Атморави: «Ни один бизнесмен не вложит деньги в музыку»
Действительно, абсолютное большинство знает про белорусскую музыку следующее: это такая музыка, из которой можно делать концерты «За Беларусь!», можно – «Дажынкі» или просто оформление ко Дню города. Есть еще «какой-то андеграунд», сидящий по подвалам, в которые заглянуть страшновато. Такая музыка называется «неофициальная».
В Беларуси это часто бывает – что-то начинает делиться на официальное и неофициальное. С музыкой – то же самое. Ее никто не запрещает, в подвалах она уже давно не сидит, но ее стараются не замечать. Иногда случаются странные вещи – неофициальное может стать широко признанным, т.е. официальным. Но большинство остается в своем метафизическом подвале. На Западе или даже в России наши «неофициальные» музыканты часто популярней, чем на Родине. Чтобы выяснить, как сложилась такая ситуация, «Ежедневник» пообщался с известным музыкантом по имени АТМОРАВИ, который недавно выпустил шестой альбом, не уступающий по качеству европейским релизам.
«Главная проблема для нашего музыкального рынка и для самих музыкантов – то, что музыку можно абсолютно бесплатно и незаконно выкачать из интернета. Наше законодательство не предусматривает способов борьбы с сайтами, нелегально распространяющими записи. Таким образом, заработать что бы то ни было на сочинении и исполнении песен практически невозможно», – считает музыкант.
Действительно, популярность лозунга «Искусство должно принадлежать народу» у нас пока еще очень высока. И на человека, покупающего фирменные диски, у нас часто смотрят как на ненормального или скрытого миллионера – зачем что-то покупать, когда в интернете оно все появляется намного раньше и соблазнительно плохо лежит. В итоге денег с продаж музыкант получает до обидного мало, а вопрос, за какие такие жить и записываться, остается открытым.
«Ни один бизнесмен не будет вкладывать деньги в музыку, потому что выгоду тут получить невозможно. Многие говорят: «Нужно, чтобы был меценатом тот, кто оплачивает музыканта». Если мы идем этим путем, то получается, что содержимое определяет вкус какого-то небольшого количества людей… Их вкус и будет определять медийное пространство. Классический пример работы мецената – Анжелика Агурбаш. С невыгодностью вложений связано еще и то, что крупные артисты не приезжают в Минск с концертами. Например, нет смысла привозить в Минск группу Muse. Они спросят, как там ситуация с продажами. А в Минске альбомы не продаются. Естественно, музыканты захотят гонораром окупить потенциальные продажи альбомов и расходы. Если мы хотим бесплатно скачивать музыку – придется отказаться от концертов», – говорит Атморави.
Да, в этом плане нам до наших ближайших соседей: России, Литвы, Украины – еще очень далеко. В Беларусь, как известно, привозят только тех, кто стоит недорого и в рекламе не нуждается. Что интересно, эти два критерия очень часто совпадают. Не нуждаются в рекламе у нас почему-то те, кто на Западе чаще всего давно забыт, а у нас дорог меломанам по старой памяти – с тех пор, когда деревья были выше и трава зеленее. Вот, например, группа Nazareth приезжает в Беларусь каждый год – хоть во Дворце Республики поиграть, хоть на «Славянском базаре» мелькнуть, а в Великобритании они уже давно не нужны. У нас же наоборот – то, что происходит здесь и сейчас, это «уже не то».
«У нас, по большому счету, никому ничего не интересно. Есть какие-то значимые культурные явления, например московская группа «Барто», она и в Москве не собирает людей. При всей своей скандальности. Судя по всему, на нашем постсоветском пространстве люди ходят не на концерты, а посмотреть на кого-то «из телевизора». На концертных площадках плохой звук, плохой свет, никакого оформления. Можно сделать хорошо – только оно не окупится. Возможно, нужно делать максимально дешевые билеты – чтобы люди пришли просто посмотреть «что это такое». И публику эту надо поразить – этим должны заниматься не только музыканты, но и организаторы. Но вопрос опять же упирается в деньги», – поделился своими наблюдениями Атморави.
Если взять принцип популярности «из телевизора», то надо разобраться, что в этом самом телевизоре показывают. Выясняется, что белорусы даже на отечественных каналах появляются мало, да и в основном одни и те же (это если брать основные телеканалы). В остальное время там катаются на коньках. Радио выглядит либеральнее, но его после пресловутых 75% белорусской музыки не так уж и слушают. Музыкальных СМИ в стране практически нет…
«Дело в том, что экономика у нас вся строится по принципу «разрешить–запретить». Например, кому-то разрешают продавать песок. Этой конторе реклама не нужна – все равно всем остальным запретили. Если таких контор десять штук – тогда уже нужна реклама. Это касается и музыкальных СМИ, которые в Беларуси не конкурируют. Если есть что-то одно, какая разница, какого оно качества? Если бы речь шла только про экономику – принцип этот вездесущий. В частных беседах некоторые люди говорят, слушая музыку: «Такому надо запретить петь». Это как так? В «СБ» провели «круглый стол», и Александра Гайдук сказала «Выпускать на сцену можно только людей с профессиональным образованием». По такому принципу ни The Beatles, ни Боба Дилана мы бы никогда не услышали…» – продолжает музыкант.
Конечно, «неофициальных» музыкантов «в телевизор» не берут, альбомы их нужно искать где-то вне крупных магазинов, реклама появляется только на определенных сайтах. Поэтому просто найти послушать кого-то из белорусов достаточно сложно. Да и искать лень.
«Два моих альбома изданы на West Records, но эту компанию нельзя считать лейблом в западном понимании слова. В Беларуси нет лейблов – никто не занимается продвижением артиста, рекламой, проталкиванием на рынок. У нас зарабатывают на оптовой продаже дисков. Я не вижу смысла сотрудничать с ними дальше. Издатели лишены возможности продавать диски вне Минска. Поди купи диски «J: Морс» или «Ляписа Трубецкого» где-нибудь в Жлобине. Я не могу у нас пойти и сказать: «Давайте я вам заплачу деньги, а вы мне сделайте тур по Беларуси». Я на концертах больше продаю, чем в магазинах», – говорит Атморави.
Все эти проблемы, возможно, будут когда-нибудь решены, по крайней мере, очень хочется в это верить, ведь кроме «J:Морса» и «Ляписа Трубецкого» у нас еще много талантов. А пока на вопрос «А что, в Беларуси уже есть музыка?» будем отвечать: «Есть». А после искать ее по клубам и квартирным концертам.