Театр одной актрисы
Театр одной актрисы
«Знiч» открывает юбилейный сезон
ДЯгилева выкладывает передо мной книгу за книгой, журнал за журналом, фотоальбомы, энциклопедии, дипломы международных фестивалей... Обширному архиву Белорусского поэтического театра одного актера «Знiч», который она, создательница и заботливая муза этого уникального проекта, собирает так скрупулезно, давно не хватает одного стандартного книжного шкафа. Что, впрочем, совсем не странно, когда театр существует вот уже 20 лет. Удивительно другое: что он вообще существует все эти 20 лет, когда разговоры о духовности, тем более со сцены, давно вышли из моды и сейчас способны вызвать, скорее, недоумение, нежели восторженные рецензии. Однако среди минских достопримечательностей «Знiч», этот невозможно элитарный, единственный в СНГ (и даже, пожалуй, в мире) репертуарный театр одного актера, занимает далеко не последнее место. Не изменяя себе, не подстраиваясь под меняющиеся правила игры на современных подмостках... И Галина Дягилева, его одухотворенная хранительница, остается как будто все той же, не меняясь даже внешне. Смотрю на нее сегодняшнюю и на фото той, другой Дягилевой, на 40 лет моложе, юной артистки Коласовского театра, со сцены которого Галина Алексеевна впервые шагнула к своему зрителю, и не могу удержаться от вопроса: «Как вам это удается?»
— Ну я все–таки актриса, — растерянно пожимает она плечами. — Стараюсь сохранять свое лицо...
— Тем не менее могу представить, чего вам стоит сохранять лицо, когда театра, похожего на ваш, не удалось создать больше нигде и никому. 20 лет оставаться эдакой белой вороной — для этого нужно обладать либо железной волей, либо совсем уж особенным взглядом на мир. А, возможно, и тем и другим сразу...
— Это правда, таких репертуарных театров с целым штатом актеров вы нигде не встретите... Но это такое интересное открытие! Не только для меня и моих коллег, но и для зрителей, которым наши спектакли все время помогают обнаруживать в себе нечто новое. Они нам потом столько рассказывают о себе, такие откровения в книге отзывов пишут...
— И все же мне сложно представить, как вам удается держать на плаву свой поэтический театр, искусство которого никогда не станет массовым. Когда вы такая мягкая...
— Я не мягкая! На самом деле я очень упрямая и требовательная, хотя и стараюсь быть внимательной к чувствам людей, с которыми работаю... Помню, пришел к нам в гости один большой чиновник. «А, это та самая Дягилева, вокруг которой пляшет столько народу!» — встретил он меня у порога. А на самом деле я пляшу вокруг всех намного больше, хотя по–прежнему сама играю в спектаклях, сама делаю постановки. Но артистов и режиссеров в «Знiч» приходит много, и репертуар у нас большой: для детей, для взрослых, даже одна моноопера есть...
— И все же, ну не верю я, глядя на вас, что вы способны повысить голос. Даже когда вам этого очень хочется...
— В общем, это правда, все вопросы я стараюсь решать спокойно... Но, между нами говоря, однажды я все же выругалась, причем прямо на рабочем месте! Не собиралась этого делать, вырвалось... Увы, это актеры готовы пожертвовать всем ради сцены, но театр — это еще и другие, не всегда творческие люди, которые порой не готовы делать больше, чем, как им кажется, предусмотрено трудовым законодательством... Никогда раньше мне не приходилось терять самообладание, только тогда — единственный раз в жизни. Это действительно не мой стиль — я не плачу, не кричу ни в театре, ни в начальственных кабинетах, нигде. Однако свое дело, за которое отвечаю, всегда довожу до конца.
— А с чего вообще начинался ваш «Знiч»?
