Сергей Михалок: Меня интересует революция мышления

Источник материала:  
28.09.2009 15:48 — Новости Культуры

Лидер группы «Ляпис Трубецкой» рассказал о своем новом имидже и заявил, что в ближайшее время не собирается баллотироваться в президенты.

Об этом Сергей Михалок рассказал, отвечая на вопросы посетителей сайта «БелГазеты».

- Мне, как человеку часто бывающему на ваших концертах, очень не хватает общения музыкантов со зрителями. Общение вы заменяете на декламацию стишков, которые уже все знают и они воспринимаются как часть песен, и создается ощущение, что у вас нет желания просто сказать несколько фраз публике между песнями. Возможны ли какие-то изменения в этом направлении? Дмитрий.

- Наши концерты - это абсурдистские и буффонадные представления. Эпические «стишки» и «загоны» - часть сегодняшней «агитбригадной» концепции. Возможно, в будущем перейдем на творческие вечера в стиле авторской песни с чайком, записками из зала и милыми экспромтами. Ну а сейчас, пока что - вот так.

- В какой момент Вы поняли, что темы «змагарства» и анархии дают гораздо больший профит, чем отвязные напевы наподобие «Ты кинула» и «Я тебя не скоро...»?

- В 2004 году 18 сентября в 4.30 утра мне было видение. Святая левацкая троица - субкоманданте Маркос, Троцкий и Оливер Стоун - явились мне в сакральном сне, продиктовали текст песни «Капитал», предрекли финансовый кризис и левый поворот. Я за неделю сбросил 30 килограмм, набил 20 (!!!) татуировок, и скупил у неизвестных андерграундных групп тексты и мелодии «протестных» песен. А если ты владеешь НЛП, можно за месяц легко внедрить новую легенду в сознание людей.

- Сергей, как мне стать таким же крутым, как ты? (я не прикалываюсь, я серьезно).

- Рецепт из сказки Ершова «Конек-Горбунок»: вода студеная, вода кипяченая и молоко. Главное, при погружении говорить много матерных слов, чихать и пукать - пусть дурь выходит. (Я не серьезно. Я прикалываюсь).

- Что прикольного в боксе?

- Бокс - лучшая медитация для мужчины в современном мегаполисе. Концентрация и осознанность действий, отрешенность от проблем извне, самопознание и саморегуляция, умения и навыки, дающие свободу мышления и передвижения. Также бокс - любимый спорт, к примеру, Джека Лондона, Хемингуэя, Ремарка и многих других авторитетных людей.

- Интересует такой вопрос - расскажите, пожалуйста, о том, как вы пришли к идее создания альбома, основа которого завязана на революции не только медийном пространстве, но и в общественном сознании? Было ли вашей целью посадить в сознание вашего слушателя маленького Игги Попа в пионерском галстуке, или все же здесь скрыто что-то другое?

- Революция эстетических эмоций - не моя идея. Я лишь подобрал эстафетную палочку, нечаянно забытую в марафоне истории!

- Здравствуйте. Должен сказать, что некоторые песни из «Культпросвета» смахивают на откровенную революционную пропаганду, а музыка приобрела некоторую маршевость. Сергей, что вы можете сказать по этому поводу, какого вы мнения? Так же интересует, планируете ли Вы продолжать писать материал, по концепту схожим с «Культпросветом», или же вернетесь к более свободным по духу «Капиталу» и «Манифесту»?

- Меня интересует революция поведенческая и революция мышления. Перефразируя Троцкого, мне близка концепция «перманентной революции» в Искусстве. Уличные противостояния - не моя стихия; я артист и мыслю художественными образами. Баррикады на сцене, кровь из клюквенного сока и битвы мечами из папье-маше могут остановить Реальное Насилие, конечно, но только при наличии гуманизма и миролюбия как главной задачи. В этом плане я романтик и идеалист. А в чем еще смысл современного искусства?!

- Хотелось бы спросить как вы относитесь к творчеству группы «Гражданская Оборона», в частности позднего периода. Слышали, например, альбом «Зачем снятся сны»?

- Я очень люблю «Гражданскую Оборону» с юности, это великая группа и понять ее значение мы сможем только через некоторое время. «Зачем снятся сны» - альбом, доказывающий, что у Летова не было никакого творческого кризиса; как поэт и музыкант он был в отличной форме.

