Минчане будут смотреть кино в трех измерениях
В следующем году столичный кинопрокат прогнозирует существенное увеличение количества посетителей. Причем бить рекорды прокатчики намерены буквально с первого дня нового года. Уже 1 января 2010 года в Минске можно будет посмотреть кино, снятое в 3D-формате — фантастический триллер Джеймса Кэмерона «Аватар».
Первым цифровым кинотеатром в белорусской столице станет «Киев». И он не будет единственным. Как оказалось, у «Киева» есть конкуренты, которые пока «прячутся» внутри торгово-развлекательных центров «Европа» (ул. Сурганова) и «Rubin Plaza» (пр. Держинского), но тоже позиционируют себя как будущие цифровые 3D-кинотеатры.
Кто же имеет большие шансы на успех среди зрителей?
«Залы 3D считаются сегодня самой зрелищной системой кинопоказа, — говорит руководитель проекта ООО «Кинотеатр Европа» Александр Николайчук. — Именно 3D-показ способен создать такую гиперреалистическую картинку в глазах зрителя, когда кажется, что это ты сам, а не камера, летишь вдоль каньона, врезаешься в косяк тропических рыб или заглядываешь в пасть симпатичной доисторической рептилии».
![]() |
Торговый центр «Европа» |
По его словам, современная 3D-технология показа стереофильмов гораздо более совершенна, чем та, которая использовалась в прошлом веке. Двухмерный по сути показ со стереоочками не всегда мог обеспечить полную цветопередачу и не всегда добивался настоящего эффекта объемности. Настоящий цифровой показ открывает совершенно новые горизонты для неизбалованных подобными стереоэффектами белорусов.
![]() |
Торгово-развлекательный центр «Rubin Plaza» |
Среди других преимуществ 3D-показа Александр Николайчук называет отличное качество кинопроекции, когда на изображении не будет царапин и пыли, дрожания и мелькания, а также отличное качество фонограммы, где звук не будет компрессироваться. Кроме того, по его словам, цифровая копия не подвержена износу в отличие от кинопленки. Для самих организаторов цифрового кинопоказа удобно, что доставка копии в кинотеатр осуществляется на жестком диске экспресс-почтой.
Сергей Дрожжинов, первый заместитель генерального директора УП «Киновидеопрокат», считает, что в течение 3-5 лет Беларусь сможет полностью перейти на цифровой показ, и это, по его словам, неизбежно. Определенный риск такой трансформации, по его мнению, есть, потому что вводить что-то новое всегда сложно: а примут ли это люди?
«Помню в 1998 году, когда мы решили ввести систему Dolby в кинотеатрах «Москва» и «Аврора», нас тоже все пугали, мол, вы что, зрители оглохнут! Но мир не стоит на месте, все люди живут в трехмерном измерении, а кино вот уже сколько лет мы видим в двухмерном формате. Надо менять технологии», — говорит Сергей Дрожжинов.
Репертуар цифровых кинозалов — отдельный вопрос.
«Чтобы показывать фильмы в формате 3D, нужно не только оборудование. Чем больше фильмов, снятых непосредственно в трехмерном формате, тем ярче будет наш репертуар, — говорит Сергей Дрожжинов. — А таких фильмов не очень много. Из самых ярких могу назвать «Ледниковый период», «Беовульф», «Аватар». В ближайшем будущем планируется выпустить на экран «Осадки в виде фрикаделек», «Пиранью», «Гарри Поттер и роковые мощи».
Кинотеатры «Европа» и «Plaza» планируют показать также прошлогодние фильмы 3D-формата, некоторые из которых ранее в Беларуси прокатывались в обычном плоском формате.
Также во всех трех кинотеатрах большинство фильмов будет выходить в двух форматах: плоском и объемном.
Будут между кинотеатрами и различия.

Во сколько же обойдется радость 3D-формата самим организаторам?
