Раритеты XIV-XIX веков представлены на выставке "Православная икона России, Украины, Беларуси"
Источник материала: БелТА
30.09.2008 16:16
—
Новости Культуры
30 сентября, Минск /Жанна Котлярова - БЕЛТА/. Около 90 православных икон, раритеты XIV-XIX веков, представлены на выставке "Православная икона России, Украины, Беларуси", которая открылась сегодня в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Посетители смогут увидеть иконы из фондов Национального художественного музея Беларуси, Государственной Третьяковской галереи (Москва), Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, передает корреспондент БЕЛТА.
Выставка приурочена к 1020-летию Крещения Руси, ее уже смогли увидеть в Москве и Киеве, теперь до 9 ноября экспозиция будет демонстрироваться в Минске. Выставка подготовлена при поддержке ИП "Бритиш-Американ Табакко Трейдинг Компани".
Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из стран. В иконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями уходящие в глубину веков. На протяжении столетий именно икона и приверженность православной вере являлись консолидирующим началом, поддерживающим устремление отстоять свое национальное самосознание, язык, культуру вопреки конфессиональным противостояниям, историческим и политическим факторам.
Самые древние из экспонируемых на выставке памятников сохранились в коллекции Третьяковской галереи - они и составляют раздел ранних икон и представляют многообразие искусства древнерусских художественных центров -Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы в XIV- XVI столетиях.
Посетители выставки познакомятся с изображениями общечтимых святых - князей Бориса и Глеба (первых канонизированных русских святых), их отца киевского князя Владимира Святославовича Красное Солнышко, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия (в миру - Даниила Саввич Туптало), автора-составителя широко известного труда "Четьи Минеи". Организаторам выставки представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы - "Богоматерь Владимирская", "Богоматерь Одигитрия", "Богоматерь Ильинская Черниговская", "Успение" и другие. Такие памятники, как семифигурный новгородский "Деисусный чин" XVI века, сложная подробная композиция "Рождество Христово" второй половины XVII века, "Иконостас" XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов, отражают своеобразие русского иконописания. Зародившийся на Руси в XIV веке высокий иконостас позднее появился в православных храмах братских народов.
Включенные в экспозицию выставки памятники украинской иконописи знакомят с ее разнообразием и самобытностью, а также предоставляют возможность проследить пути развития иконописи на протяжении XVI-XIX веков от поствизантийского времени до эпохи барокко - периода расцвета национальной культуры. Киево-Печерский историко-культурный заповедник представит иконы из различных регионов Украины - Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.
Представленные на выставке памятники белорусского искусства - только небольшая часть духовного творческого наследия народа, сохранившегося до наших дней. Экспонаты демонстрируют разнообразие стилей и направлений белорусской иконы - от памятников, сохраняющих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма.
Под влиянием западноевропейского искусства в белорусской иконописи XVI века наблюдается поиск новых выразительных средств на пути к созданию более жизненной трактовки изображений святых. В стилевом отношении эти самобытные памятники несут в себе черты позднего Ренессанса и раннего барокко. Представленные иконы отражают демократическое мировоззрение мастеров, адресную направленность слоям мелкой и средней шляхты. Многие из белорусских иконописцев - выходцы из народной среды, они сохранили непосредственное и поэтическое восприятие духовного мира предков. Иконопись представлена произведениями из различных регионов Беларуси.
Белорусский Экзархат подготовил каталог "Православная икона России, Украины, Беларуси", планирует сделать видеофильм.
Открывшаяся сегодня выставка не предполагает возможности отслужить молебен у прибывших икон. По мнению директора Национального художественного музея Республики Беларусь Владимира Прокопцова, молебен должен проходить в храме. Однако хранить иконы лучше в музеях. Храмы, как правило, менее защищены, в них не соблюдается температурно-влажностный режим, необходимый для надлежащего хранения икон. С икон следует делать копии, освящать их и отдавать в храм, считает Владимир Прокопцов. Как отметил в свою очередь генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов, в музее в Москве хранится, в частности, икона Донской Богоматери в специальной капсуле. Эту ценность галерея уже в течение длительного времени передает в Донской монастырь для организации служений.
Выставка растопила лет необщения между музеями, отметил генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Колевиц. Он выразил надежду, что в перспективе сотрудничество между музеями трех стран активизируется.