- Ваш новый альбом условно можно назвать «Манифест-2». Почему Вы выбрали топтание на месте, а не создание действительно новой музыки?

- В «Культпросвете» присутствуют новые триольные ритмы, маршеобразность и торжественность композиций. «Зомби-роботы» - для нас отчасти новый жанр панк-рок-н-ролла, «Пульс Эпохи» - кантри-джайв в духе Cake и Брайана Зетцера. Отсутствие лирики подчеркивает агрессивность повествования и концептуальность альбома. Магура, Чиполлино, Носферату, Калигула - это старые персонажи в новых реалиях. Есть самоповторы, но это говорит о зрелости нашего творческого почерка. Вы что, хотите, чтобы мы заиграли готику или эйсид-джаз, а я запел бы об уличных разборках, траффике кокаина или возрождении Великой Руси? Тогда это будет уже не постмодернизм, а ярко выраженная шизофрения. Мы уже нашли свой стиль. Конечно, он будет видоизменяться и эволюционировать, но коренного апгрейда на забаву десяти музыкальных критиков я делать не собираюсь. Разве что в рамках другой группы.

- В каком фильме и роль кого вы хотели бы сыграть?

- Я не люблю сниматься в кино. Хотя сейчас я снимаюсь в фильме группы «НОМ», но это не совсем обычный кинофильм. У меня там очень хорошая роль, я играю фантастического астронавта по фамилии Шерстюк. Роль хорошая, потому что меня на одной из планет бьет метеоритом и я на долгий срок впадаю в кому, фактически весь фильм в коме лежу. Потом прихожу в себя и с моим участием происходит несколько гэгов смешных - ну, уже по фамилии понятно, что это за персонаж, что он любит сало, например… Конечно, очень интересно проводить время в кругу друзей, интересных людей - Кагадеев, Копейкин, Лаэртский тоже в этом фильме снимается - это не похоже на съемки в настоящих фильмах. Я присутствовал на съемочной площадке, где идет работа над серьезными фильмами - для меня это достаточно «вялый» процесс, сложный: надо долго ждать, сидеть в гриме… я все-таки больше театрально-цирковой персонаж. Мне нужно действовать, а не ожидать. Поэтому я не любитель сниматься в кино.

- Я хочу спросить у Вас, какой Ваш любимый писатель и поэт?

- Кого-то одного трудно выделить: лучше я по три назову. Из писателей мне очень нравятся Платонов, Хемингуэй и Гашек, а из поэтов - Маяковский, Бродский и Артюр Рембо.

- Сергей, смеясь над фриками и шутами, ощущаете ли Вы, что сами превратились в эдакого растатуированного фрика? У меня же вы вызываете лишь чувство уважения, так как вы эдакий пост-панк современности и все это ваше поведение оно просто расковано. Легко ли быть таким? Как вообще вы получаете кайф от жизни?

- Шуты и фрики меня восхищают! Когда я над ними смеялся? Да, я растатуированный шут! Меня устраивает мое физическое воплощение! Человек сам выбирает себе оболочку для идеальной жизненной организации. Я был гораздо смешнее, когда весил 100 килограмм и бормотал проклятия в пьяном бреду... Раньше на меня плевали, а сейчас с меня смеются - налицо позитивный прогресс! Быть самим собой легко и интересно, а жить в квази-мире, лицемерить и притворяться - тяжело и опасно. Найти свое предназначение и реализоваться - вот кайф, смысл и радость жизни!

- Сергей, вы сейчас влюблены?

- Да.

- Скажите, пожалуйста, планируете ли Вы баллотироваться на пост президента РБ на очередных выборах? Почему?

- Хотел ответить остро, развернуть словосочетание «феодальная монархия», но решил ответить проще - меня устраивает моя работа и мое антиобщественное положение. Скорее всего, баллотироваться не буду, так что просьба никому не волноваться - ну, там, в избирательной комиссии.

- Потрясена вашими текстами. Расскажите, пожалуйста, какую литературу вы читали? В частности мне очень интересно узнать, какие книги вы изучали по демонологии, славянской мифологии и вообще по мифологии?