Александр Николайчук признается, что первоначальные инвестиции составляют около 1 млн. долларов, и окупить их планируется уже через 18 месяцев с момента открытия. УП «Киновидеопрокат» пока никаких цифр не называет, поскольку, как говорит Сергей Дрожжинов, самое главное — оборудование — еще не закупалось, ведется тендер, поэтому точная сумма расходов еще не известна.
Ни закупили оборудование и два других будущих 3D-кинотеатра. Бытует мнение, что 3D-показ набирает в мире такие обороты, что на всех желающих просто не успевают производить стереоочки, мол, все громадными партиями уходит в Голливуд. Однако Сергей Дрожжинов уверен, что «сейчас проблем с закупкой очков не возникнет, потому как во время кризиса не все могут их себе позволить». В любом случае, к декабрю, по крайне мере «Киев» и «Европа», обещают вопрос с оборудованием решить.
Зрителям также придется раскошелиться на стереоуслугу, так как цены на билеты по сравнению с плоским кино будут выше. Если в этом году средняя стоимость билета в системе «Киновидеопроката» колебалась в районе 8 тысяч рублей, то на 3D-сеанс билет в «Киеве» будет стоить 15 тысяч рублей, в «Европе» и «Rubin Plaza» цена будет варьироваться в районе 5-25 тысяч рублей в зависимости от дня недели и времени суток.
Однако ценовое различие с «Киевом» «Европу» не смущает. «Зритель готов платить дороже до 50% за стереофильм, — уверен Александр Николайчук. — К тому же, в некоторых случаях, как, например, с фильмом «Беовульф», кассовые сборы на одну цифровую копию превышали аналогичный показатель этого же фильма на пленке в шесть раз».
Кроме того, по словам Александра Николайчука, кинотеатр «Европа» будет иметь и ряд других преимуществ.
«Во всех ныне действующих 16 кинотеатрах Минска плохо развита сфера дополнительных услуг: бары и кафе, как правило, отсутствуют, а те, что есть, продают лишь ограниченный ассортимент пакетированной продукции, — говорит он. — Поэтому мы планируем создать кинобар, где в широком ассортименте будет продаваться попкорн и сахарная вата собственного приготовления, чипсы, напитки, пиво и элитный алкоголь. После полуночи, в выходные и праздничные дни кинобар будет работать как DJ Bar, а в одном из кинозалов без перерывов будет транслироваться тематический видеоконтент — рекламные ролики, музыкальные клипы, мультипликационные фильмы».
Кроме того, по словам Александра Николайчука, «Европа» находится на одном из ключевых транспортных узлов Минска, а в шаговой доступности от кинотеатра проходят 16 автобусов и троллейбусов и 11 маршрутных такси.
Не менее важным в системе организации нового кинопоказа является и то, что «Европа» и «Rubin Plaza» планируют ввести так называемую «систему лояльности». Это целый комплекс мероприятий — абонементы, клубные карты, скидки, подарочные сертификаты, которые помогут сформировать и увеличить количество постоянных посетителей.
Еще один важный нюанс — продажа билетов с помощью мобильных телефонов и платежных терминалов. «На сегодняшний день существуют договоренности с двумя операторами мобильной связи Velcom и MТС о возможности покупки билетов в кинотеатр с помощью баланса лицевого счета телефона, — рассказывает Александр Николайчук. — А современные платежные терминалы, подключенные к интернету, способны работать как в холле кинотеатра, так и в другом конце города».
По словам Александра Николайчука, «в городах, подобных столице Беларуси, на 100 тысяч жителей, как правило, приходится 3-4 современных кинозала. Таким образом, при условии сохранения существующей ситуации на рынке кинопоказа, в Минске могут успешно работать еще десятка четыре кинозалов».
Как видим, предела совершенству нет. Что ж, осталось подождать совсем немного, чтобы окончательно понять, воплотились планы в реальность или нет. Хотя, даже если планы воплотятся в жизнь не совсем в срок, — не беда. Москва, как известно, тоже строилась не сразу!