Свет и тени
Свет и тени
Некоторые итоги театрального фестиваля «Белая Вежа»
В нынешнем сентябре Мельпомена явилась к брестчанам «похудевшей»: пришлось потуже затянуть пояс из–за мировых экономических проблем. Организаторы понимали — театрам сейчас нелегко. Афишу пришлось переписывать за несколько дней до начала: по финансовым причинам отказались от участия две заявленные зарубежные труппы. Тем не менее в Брест приехали 25 коллективов из 10 стран мира.
XIV международный театральный фестиваль «Белая Вежа» был посвящен Николаю Васильевичу Гоголю. И наверное, не стоит удивляться, что жюри выделило тематические постановки: «Ревизор» Гомельского областного драматического театра назван лучшим спектаклем, а Гран–при достался спектаклю «Гоголь. Вечера. Часть 1» Центра имени Всеволода Мейерхольда из Москвы.
Да, «Ревизор» — это настоящая классика, без переписывания текста на современный лад. Награда заслуженная. Кстати, не единственная. Диплом «За лучшую мужскую роль» тоже уехал в Гомель — он достался актеру Алексею Бычкову за роль городничего.
А москвичи показали саунддраму. Они держали зрителей в напряжении почти два часа — без антракта. Часть зала была в восторге, часть не оценила. Одни увидели мистику и магическую силу в постановке с непонятным названием «Гоголь. Вечера. Часть 1», другие покидали свои места, не выдерживая звукового натиска. Увы, при талантливой игре артисты все же не справились с акустикой брестского зала...
Любой фестиваль располагает как шедеврами, так и откровенно слабыми решениями. В число неудачных попал спектакль «Панночка» в постановке второго московского коллектива — областного государственного драматического театра им. А.Н.Островского. Видимо, москвичи не предполагали в этом году увидеть столь высоким уровень конкурса «Белой Вежи».
Несколько разочаровал и любимец брестчан львовский театр «Воскресиння». Спектакль «Ночь для женщин» обещал «интегральный стриптиз». Однако путь мусорщиков к стриптизу тянулся целых три часа, и зритель такой медлительности не понял. Артисты тоже негодовали: в зале несколько раз гас свет. Этот театр великолепен на площади, что было не раз доказано в Бресте. Удивить на сцене не получилось.
О площадных спектаклях — особый разговор. Их было четыре. Известный театральный критик Римма Кречетова заметила, что брестчане не просто идут на зрелище, а ищут смысл в представлениях под открытым небом. На нынешнем фестивале на ходули встали даже актеры Брестского академического театра драмы. До артистов львовского «Воскресиння», блиставших в первый день фестиваля, им еще ходить да ходить, но начало хорошее. «Опыт удачен при всех технических погрешностях. Брест создан для площадных спектаклей», — напутствовала брестских артистов Римма Кречетова. Почему бы и нет?
«Белая Вежа», несомненно, знаковое событие для областного центра. У фестиваля особая атмосфера. Соединение театров и культур разных стран всегда дает яркий праздник, который просто невозможно оставить без внимания. Подкупает и открытость фестиваля: он демократичный, здесь нет пиетета перед мэтрами, а есть уважение. Зал позволяет себе опровергать то, что говорят критики. Так получилось с театром из Душанбе. Таджикский государственный русский драматический театр имени Владимира Маяковского более часа сохранял власть над зрителями, держал их своей энергетикой, к особому удивлению театральных критиков, которые не могли и предположить, что брестчан заинтересует театр из Таджикистана.
На церемонии закрытия после великолепного концерта звезд белорусской оперы звучали авторитетные мнения, что фестиваль заметно продвинулся, обогатился в тематическом, жанровом и содержательном плане. Однако, как мне кажется, очень не хватало на этом празднике яркого и талантливого коллектива Брестского кукольного театра, который в дни «Белой Вежи» блистал на другом фестивале — в Хорватии. Александр Козак и Михаил Шавель — два отца–организатора «Белой Вежи». Кстати, на предфестивальную пресс–конференцию к журналистам явился только генеральный директор — художественный руководитель Брестского академического театра драмы Александр Козак, и стало ясно: его коллега Михаил Шавель и кукольный театр выпадают из обоймы «Вежы». Почему? В минувшем году театр закрыли на реконструкцию, но закончились деньги и кукольники опять вернулись на свою старую маленькую сцену. Якобы приглашать сюда гостей уже неудобно. Но в том ли истинная причина? Не буду искать черную кошку в темной комнате, лишь повторюсь: очень жаль, что в фестивальной программе «Белой Вежи» не было прежнего разнообразия кукольных спектаклей.
Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ
Фото: БЕЛТА