«Нет вопросов к честным учителям - есть к системе». Семья из Пружан решила учить восьмерых детей дома
В новом учебном году девять из тринадцати детей пружанской многодетной семьи Оноховых-Журавлевых должны были пойти в школу. 1 сентября на линейку отправился только нарядный 13-летний Миша. Другие восемь школьников остались дома. После «коронавирусных каникул» и всего, что было до, во время и после президентских выборов их родители Виктория и Александр предложили детям попробовать надомное обучение. Те согласились. На днях мама отнесла в администрацию школы заявление. Решение пока не принято. Разрешат ли? Не факт. Но мама с папой готовы учить, дети готовы учиться, силы и терпение есть, планов — громадье, вопросов — куча. «Пока полет нормальный, — излучает оптимизм Виктория, — но есть ощущение, что свой самолет мы собираем на лету».
Днем 1 сентября компактные Пружаны непривычно многолюдны. По обочинам на велосипедах едут женщины в строгих платьях с букетами цветов, на остановках группками толпятся детишки в ожидании автобуса, по тротуарам, дорожкам, тропинкам в сопровождении нарядных мам и пап бредут с нагруженными рюкзаками школьники в строгих детских костюмах. День знаний в райцентре состоялся, всем спасибо, все свободны.
В доме Оноховых-Журавлевых — другая атмосфера. Дети на первом этаже строят город из кубиков Lego. Наверху мама Виктория обсуждает по видеосвязи вопросы организации надомного обучения. С недавних пор она не просто мама и опекун, но и основатель просветительского проекта «Свободная школа». Он связывает родителей, которые решили обучать своих детей по индивидуальному плану, друг с другом и с учителями. Для этих целей создали несколько тематических чатов, которые с утра до вечера «жужжат» без умолку. Люди обмениваются мнениями о частных школах, спрашивают, как правильно оформить заявление в школу на индивидуальный план обучения, создают образовательные кооперации. Все закрутилось стремительно, а обратно уже не раскрутить. Да и не очень хочется, признается Виктория, которая за несколько часов до нашей встречи опубликовала у себя в соцсетях такой пост:
«Управление по труду запросило данные о количестве детей у меня на опеке. Также их интересовал источник доходов как моих, так и мужа. Буду думать, что это для того, чтобы наконец-то вручить мне Орден матери, а не из-за Свободной школы».
«Нет необходимости, условно, ходить на хоккей по указке»
Из 13 детей Оноховых-Журавлевых девять — школьники. Классы — от третьего до девятого. Восьмерых родители планируют перевести на обучение по индивидуальному плану. Такое решение они приняли после прошедших президентских выборов.
— Система, продвигающая двойные стандарты, не может формировать пример для подражания для детей. Вообще, — объясняет Виктория, — У меня нет вопросов к учителям, которые держат принципиальную позицию. У меня вопросы к системе. Система двуликая. Она декларирует одно, а делает совсем другое. В школе рассказывают про гуманизм, а потом тихари с площадей запихивают мирных митингующих в «бобики». Так получилось, что сейчас надомное обучение — это один из способов для родителей показать свое несогласие с тем, что происходит в школе. Я очень хочу, чтобы мои дети учились в школе. Но не в такой, где учеба тесно связана с идеологией.
— С детьми как обсуждали этот вопрос?
— Мы им сказали: «Дети, есть идея учиться дома». Они на это: «Ура». Только Миша отказался переходить на индивидуальный план. Он остался в школе. 1 сентября пошел на линейку. Он у нас очень тусовочный, у него в школе своя компания, своя стая и ему важно быть с ними. Мы не возражали, — говорит Виктория.
Опыт домашнего обучения у семьи есть. Весной этого года во время эпидемии коронавируса Виктория и Александр забрали детей из школы. Последнюю четверть они доучивались дома.
— Ковид показал, что дети могут дистанционно осваивать материал не хуже, чем в школе. Поэтому у меня очень оптимистичные ожидания. Я понимаю, что существенно снижается уровень тревоги у детей, когда они не ходят в школу. У них нет лишних предметов, которые не пригодятся в будущем. И нет необходимости, условно, ходить на хоккей по указке для поддержания какого-то рейтинга класса. Также это избавляет детей от травли, которые есть в обычной школе, — рассказывает Виктория.
«Индивидуальный план, конечно, выходит дороже»
При обучении по индивидуальному плану дети занимаются дома, а школу посещают только для аттестации по предметам.