- Это вопрос, требующий долгого и пафосного списка. Поэтому я перечислю для примера только несколько книг. Эдит Гамильтон «Мифы и Легенды» - известная книга. Библия. Судзуки с книгой «Дзен». Вернер Линд написал очень хорошую энциклопедию боевых искусств. Фрейд «Тотем и табу». Гете «Фауст». Гейман «Американские боги» - очень хорошая книга. Данте «Божественная комедия». Но вообще я не увлекаюсь демонологией или мифологией. Мне кажется, это все должно являться частью кругозора всякого современного человека.

- Вы много читаете. Посоветуйте, пожалуйста, студенту навскидку 5 интересных на Ваш взгляд книжек. Николай.

- Наверняка, все эти пять книжек ты уже прочел (конечно, если ты хороший студент). Платонов «Чевенгур», Достоевский «Бесы», Мамлеев «Шатуны», Стерлинг «Схизматрица», Гашек «Похождения бравого солдата Швейка». Я еще две книги к этому списку «приплел», вдруг ты их не читал: Ирвинг Стоун «Жажда Жизни» и Джойс «Улисс».

- В связи с концертом в Логойске встретила фразу, что «было бы больше Культпросвета, но «Рецензирование» не прошло»... Похоже ли это на правду? И если это так, то как будут обстоять дела с Культпросвет-туром по Беларуси?

- Редакторы программы в ОНТ вырезали только песню «Клип», а вообще с «Культпросвета» мы играли все, что было на тот момент более-менее отрепетировано. Но это была все-таки не презентация «Культпросвета», поэтому звучали старые стихи и достаточно известный плейлист. Скорей всего, это была жирная логическая точка в концертной программе «Манифест».

- Сегодня Вы самая востребованная концертная группа в Беларуси. И зрителям в минском Дворце спорта, признаться, уже довольно тесно. Если желание взять новую высоту - Минск-арену?

- Мы не гонимся за количеством людей и масштабом площадки. Нас интересуют технические требования и комфорт для зрителей. Есть предложения в Минске, но не хочется «зарапортоваться», я уже сталкивался с тем, что люди году в 96-97, когда мы давали в Минске 3-4 концерта в месяц, публике мы приелись. Люди уже не видят никаких видоизменений, им требуется что-то новое. Я не хочу надоедать. А банально раз в год делать посиделки во Дворце Спорта тоже может стать предсказуемым и неинтересным шагом. Поэтому, возможно, мы просто сконцентрируемся на оупэн-эйрах, например, как в этом году. Минчанам, которые хотели нас послушать, было бы неплохо, например, вырваться на выходные и приехать на фестиваль Be Free в Чернигов. Это дешевле даже, наверное, чем купить билет во Дворец Спорта. А отрыв там намного интереснее - без ментов, охранников, с легалайзом. В общем, не знаю я пока что насчет концертов в Беларуси, не буду врать.

- Сирожа, привет. Можа пора отдохнуть от Ляписа и что-нить записать с Сашам. Ну так, что то типа антисоуш па пацанам. Ато уже у нас с пацанами все касеты затерты до дыр, хоть и перезаписывали и в домино скучно резать. Можа канцык какой, кумирау павидать. Р.S. Как дела у Панфлета с Анжелкай?

- Панфлет объелся рубероиду, потому что думал, что это просроченная кровяная колбаса - и сейчас икает. А Анжела попала в ЛТП и сейчас в культмассовом секторе устроилась аккордеонисткой. А по ночам за тушенку стриптиз танцует.

- Был ли у вас ВТО, просьба ответить без сарказма. Вы вообще часто бываете в астрале? Перепелица.

- Нет, ВТО у меня не было, а в астрале я был лет 20 назад, в этом состоянии попал в психиатрическую лечебницу, в 37-е отделение. Меня вернули в реальность с помощью сульфазина, аминазина и галоперидола. И после этого меня астрал не интересует. Многие за мной из этого астрала, кстати, охотятся - я многим там должен, поэтому возвращаться особо не хочу.

- Здравствуйте! Во-первых, спасибо огромное за песни ваши. Во-вторых, поинтересуюсь: как вы относитесь к Кастанеде? Наверное, читали. Если нет, то что посоветуете такого, на что было бы не зря время потратить.

