Как и из чего пропаганда слепила фейк о русофобии Тихановской
Удивительная история, когда русскоговорящую Светлану Тихановскую подозревают в намерении ввести ползучий запрет русского языка, а также разорвать отношения с Россией, имеет довольно простое объяснение — это не ее программа.
17 августа телеканал «Беларусь 1», а затем 18 августа и Александр Лукашенко на заседании Совбеза раскритиковали фейковую программу «так называемого оппозиционного штаба» (Координационного совета, созданного по инициативе Тихановской).
Подчеркивалось, что «альтернативная сторона» якобы намерена возвести границу с Россией, отключить российские ТВ-каналы, выйти из ОДКБ, перевести армию и образование на белорусский язык, подать заявления на членство в Евросоюзе и НАТО.
Координационный совет не имеет политической программы
На пресс-конференции 18 августа вошедший в КС Максим Знак, юрист объединенного штаба, сообщил, что регламент КС опубликован на
Знак парировал утверждения Лукашенко тем, что у КС отсутствует политическая программа, а предвыборная программа Тихановской публиковалась в правительственной газете «Звязда» и «там нет ничего из того, что теперь приписывают Светлане Тихановской».
Доверенное лицо Тихановской Ольга Ковалькова напомнила основные пункты настоящей программы: «Мирная передача власти, освобождение политических заключенных и новые выборы».
В свою очередь, член КС Павел Латушко обвинил белорусские спецслужбы в том, что «они кладут руководителю государства фальшивую информацию, на основе которой руководитель страны реагирует».
МИД России отреагировал на «русофобию»
На этом можно было бы ставить точку, но 23 августа к теме «русофобской программы» обратился глава МИД России Сергей Лавров.
По его словам, до выборов Тихановская заявляла об отсутствии у нее политической программы. «Сейчас уже программа есть, она появилась на сайте Тихановской и провисела там она недолго <…> Очень быстро исчезла вся эта бумага так называемая с сайта, что тоже показывает понимание откровенной провокационности подобного рода подходов», — цитирует министра агентство ТАСС.
По словам Лаврова, призывы отказываться от взаимодействия с Россией и организаций, в которые Россия входит, содержались в программе Тихановской только на белорусском языке.
«На русском языке этот элемент, эта часть документа не была размещена, что, в общем-то, говорит о том, что авторы документа понимали, что для тех, кто в Беларуси думает, живет, разговаривает на русском языке, это будет неприемлемо», — добавил Лавров.
Тихановская ничего такого не провозглашала
Собственно, и Тихановская «думает, живет, разговаривает на русском языке». Откуда у нее такая программа?
На официальном
«Независимость — наша абсолютная ценность, мы ее не продаем, не торгуем, не обсуждаем. Мы мирные люди и будем дружить со всеми, но только в интересах собственной страны. Мы должны создать партнерство на равных, а не зависимость от газовой или кредитной “иглы”. Нам всем предстоит большая работа. За 26 лет страна пришла к той точке, когда проблему нельзя решить одномоментно. Простого пути нет. Либо мы объединяемся и вместе идем дальше в страну для жизни, либо снова повторяем ошибки прошлых лет».
Как видим, в тексте нет конкретики по всем вопросам, кроме ценности суверенитета. Лавров говорит, что на русский язык критикуемая им часть программы не переводилась. Однако и в белорусскоязычной версии ее нет.
Может, и впрямь «бумагу» удалили с сайта? Однако исследование сохраненных в поисковиках версий сайта
Программа для какого-то единого кандидата
Однако возмутившие Лукашенко и Лаврова положения действительно можно найти, как выразилось белорусское телевидение, «в недрах интернета».
Речь идет о тексте «Реформирование сектора национальной безопасности» за подписью заместителя председателя Партии БНФ Алексея Янукевича. Этот политик не был доверенным лицом Тихановской, сама она в Партию БНФ не вступала. Как же они взаимосвязаны?
Текст Янукевича публиковался на сайте
Уже само это оформление наводит на мысль о некотором несоответствии. Тихановская не была единым кандидатом в президенты от демократических сил (что такое кандидат от независимых экспертов, не представляется возможным понять).
Эхо праймериз
Роль единого альтернативного кандидата в разные годы играли Владимир Гончарик, Александр Милинкевич. Перед минувшими президентскими выборами часть оппозиции попыталась провести праймериз для определения единого кандидата, но из-за коронавируса и внутренних противоречий процедура сорвалась.
Участвовавшие в ней представители традиционной оппозиции — Юрий Губаревич, Ольга Ковалькова, Николай Козлов — не сдавали подписи за свое выдвижение кандидатами в президенты, а использовали кампанию исключительно для пропаганды своих взглядов.
Под праймериз создавалась платформа, организаторы праймериз — движение «За Свободу», оргкомитет по созданию партии «Белорусская христианская демократия», Объединенная гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) и Партия БНФ — подписывали соглашение с претендентами на роль единого кандидата, которое накладывало на них ряд обязательств.
В частности, претендент должен был выступать за независимость Беларуси; против диктатуры; за защиту социальных и экономических прав граждан; за выход из ОДКБ; денонсацию договора о Союзном государстве; вывод иностранных военных объектов с территории Беларуси; развитие белорусского языка и культуры; добрососедские равноправные отношения с ЕС, США, Россией и другими странами; недопустимость вмешательства внешних сил во внутренние дела Беларуси.
Единственный кандидат в президенты, который действительно декларировал в ходе избирательной кампании ряд подобных тезисов, — Анна Канопацкая, которую организаторы праймериз отказались допустить в процедуру определения единого кандидата.
Если же говорить об участниках праймериз, то у каждого из них уже была своя политическая платформа, но поскольку они должны были идти на выборы не от себя лично и не от своей партии, а от коалиции, то попытка выработки программы выглядела логичной.
Насколько известно автору этих строк, процесс выработки программы приостановился вместе с разрушением единства в вопросе проведения праймериз. Однако наработки остались.
В качестве дорожной карты и «Реанимационного пакета реформ для Беларуси», а также с фотографией участников праймериз эти тексты публиковались на сайте zabelarus.com (сейчас сайт не доступен, доступна копия страниц в поиске Google). На сайте пояснялось, что это «совместная платформа политических организаций и независимых экспертов, объединившихся, чтобы инициировать позитивные изменения в Беларуси».
Пропаганда переобулась
Но вот тут кандидатом в президенты регистрируют Тихановскую, у которой, как справедливо отметил Лавров, не было политической программы, и доброхоты со всех сторон стали предлагать ей свою помощь. Не остались в стороне и разработчики «реанимационного пакета».
Тихановская выступила на одном из круглых столов, поблагодарила всех за помощь, но в свою предвыборную программу из предложенного взяла очень мало. Главный ее пункт касался новых выборов, а все реформы предполагалось делать следующему президенту.
«Реанимационный пакет» перебрался на сайт
Это оставалось вне общественного внимания всю избирательную кампанию, пока государственная пропагандистская машина громила «руку Москвы» в лице Виктора Бабарико, Валерия Цепкало и Светланы Тихановской, а инкумбент Лукашенко выступал защитником белорусской независимости от Москвы.
После 9 августа пропаганда переобулась, враг нашелся теперь уже не на востоке, а на западе, и уж тогда-то и нашли текст Янукевича о национальной безопасности.
Масла в огонь подлило то, что в разгар скандала текст сняли с сайта — конспирологи получили повод утверждать, что их оппоненты прячут следы.
В любом случае ни Тихановская, ни созданный по ее инициативе КС отношения к этому тексту не имеют.