— Это очень удачная форма для нас, когда все дома. Нет никакой спешки, не нужно в суматохе собираться, бежать в школу. Детям не нужно есть столовскую еду. Быт устроен гораздо лучше, когда дети дома, и времени уходит на учебу гораздо меньше. В течение двух-трех часов они могли сделать все уроки, которые были в расписании, — вспоминает свой опыт мама.
Родители уже решили, что гуманитарные предметы будет преподавать филолог Виктория, а математическое направление возьмет на себя айтишник Александр. Для химии и физики они собираются нанять репетиторов.
— Как будем учить детей? Возьмем индивидуальный план, который нам выдаст школа. Посмотрю, что есть в учебниках по предметам, изучу общую программу по предметам, которая есть на сайте Министерства образования, и буду с детьми это все учить. Мы будем смотреть видео, слушать лекции. Если наших знаний не будет хватать — наймем репетиторов. Дети будут дома учиться, а в школу ходить на контрольные для аттестации. Чтобы ребенок получил четвертную оценку по предмету, у него должно быть не меньше трех оценок в четверти. То есть трижды по каждому предмету ребенок должен сходить в школу на аттестацию, — рассказывает Виктория.
В какую сумму обойдется надомное обучение восьмерых детей, родители еще не считали:
— Индивидуальный план, конечно, выходит дороже. С другой стороны не надо скидываться на ремонт класса, покупать школьную форму, за репетиторов — это тоже немалые статьи расходов. На канцелярку мы тоже много денег перед каждым учебным годом тратили. В этом году практически ничего не отдали. Оказалось, что все необходимое и так есть. А чего нет — схожу и докуплю.
Несмотря на все плюсы, домашнее обучение подойдет не всем, подчеркивает Виктория:
— Родители не смогут полноценно заниматься со своими детьми, если они работают по 8−10 часов в день на работе. С кем будет ребенок, пока мамы с папой нет дома? Один из вариантов для таких семей — образовательные кооперации, которые появляются в Минске. Шесть-семь семей объединяются, вместе находят учителей-репетиторов по нужным предметам, снимают помещение для занятий и приглашают помощника, который организовывал бы образовательный процесс и занимал детей. Утром отвезли на уроки, а к вечеру забрали. В Минске такие кооперативы создаются, у нас в Пружанах пока нет.
«Не подпадаю под критерии для постановки в СОП»
Некоторые дети в семье — биологические, другие находятся под опекой. По мнению Виктории, это не должно помешать их переходу на учебу по индивидуальному плану:
— Многих родителей пугают постановкой детей на учет как находящихся в социально опасном положении. Я хорошо знаю критерии СОПа. Там действительно есть пункт о препятствовании в получении ребенком образования. Но обучение по индивидуальному плану предусмотрено Кодексом об образовании — и оно никоим образом ничему не препятствует. Здесь я как законный представитель своих детей никак их права не ущемляю. Как раз школа, если откажет мне в переводе их на индивидуальный план, будет ущемлять права ребенка. Вот здесь, возможно, придется со школой схлестнуться.
Вопрос о том, как перевести ребенка на надомное обучение, один из самых популярных в чате «Свободной школы». Одного желания родителей здесь недостаточно. В Кодексе об образовании указано, что по индивидуальному учебному плану могут заниматься одаренные учащиеся и дети, которые по уважительным причинам не могут постоянно или временно посещать учебные занятия. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы с обоснованием. Затем администрация рассмотрит запрос на педсовете и даст ответ в установленный срок. Одна из частых причин отказа — недостаточно уважительная причина для перевода на индивидуальный план.
— В постановлении, которая описывает процедуру перевода на домашнее обучение, не указано, какие нужно предоставить документы в администрацию школы для перехода на индивидуальный план. То есть, все отдается на откуп директора, которая должна решить, убедительные у вас причины или нет. Я в своем заявлении указала, что работаю репетитором и в этом сезоне у меня будет очень много разъездов. Поскольку я законный представитель несовершеннолетних детей, я не могу оставить их без присмотра. Поэтому прошу школу перевести нас на индивидуальный план, чтобы они не были привязаны к месту учебы, — делится Виктория.
К переводу детей на индивидуальный план обучения у Оноховых-Журавлевых готово все. Осталось только получить разрешение от администрации школы.
— За образовательный процесс я не беспокоюсь вообще. Наоборот, это возможность родителям и детям сблизиться. С другой стороны — и ответственность большая. Не сможешь вздохнуть и сказать: «О, это школа их испортила».