- Насчет «посоветовать» - я уже в предыдущем вопросе достаточно писателей назвал. Вообще, мне тяжело что-то рекомендовать: сейчас я не то, чтобы читаю, а, скорей, перечитываю многие книги из тех, что читал в молодости. Наверное, я это и порекомендовал бы - перечитать те книги, которые вы читали в молодости, вернуться к литературе, которая раньше читалась просто потому, что была на пике моды. Я помню, что в моем институте было очень модно читать, прости господи, Леонида Андреева и Даниила Андреева. Я на самом деле их всех люблю, и «Дневник Сатаны», и «Розу мира». Но эта книга - неподвластная для двадцатилетнего человека! Она просто неподъемна! Поэтому ее нужно перечитывать в 35 лет, я считаю. Точно так же я рекомендую Достоевского для человека сформировавшегося. Для человека, имеющего богатый жизненный опыт, очень важно перечитать того же Гашека, того же Достоевского, для него откроются совершенно новые аспекты этих произведений. Поэтому лично я сейчас многое перечитываю. Я не гонюсь за новыми повествованиями - конечно, я читаю, разумеется, современную популярную беллетристику, и Елизарова, и новые книги Пелевина; стараюсь следить за молодежной субкультурной литературой, понятное дело. Читаю Мишеля Уэльбека, Чака Паланика. Но все-таки я нахожу в жизни место для вечной классической литературы. Если вы хотите читать писателей, соединяющих свое время с нашим, а философию с практикой, очень важно читать таких людей как Солженицын, Гиляровский, незаслуженно забытый многими Федор Сологуб, Сэллинджер, Воннегут. По моему мнению, эти авторы очень точно сформулировали важнейшие идеи нынешнего времени - и именно сейчас они должны быть суперактуальными. Мне кажется, что в 2010 году - если говорить о слове «мода» - эти ребята должны стать очень модными и важными.

Про Кастанеду. Ну, в молодости, конечно, многие мои друзья, особенно в среде музыкантов и художников, увлекались Кастанедой. Мескалито, путь воина - все это было в нашем лексиконе, а злоупотребление алкоголем и наркотиками нас еще больше в этом смысле вдохновляло. Я тоже читал несколько книг, мне все нравилось, я всегда говорил о пути воина и бравировал тем, что мне обязательно надо прыгнуть в водопад, и в пьяном бреду даже несколько раз прыгал в Свислочь в парке Горького, возле домика РСДРП… Но никакого сакрального чуда со мной не произошло.

- Скажите, как можно петь такую хрень? Вы что, убить всех хотите? Когда распадётся ваша группа?

- Здравствуй. Такая «хрень» поется легко и непринужденно, с легким белорусским акцентом, немного гнусаво: создается впечатление, что у вокалиста был сломан нос. Хотя и пением это назвать трудно. Скорее, «хрень» - это мелодическая декламация с ритмическими акцентами.

Я чту заповеди и убивать кого-либо боюсь. Хотя иногда (прости господи) руки тянутся к топору войны: хочется поднять над головой скальп врага и возблагодарить Маниту за дарованную доблесть и отвагу. Но я - человек осознанный, и секунды ярости не выходят из подсознания, так что не волнуйтесь. А период распада «ляписа» есть в химических справочниках - читайте и умнейте дальше на здоровье.

- Какое отношение Вы имеете к анархо-синдикализму? В чем выражается Ваша анархичность? Является ли альбом «Культ-просвет» очередным поэтическим стебом и не не сущим ничего серьезного? Алексей.

- Наконец-то! Я ждал появления «тру-анархистов» с трепетом и волнением.

