Лукашенко грозит Литве отвернуться от ее порта. Но для этого, кажется, придется снова звонить Путину
В пятницу Александр Лукашенко пообещал Литве показать, «что такое санкции», и заявил, что поручил правительству внести предложение о переориентации всех торговых потоков из портов Литвы на другие. Это не первая попытка «грузовых войн», и у Литвы в ней немало аргументов.
«30% литовского бюджета формируют наши грузопотоки через Литву. Что еще надо? Зажрались. Поэтому поставим на место», — возмутился Лукашенко. Белорусские грузы действительно традиционно формируют около 30% грузооборота Клайпедского порта. В нынешнем году эта доля может вырасти, так как на фоне общего коронавирусного спада и белорусско-российского нефтяного конфликта именно через Клайпеду пошли основные потоки альтернативной нефти. В частности, как пишет Baltnews.lt, в марте в порту обработали 4,5 млн тонн, и этот результат перевалки за месяц стал лучшим за всю историю порта. Рост произошел за счет увеличения перевалки наливных грузов. В первую очередь — «альтернативной», в основном норвежской, нефти для «Нафтана». По приблизительным оценкам, общий объем поставок составил около 400 тыс. тонн сырой нефти.
И Беларусь не намерена отказываться от поставок альтернативной нефти, выполняя требование Лукашенко о диверсификации. «Надо идти к тому, что 30−40% мы будем покупать нефти в Российской Федерации. Процентов 30 мы должны с Балтики завозить и процентов 30 через Украину — проверенный уже путь», — заявлял президент в начале года.
Ближайший и потому оптимальный для Беларуси (особенно если речь идет о дорогой альтернативной нефти) порт — как раз Клайпеда. И это не раз доказывалось во время недавней «грузовой» войны 2017 года. Тогда президент России Владимир Путин предложил обязать белорусские нефтеперерабатывающие заводы использовать российскую инфраструктуру для перевозки нефтепродуктов. Минск даже с учетом предложенной Москвой скидки не готов был использовать ни Усть-Лугу, ни Санкт-Петербург.
Беларусь тогда аргументировала свой выбор наличием долгосрочных контрактов с Литвой и Латвией, гораздо раньше России взявшихся модернизировать свое портовое хозяйство.
Есть у Минска и другие аргументы и доводы, большую часть из которых Минск повторяет ни много ни мало с 2005 года. Тогда Беларусь и Россия решили наладить перевалку калийных удобрений через порт Калининграда, однако несмотря на громкие заявления, дело не дошло даже до отправки пробной партии. Причина прозаическая — экономическая неэффективность. На нее же Минск ссылался, отказываясь перекидывать грузы на Усть-Лугу в 2017-м — даже с учетом 50-процентной скидки на перевозку белорусского мазута, дизельного топлива и бензина экономика поставок не складывалась.
С учетом разницы в стоимости перевалки нефтепродуктов через российские и прибалтийские терминалы общие транспортно-логистические затраты в российском направлении были значительно выше. БНК тогда также тактично обращала внимание на трудности у основных российских терминалов в приемке белорусских грузов, особенно в зимний период.
Кроме долгосрочных контрактов, а в последние годы сообщалось о таких контрактах с «Беларуськалием», который обеспечивает около 20% от общего объема грузоперевозок по железной дороге в Литве, с «Гродно Азотом», «Белорусской нефтяной компанией», Беларусь в Литве имеет собственную инфраструктуру — в 2013 году «Беларуськалий» купил 30% Biriu kroviniu terminalas в Клайпеде и реализовал серьезную инвестпрограмму — около 100 млн евро, в расчете еще и на мощности «Славкалия». В конце прошлого года литовский бизнесмен Игорь Удовицкий и «Беларуськалий», владельцы Biriu kroviniu terminalas, заявили о намерении расширить бизнес в порту.
Для того чтобы развернуть потоки на другие порты региона, Минску придется или смириться с серьезными финансовыми потерями, или в очередной раз «звонить Путину» — просить Россию о серьезном снижении тарифов.