В Могилеве прошли два митинга - за и против Лукашенко. TUT.BY задал по три вопроса сторонникам и противникам
В Могилеве сегодня, 18 августа, исторический день: одновременно прошли два разрешенных официально митинга — за и против Александра Лукашенко. На одном выступали чиновники и летал вертолет, а людей с одинаковыми табличками, транспарантами и флагами привозили и увозили централизованно на автобусах. На другой люди приезжали сами со сшитыми вручную бело-красно-белыми полотнищами, распечатанными и нарисованными вручную плакатами. Мы задали людям на обоих митингах одинаковые вопросы — и вот что получилось.
Митинг возле облисполкома
Начнем с официального митинга на площади Ленина возле здания облисполкома.
Он начался в 17.00 и продлился час. За это время на смонтированной сцене у памятника Ленину выступили 11 спикеров, в том числе глава области Леонид Заяц. А еще площадь трижды облетел вертолет с флагом Беларуси.
Нужно сказать, что митинг прошел очень бодро — с радостными выкриками, скандированиями и большим-большим количеством лозунгов и на плакатах с транспарантами, и в речах выступающих. Над толпой гордо реяли флаги Беларуси, Могилевского района, Федерации профсоюзов, предприятий — «Могилевхимволокна», МАЗа.
Вышел, правда, небольшой казус: огромное полотнище флага, вывешенного на фасаде облисполкома, в какой-то момент сдуло — закинуло на крышу здания. Но это не уменьшило градус радости толпы. А людей на площади было, по приблизительным подсчетам, 6−7 тысяч человек.
У людей в первых рядах у сцены было много одинаково оформленных плакатов с лозунгами «Мы здесь, чтобы защитить страну», «Мы за бацьку», «Лукашенко — наш президент», «Наша сила — в единстве народа», «Мы хотим жить мирно! Мы хотим сохранить то, что было построено нами», «За мир в наших семьях» и так далее. На вопрос, откуда у них такие одинаковые плакаты, кто-то отмалчивался, а кто-то говорил, что сами сделали — «распечатали из интернета».
Мы задавали людям три вопроса:
- почему они тут?
- что они думают о действиях силовиков 9 и 10 августа?
- какой они видят Беларусь в следующие 5 лет?
Двое мужчин с детьми размахивают большими флагами Беларуси, они в майках с надписью «Лукашенко — наш президент». Флаги, говорят Александр и Игорь, которые категорически отказались называть свои фамилии, — специально искали для митинга и сильно расстраивались, что не находятся. Но вот нашли — «в специальной конторе возле военкомата», купили по 22 рубля за полотнище, плюс 5 рублей — за палку. Говорят, что оба — предприниматели в сфере торговли пищевой продукцией.
— Мы пришли поддержать стабильность, спокойствие. Нам не надо ни майдана никакого, ни войны. Поэтому я за то, чтобы поддержать нашего действующего президента. И я буду за это сражаться силой, — говорит Александр.
— Подождите, вы же говорите, что вам не нужна война. Зачем тогда силой сражаться?
— Если придется. Но я надеюсь, что мы все-таки все умные, все мирно разберемся.
Игорь считает, что «менять что-то все-таки нужно — Конституцию, например».
— Силовики палку перегнули конкретно, это однозначно. И за это они должны понести какое-то наказание. А потерпевшим должны выплатить компенсацию. Люди же вышли мирно, как и мы сегодня. Так что, сейчас приедет ОМОН и начнет нас всех разгонять? Такого, что произошло 9-го числа, не должно было быть. Все нужно решать мирно и по закону. Мы же все выступаем ради детей, ради мира.
В ближайшие пять лет Игорь ожидает, что будут перемены — «надо Григорьичу что-то решать и повернуться к людям». В частности, предприниматели считают, что нужно пересмотреть работу всех сфер экономики и «начать показывать правду по телевизору».
— Мы за мир, за Беларусь, за мир в наших семьях, — наперебой говорят три молодые женщины с плакатом, озвучивая написанный на нем лозунг. Говорят, они могилевчанки, а о митинге узнали из соцсетей. Назвать свои имена женщины категорически отказались, фотографироваться — тоже.