Почему, когда я называю ЛТ «цирком аутсайдеров» мне не звонят гневные жонглеры и дрессировщики с требованием доказательств причастности к реальной формации «цирк»? Почему, когда я говорю «Мы - секта пасхальных розенкрейцеров!», мне не угрожают марионетки тайных обществ и религиозные фанатики? Но стоит мне произнести запретные слова «анархия», «либертарианство», «свобода ассоциаций», «равенство», «братство», как на меня тут же набрасываются ревностные «блюстители» чистоты анархо-движения и нетерпимые «автономы». Я не член какой-либо партии! Я не подписывался под ваши уставы! Я не клялся перед товарищами нести идеи свободы в соответствии с постановлениями съездов и сходок! Я не состою ни в какой анархо-катке и в своей жизни не соблюдаю приверженности исключительно работам Прудона и Бакунина! Идеи взаимопомощи, миролюбия, безвластия, взаимоуважения, автономии личности древнее любой из существующих анархо-концепций. Почему тогда многие партии и субкультурные группировки вырывают из общемирового контекста эти великолепные идеи и приписывают их только себе, придавая им некоторую эксклюзивность? А потом они мониторят это все и запрещают, грубо говоря, простым людям высказывать эти идеи - и, если что, постоянно их атакуют. С одной стороны, они постоянно говорят, что мир плох, что в нем много спящих людей, которых нужно разбудить - но сами себе противоречат своими поступками. Почему же «тру-анархисты», ратующие за свободу личности, за свободу воли, за терпимость и толерантность, на деле являются ревностными цензорами, так называемой «протестной элитой», которые запрещают таким как я, непосвященным, говорить о том, что волнует многих? Гаутама Будда, Пифагор, Иисус Христос, Ошо, Андреев, Толстой, Кен Кизи, Жан-Жак Руссо, Воннегут, Хемингуэй, Берроуз, дадаисты, Дюшан - много еще других великих людей, не анархистов, говорили, говорят и будут говорить об идеях, лежавших в основе анархо-коммунизма и антиглобализма. Перестаньте всюду искать конъюнктуру, позерство и моду! А если даже эти идеи станут модными среди, как вы говорите, неокрепшей и глупой молодежи, то эти идеи сами по себе намного важнее, чем мода на милитаризм, мода на криминальную романтику или мода на агрессию и бойцовские клубы.

А еще не нужно так буквально трактовать мои «художественные загоны».

- А кто твой любимый поэт из живых (русский)? Какая любимая русская группа? Какая любима английская группа?

- Поэт: Евтушенко. Группа: Аукцыон, Странные Игры, Мамонов, Агузарова (период, который был после «Браво», да и современное ее творчество меня восхищает), группа «Кирпичи», НОМ. Из английских - их очень много. Я сейчас выделяю эти: из современных - Arctic Monkeys, из великих - Clash, The Cure, Blur.

- Почему ВЫ «перековались» из людей поющих про «Золотые яйца» в революционеров буквально за два года??? Что денег на гопо-музыке зарабатывалось мало???Михалок,ты вообще по-моему всегда был идиотиком белорусской эстрады!!!Какой из тебя панк???Ты просто мега-каньюктурный менеджер!!!Почему вы глумитесь над панк-роком?

- А когда это я называл себя «панком», а «Ляпис Трубецкой» - панк-группой??? Меня интересует панк как стиль современного искусства - хулиганство, простота выразительных средств, протест и эпатаж, антиизящность и провокация! Дюшан и Энди Уорхол, Берроуз и Кизи, Хантер Томпсон, Линч, Гиллиам, Джармуш, Маяковский и Хлебников, Курехин и Мамонов - именно эти люди являются для меня примерами «панков в искусстве»! Короче, меня не интересует «субкультурная» принадлежность, меня вдохновляет «контркультурная» платформа и сумасшедший жизненный локомотив!

А если по «гамбургскому счету», то вот немного мемуаров: ... Я тусил на «Пингвине» и бухал на «Доме Масонов»… Дружил с Андеем Пановым (Свином), Зилом, Мамой Любой, Васей Шугалеем, Лешей Змеем, Сиропом и другими «легендами» андерграунда… Дрался с гопотой на «Гриль-баре» и «Пивных автоматах» на Немиге… На нас с Колтом в заводском РОВД лежали два тома дел об «организации пацифистских группировок на территории города»… Я выступал с «Автоматическими удовлетворителями», «ДК», «Комитетом охраны тепла»… В 1990 году под Гурзуфом участвовал в знаменитой битве неформалов с бандитами Крыма, где были убиты два подростка… У меня была буйная и явно антисоциумная молодость!!! Но даже при всем этом я всегда был сам по себе и не болел так называемой «детской болезнью олдовизны». Никаких штампов, ярлыков! Никаких «панк», «хиппи», «металлист», «рокер» и т.д. Я - обычный человек и очень этим горжусь.

←The Prodigy передали видеопривет Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика