В магазинах не обслуживают людей без масок, в метро вместо жетонов — QR-коды. Белорусы рассказывают, как изменился отдых в Украине в этом году
С 1 августа белорусам разрешили въезжать в Украину без предварительного теста на коронавирус и 14-дневной самоизоляции (она будет ждать уже по возвращении на родину). Достаточно просто иметь страховку от несчастных случаев и болезней. Изголодавшиеся по заграницам соотечественники не смогли пройти мимо такой возможности и рванули на юг — кто за Черным морем, а кто за «Пьяной вишней». Рассказываем, как там сейчас отдыхается.
Что там по Киеву?
Мария и ее друзья хотели съездить куда-нибудь на выходные. Из-за того что во многих странах «белорусам не рады», вариантов оставалось не так много. Выбрали Киев, потому что он совсем недалеко.
— Выехали на машине из Речицы в Новую Гуту. Быстро прошли белорусскую границу, а вот на украинской нас развернули: мы не оформили страховку. Я так поняла, она нужна на случай, если заболеешь коронавирусом и понадобится лечение. Вроде бы ее обязательное наличие ввели только с августа. Из-за страховки мы потеряли время и пробыли на границе 4—5 часов. Если бы знали заранее, справились бы меньше чем за час.
До украинской столицы компания добралась быстро — всего за 3 часа. И это, как выразилась минчанка, по очень раздолбанным дорогам. В Киеве сняли на шестерых трехкомнатную квартиру в 5 минутах от майдана Незалежности — получилось по $25 с человека.
— Было бы дешевле, если бы искали жилье заранее, а так мы бронировали его всего за день до отправления.
За два дня ребята потратили не так много денег — всего $100—200. При этом питались только в ресторанах 3—4 раза в день, ездили на такси и покупали сувениры.
— У нас под конец оставалась 1000 гривен (приблизительно $35), и чтобы не менять обратно, мы тратили их на все что угодно, вплоть до веганских тортиков.
Впечатления от Киева у ребят только положительные: просторный город, утопающий в зелени, с красивыми видами на каждом шагу.
— Особенно порадовало количество кафе и ресторанов. У них очень развита культура общепита, в миллион раз больше выбор и еда вкуснее, а цены такие же, как у нас.
Из-за непростой эпидемиологической обстановки почти во всех заведениях людей просят надевать маски. Снять можно только когда присаживаешься за столик. Официанты тоже носят маски и перчатки. Иногда на входе проверяют температуру.
— Без маски в принципе никуда не попадешь. Только в барах по вечерам как-то проще к этому относятся, можно и без нее пройти. Вообще, это скорее формальность.
Количество туристов в городе Марии сложно оценивать: Киев большой, люди толпами не ходят. Пару раз ей удалось расслышать иностранную речь, но на этом все.
— Сами украинцы приветливые, и совсем нет быдла. По крайней мере, я не встречала. К белорусам здесь хорошо относятся: кричат «Жыве Беларусь!», если видят знакомые номера или слышат наш акцент.
Двухнедельную самоизоляцию Мария не соблюдает. Поэтому и не раскрывает свою фамилию.
А если в Затоку?
Бобруйчанин Анатолий Жлобич вместе с семьей отдыхал в начале августа в Затоке. Это была уже третья их поездка на украинский курорт, которую они планировали еще в прошлом году.
— Ждали, когда границы откроют, и как только это произошло, сделали страховку и рванули туда. На белорусской границе нас сразу предупредили о 14-дневном карантине, а на украинской документы проверяли не как обычно: раньше пограничники сами подходили к автомобилю, а теперь ждали всех в своей будке.
В Затоке бобруйчане пробыли 10 дней. За это время встретили не так много белорусов: всего пару машин и туристических автобусов по дороге.
— Нам в Украине очень рады. Узнают по голосу и сразу улыбаются довольные: «Наконец-то приехали, да неужели!» Все-таки мы им деньги привозим.
Анатолий говорит, что в Затоке мало что изменилось с 2018-го, когда он был здесь в последний раз: на пляжах полно людей, дистанцию никто не соблюдает, развлечения типа массажа, водных горок и катания на квадроциклах работают. Из ограничений мужчина вспомнил всего одно: в супермаркетах сети «Таврия» человека без маски на кассе обслуживать не будут.
— Украинцы живут обычной жизнью. Наверное, тоже устали бояться.
Отдыхом бобруйчанин остался доволен: море теплое, погода отличная. Жалеет только, что времени на то, чтобы всем насладиться, было не очень много.
Цены, по словам Анатолия, по сравнению с позапрошлым годом немножко упали. На жилье так точно. Номер люкс (две двухспальные кровати, холодильник, телевизор, своя ванная комната) в трехэтажном домике-гостинице раньше стоил около $50 в сутки, теперь — $35. Фрукты тоже подешевели. Поужинать в хорошем заведении можно не за какие-то неприличные суммы, а очень даже бюджетненько.