— Мы пришли поддержать нашего президента, нашу страну и показать, что нас больше, чем 3%. Что мы не согласны с тем, что «красно-белые» предлагают. Нас сюда никто принудительно не приводил. И именно в этот момент, сейчас мы должны защитить нашу страну от того, что происходит, — от новых лидеров. Вообще, мы за мир, за стабильность, за то, чтобы дети наши жили в безопасности.
Силовики, по мнению могилевчанок, вели себя 9 и 10 августа правомерно — «нам же в интернете не показывают, что было до того, как они применили силу».
— Толпа эта бешено кидалась на ОМОН. И что, он должен был просто стоять и допустить разруху? Может, и не следовало им применять ту физическую силу впоследствии, но есть видео, как мальчики сами бросали в ОМОН камни. А потом перекрутили, что мирно вышли. Так что изначально было вранье.
И тут же женщины говорят, что они против насилия, а в ближайшие 5 лет они хотят видеть страну «такой же сильной и процветающей, мирной, какой она была до выборов».
— Я не знаю, кого что не устраивает. Я сужу по своей семье — нас все устраивает, — говорит женщина.
— А то нас возьмут и разделят. Присвоят нашу страну, — подхватывает могилевчанка с плакатом.
Женщины уверены, что некая «третья сторона» старается сделать разрыв, и они против этого. Им обидно, что против Лукашенко выступают молодые люди, которые всю жизнь прожили при его правлении и недовольны властью.
Татьяна Николаевна, Лариса Робертовна и еще одна женщина, которая отказалась представиться, работают в лицее № 1 Могилева. О митинге узнали в соцсетях, и одна даже приехала ради него с дачи. Все три голосовали за Александра Лукашенко. И все три отказались фотографироваться. Но поговорить согласились.
— 26 лет система работала прекрасно. Зачем ее ломать? Зачем придумывать что-то новое? Мы — за эту систему, которая работала и все нам дала и мир, и спокойствие. Почему мы должны переходить к тому, что нам навязывают? Возможно, нужно систему совершенствовать, но не уничтожать, не менять кардинально, — говорит Татьяна Николаевна.
Например, женщины против того, что предлагали другие кандидаты — переходить к частной собственности. И приводят в пример рижский завод, который производил радиоприемники и который «гремел на весь Союз», а собственник потом его закрыл и «выгнал всех рабочих на улицу».
— Сделаем так же — и скатимся в 1990-е годы, когда мы питались по карточкам, а люди были без работы. Так будет при смене президента. Поэтому нужен преемник нашего президента, который проводил бы точно такую же линию, чтобы сохранились все социальные гарантии. У нас шикарные дороги, шикарный отдых — у нас все шикарно. Люди нам завидуют.
— У нас дают больничный при коронавирусе, — подхватывает ее коллега. — У нас не остановился ни один завод, не закрылось ни одно учебное учреждение. А все ругали, что наш президент не закрыл страну, однако же Германия теперь бастует против карантинных мер.
Что касается протестов 9 и 10 августа и реакции на них силовиков, то женщины считают, что она была справедливой.
— Люди сами выходили, брали в руки камни, строили баррикады. Девятого числа ОМОН стоял тихо и мирно, но когда на него поперли, то получили в ответ так, как положено. Можно было прийти на такую же мирную демонстрацию, как мы сегодня, и сказать все, с чем не согласны.
— У меня сестра в Минске живет, она своих детей вечером, ночью встречает с работы, потому что не проехать ни на метро, ни в автобусе — эти протестующие бьют стекла, ломают все.
— А кто ответит за сто человек милиционеров, которым поломали ноги-руки, а двое с переломанными позвоночниками лежат в больнице? Это же чьи-то дети, мужья. А то, что были избитые, — это издержки таких массовых неконтролируемых мероприятий, нюанс толпы. Это нормально. Все наши газеты обошли кадры, когда на ОМОН, который стоит спокойно, идут люди с камнями в руках.
Беларусь в ближайшие пять лет могилевчанки хотят видеть такой же, как сейчас, — поэтому, говорят, и пришли на этот митинг.
