров-шаповалов есть свой язык, и до сих пор пожилые его знают и используют. Словарь включает около 1 тыс. слов. Понять их речь непосвященным невозможно. Этим языком шаповалы пользовались, чтобы не выдать секретов мастерства, а также оценить гостеприимство хозяев. Если хозяйка встречала плохо, то и валенки делали соответствующие.