Выставка приурочена к 1020-летию Крещения Руси, ее уже смогли увидеть в Москве и Киеве, теперь до 9 ноября экспозиция будет демонстрироваться в Минске. Выставка подготовлена при поддержке ИП "Бритиш-Американ Табакко Трейдинг Компани".
Развиваясь в разных исторических условиях, русская, украинская и белорусская иконопись обрела национальное своеобразие и стала выдающимся явлением в культуре каждой из стран. В иконе раскрывается душа народа, в ней находят отражение традиции, нравы, быт, своими корнями уходящие в глубину веков. На протяжении столетий именно икона и приверженность православной вере являлись консолидирующим началом, поддерживающим устремление отстоять свое национальное самосознание, язык, культуру вопреки конфессиональным противостояниям, историческим и политическим факторам.
Самые древние из экспонируемых на выставке памятников сохранились в коллекции Третьяковской галереи - они и составляют раздел ранних икон и представляют многообразие искусства древнерусских художественных центров -Ярославля, Суздаля, Великого Новгорода, Пскова, Москвы в XIV- XVI столетиях.
Посетители выставки познакомятся с изображениями общечтимых святых - князей Бориса и Глеба (первых канонизированных русских святых), их отца киевского князя Владимира Святославовича Красное Солнышко, крестившего Русь, митрополита Ростовского Димитрия (в миру - Даниила Саввич Туптало), автора-составителя широко известного труда "Четьи Минеи". Организаторам выставки представляется важным показать общие для трех культур иконографические изводы - "Богоматерь Владимирская", "Богоматерь Одигитрия", "Богоматерь Ильинская Черниговская", "Успение" и другие. Такие памятники, как семифигурный новгородский "Деисусный чин" XVI века, сложная подробная композиция "Рождество Христово" второй половины XVII века, "Иконостас" XIX века, где изображена алтарная преграда храма, состоящая из семи ярусов, отражают своеобразие русского иконописания. Зародившийся на Руси в XIV веке высокий иконостас позднее появился в православных храмах братских народов.
Включенные в экспозицию выставки памятники украинской иконописи знакомят с ее разнообразием и самобытностью, а также предоставляют возможность проследить пути развития иконописи на протяжении XVI-XIX веков от поствизантийского времени до эпохи барокко - периода расцвета национальной культуры. Киево-Печерский историко-культурный заповедник представит иконы из различных регионов Украины - Волыни, Галиции, Киева и Киевщины, Черниговщины, которые являлись ведущими художественными центрами на разных этапах эволюции национальной школы иконописи.
Представленные на выставке памятники белорусского искусства - только небольшая часть духовного творческого наследия народа, сохранившегося до наших дней. Экспонаты демонстрируют разнообразие стилей и направлений белорусской иконы - от памятников, сохраняющих византийские традиции, до произведений периода барокко и классицизма.
Под влиянием западноевропейского искусства в белорусской иконописи XVI века наблюдается поиск новых выразительных средств на пути к созданию более жизненной трактовки изображений святых. В стилевом отношении эти самобытные памятники несут в себе черты позднего Ренессанса и раннего барокко. Представленные иконы отражают демократическое мировоззрение мастеров, адресную направленность слоям мелкой и средней шляхты. Многие из белорусских иконописцев - выходцы из народной среды, они сохранили непосредственное и поэтическое восприятие духовного мира предков. Иконопись представлена произведениями из различных регионов Беларуси.
Белорусский Экзархат подготовил каталог "Православная икона России, Украины, Беларуси", планирует сделать видеофильм.
Открывшаяся сегодня выставка не предполагает возможности отслужить молебен у прибывших икон. По мнению директора Национального художественного музея Республики Беларусь Владимира Прокопцова, молебен должен проходить в храме. Однако хранить иконы лучше в музеях. Храмы, как правило, менее защищены, в них не соблюдается температурно-влажностный режим, необходимый для надлежащего хранения икон. С икон следует делать копии, освящать их и отдавать в храм, считает Владимир Прокопцов. Как отметил в свою очередь генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов, в музее в Москве хранится, в частности, икона Донской Богоматери в специальной капсуле. Эту ценность галерея уже в течение длительного времени передает в Донской монастырь для организации служений.
Выставка растопила лет необщения между музеями, отметил генеральный директор Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергей Колевиц. Он выразил надежду, что в перспективе сотрудничество между музеями трех стран активизируется.
БелТА (оригинал новости)