По приезде домой вся семья села на 14-дневную самоизоляцию.
— На белорусской границе нам сразу измерили температуру, дали заполнить анкету: где отдыхали, контактировали ли с больными коронавирусом. Пришлось указать паспортные данные, адрес, номера телефонов. Потом мы с женой подписали бумагу о том, что у нас официальный карантин. Если нарушим его, получим штраф. Прошло 5 дней, пока никто нас не проверял. Сдали тесты [на COVID-19], у всей семьи отрицательные. Узнавали в санстанции и других службах, можно ли в таком случае отменить карантин. Нам ответили, мол, сидите дальше. Хотя знакомым из Бреста, которые тоже недавно вернулись из Затоки, разрешили выходить из дома.
Или все-таки Львов?
Мария Войтик каждое лето путешествует по Украине: тянет, потому что здесь ее корни и потому что атмосфера что надо. В этом году поездка была под угрозой: пускали только тех, кто сдал мазок на коронавирус, а чтобы сделать его в Минске, нужно было записываться в клинику за месяц вперед. Времени на это не было. Девушка вздохнула с облегчением, когда узнала, что с августа для въезда нужна только страховка.
— Купили с мужем билеты на автобус. До Киева ходит четыре раза в неделю, до Львова — два. Вроде получилось дешевле, чем обычно. Границу прошли без проблем. Как будет на обратном пути, не знаю. Вчера на вокзале услышали от охранника, что к людям, которые возвращаются в Беларусь из Украины, Польши, Литвы, относятся с особым подозрением. Не знаю, правда это или нет, но скоро проверю.
Молодая пара поселилась в 1,5 км от центра Львова в отеле. За две ночи отдали всего $27.
— Я человек не очень притязательный, мне не нужны какие-то особые условия. Я все равно не буду сидеть в номере. Из нашего окна видно только стену — для кого-то это минус, но мне все равно.
И еще немного о непритязательности: недавно Марии с мужем пришлось ночевать в сарае.
— Мы поехали на поезде в Карпаты, чтобы подняться на одну из горных вершин. Не рассчитали время, поэтому остановились на хуторе, где живет большая семья гуцулов (этническая группа украинцев). У них в доме не было места, поэтому нам предложили поспать в сарае. На самом деле это обыкновенная деревянная хижина, ничего ужасного. Зато мы посмотрели на их быт — они очень колоритные персонажи. Попробовали кремзлики — это как наши драники, только более нежные. А еще наливку, настоянную на травах (гуцулы в них хорошо разбираются), и чай. Они очень гостеприимные: один дядя долго уговаривал набрать 30 литров минеральной воды из живого источника и отвезти домой. Зачем, не знаю. И что интересно: хоть они и обитают в горах, но в курсе всего, что происходит в Беларуси.
Именно за людьми и каким-то особым микроклиматом Мария каждый год и приезжает в Украину. Она не тратит здесь много денег на сувениры и музеи, перекусывает в недорогих кафешках (благо во Львове всегда есть из чего выбрать: например, можно пару дней питаться одними круассанами и чувствовать себя отлично). Поэтому получается бюджетный отдых. Ведь наслаждаться архитектурой города можно абсолютно бесплатно.
— Меня очень радует здесь теплое отношение к белорусам. Сейчас это чувствуется особенно. Слово «братья» слышала раз пять.
Здесь нет нарядов милиции, разгуливающих по трое в парках с видом хозяев. Ты не чувствуешь себя преступником, который должен ныкаться. Хочешь — бери плед и садись на пикник в парке. Хочешь — пей «Пьяную вишню» прямо в центре города. За счет того, что Украина куда ближе, чем мы, к рыночной экономике, здесь много заведений, маленьких магазинчиков и лавочек. Да, людям непросто, но зато, чтобы открыть свое дело, не нужно обходить сто инстанций. А чтобы организовать массовое мероприятие, достаточно написать уведомление городским властям. Все это в мелочах складывается в атмосферу, которой очень не хватало в Беларуси, — атмосферу свободы.
Правда, из-за коронавируса ее стало чуть меньше, а ограничений, наоборот, больше. В общественных местах, если только они не на улице, появляться без маски нельзя. В заведениях такого человека просто не станут обслуживать. А в некоторых кафе гостям не выдают меню: вместо него — QR-код, по которому в интернете можно найти перечень блюд. QR-коды, распечатанные на бумажке, используют в метро вместо жетонов — нужно просто приложить к турникету. Так городские власти пытаются снизить риск распространения инфекции.
— Ну и конечно, в Минске мы будем вынуждены две недели пробыть в самоизоляции. Причем узнали мы об этом совсем недавно. Пожалуй, это единственный минус нашего отдыха.