— В двух словах, наверное, и не расскажешь... В 1984 году в Минске открылся Молодежный театр. Многие актеры надеялись раскрыться там по–новому — не стала исключением и я... А вскоре в театре провели реорганизацию, и Григорий Иванович Боровик, его первый главный режиссер (который после будет писать статьи о театре «Знiч» для энциклопедий), решил, что я подхожу ему не вполне... Но в нашей профессии всегда так — усмирять гордыню приходится часто. Главное — не прекращать искать себя. А я всегда была в поиске... Даже в театре имени Якуба Коласа, где мне сразу стали давать главные роли — за те 17 лет, что я там служила, сыграла 50 главных ролей, — всегда была в репертуаре. Тем не менее одновременно я ездила в Москву, показывалась Товстоногову... В общем, хотела проникнуть в профессию настолько глубоко, насколько это вообще возможно. Причем свои первые режиссерские работы стала делать еще когда при театре создали общество советско–вьетнамской дружбы, председателем которого назначили меня. И после, когда мне предложили вести в Витебске театр миниатюр, актерами которого стали в основном студенты–медики... К слову, и сейчас самые преданные поклонники театра «Знiч» — студенты минского медуниверситета...
Но тогда я решила продолжить свои поиски вне традиционного театра. Пришла в филармонию, показала одну из своих программ, посвященную Евгению Шабану — потрясающему режиссеру, который буквально умер на сцене, прямо во время постановки спектакля «Остров Елены» в нашем витебском театре... И меня взяли в концертно–лекционный отдел «мастером художественного слова», хотя и усомнились, что я, театральная актриса, задержусь надолго... А скоро и там провели реорганизацию, и на месте «моего» отдела создали филармонию для детей и юношества. «Вы не вписываетесь в новую концепцию», — сказал мне ее директор Герард Андреевич Чернышов. После чего взял меня за руку и привел в отдельный кабинет: «Вот тут и создавайте свой театр...» Поначалу Чернышов даже помогал продавать билеты на мои первые спектакли (которые шли в то время на разных сценах)! И потихоньку я стала обнаруживать, что все это нужно не мне одной. «Знiч» поддержало не только руководство филармонии, но и министерство. Приходили новые актеры, рождались новые спектакли — по прозе Короткевича, поэзии Богдановича, Янищиц, Пушкина... Появились даже кукольные постановки, «Знiч» стал постоянным участником международных фестивалей...
— Конфликтов с прихожанами Красного костела, где театр, в конце концов, нашел свое пристанище, у вас не было?
— Ну какие могут быть конфликты, если все наши спектакли так или иначе связаны с духовностью? Опять же, нас пригласил сюда отец Владислав, с которым мы познакомились еще в 1993 году, сначала как с одним из первых зрителей театра «Знiч»...
— А велик ли шанс у невостребованного актера выплеснуть наболевшее со сцены театра «Знiч»?
— Вы знаете, даже если актер не востребован в своем театре, о других подмостках он обычно не мечтает. Преданность актеров одному театру — это отнюдь не миф! Хотя порой даже самые великие артисты ждут достойной роли годами... Вот как это было с Александрой Климовой, которая когда–то сама пришла в «Знiч». Эту встречу я до сих пор воспринимаю одним из самых дорогих подарков в жизни. Хотя режиссеры Александру Ивановну недолюбливали, как и Раневскую, у которой был такой же мощный талант и которая точно так же была сама себе режиссером...
— У вас самой есть заветная, несыгранная роль?
— Конечно, мечталось о многом... Хотела бы сыграть Анну Каренину. И еще — «Мать» Чапека... Но важнее всего мне было научиться не лгать в театре, не прикидываться. Это сложно, но возможно. С помощью зрителей в том числе. Если у тебя что–то не получается на сцене, не надо делать вид, что все хорошо. В моноспектакле нет чужих спин, за которые можно спрятаться, зритель все равно видит всю тебя, какая ты есть. И если он тебе сочувствует — без слов подскажет, как вести себя дальше...
P.S. Свой новый, 20–й сезон Белорусский поэтический театр «Знiч» откроет 7 сентября дневным монопредставлением для детей «Вясёлая каруселя» на стихи Артура Вольского в исполнении заслуженной артистки Беларуси Ларисы Горцевой и вечерним спектаклем «Красёнцы жыцця» по роману Якуба Коласа «Новая зямля». На сцене — Александр Кашперов. 8 сентября «Знiч» приглашает на премьеру: кукольный моноспектакль от Вячеслава Шакалидо «Граф Глiнскi–Папялiнскi» по сказке Вольского. И это — только первая из премьер нового сезона...
Автор публикации: Ирина ЗАВАДСКАЯ
Фото: Артур ПРУПАС