— У каждого человека, в том числе лидера страны, есть много хорошего и есть плохое. Но мы считаем, что у нашего президента гораздо больше хорошего. Поэтому мы за него. Меня как гражданку Беларуси, как патриота своей страны не устраивает программа той же Тихановской.
Ирина Волкова и пенсионерка, с которой она держала флаг — женщина отказалась представляться, — коллеги. Но где работают, не сказали. На митинг они пришли добровольно, потому что считают Александра Лукашенко своим президентом. «Выборы прошли честно, и он заработал свои 80%», — уверены женщины.
Они считают, что «несогласным с результатами выборов нужно было вести переговоры, а не бросаться на ОМОН с кулаками».
— Показывали это смонтированное видео, где «бедных мальчиков» избивают. Но ОМОН исполнял свои служебные обязанности, он был на работе. На него набросились с кулаками, с палками, и он защищался. В любой стране при любом таком митинге есть жертвы. И те, кто выходил, должен был это понимать и знать, что они могут быть этими жертвами. Так что я считаю, что ОМОН вел себя правильно, — говорит Ирина Волкова.
Ирина говорит, что не понимает, кто такие эти люди, которые ходят под бело-красно-белыми флагами, потому что флаг Беларуси — красно-зеленый. И рассказывает, что вчера к ней во дворе, когда она гуляла с собакой, «пристали два бритоголовых и долго выясняли, за кого голосовала». Когда она ответила, что за Лукашенко, то они отреагировали агрессивно.
— Я никогда не слышала, чтобы проголосовавшие за Александра Григорьевича на кого-то напали. А эти… Я понимаю, что они идут за толпой, что эти убеждения — не их, а убеждения толпы.
На вопрос, откуда у них большой флаг Беларуси, Ирина отвечает: «Сшили». Но флаг явно заводского производства. Потом отвечает, что купили, а где — «какая разница?».
— Если останется Александр Григорьевич, я вижу мирное небо, постоянную работу, наши работающие производства. Люди будут в состоянии кормить своих детей. Александр Григорьевич был единственным достойным кандидатом из списка, на мой взгляд, поэтому я его и выбрала.
Все одиннадцать спикеров, которые выступали на сцене, — чиновники, главы общественных организаций и предприятий, учителя, говорили о том, что они за мирную, процветающую Беларусь. И против того, чтобы ее кому-то отдавать и тем более делить. Говорили и об Александре Лукашенко — глава региона Леонид Заяц, например:
— Четверть века назад наша страна находилась на краю пропасти. Решался вопрос, быть или не быть нашему суверенному государству. И тогда белорусский народ принял правильное решение — избрал своего национального лидера президентом нашей страны — Александра Григорьевича Лукашенко. Совершенно молодого человека. И мир затаил дыхание: что же будет? Как видите, годы рассудили. Народ не ошибся в своем выборе. А президент достойно, с честью выполнил свои полномочия. Он превратил нашу страну в цветущий край, обеспечил нам равноправие, независимость нашему государству. Именно с его именем связаны многие трудовые победы.
После митинга люди на площади разделились на небольшие группки и отправились к автобусам, которые были припаркованы за зданием облисполкома и на автовокзале. Это были как большие туристические автобусы, так и маленькие, и школьные, а также микроавтобусы — тоже с надписью «Дети». Они привезли людей централизованно из Могилева и Могилевского района и так же отвезли их обратно.
Митинг на площади Ленина продлился час.
Митинг возле горисполкома
В это самое время на площади перед горисполкомом собрались другие люди — с противоположными взглядами. И не расходились в течение трех часов.
Вообще могилевчане, несогласные с результатами президентских выборов, собираются в центре города уже вторую неделю. Самый массовый митинг был в воскресенье, 16 августа, — горожане вышли на Всебелорусский марш. Только пешеходов, не считая участников на машинах и мотоциклах, было, по приблизительным оценкам, около 10 тысяч человек.
Сегодня, 18 августа, людей было, конечно, в разы меньше — несколько сотен. Они пришли в центр города — с разрешения главы Могилева, кстати, — чтобы выступить против Александра Лукашенко.
Люди традиционно принесли бело-красно-белые флаги — некоторые сшитые вручную или скрепленные степлером полотнища, белые и красные воздушные шары, такого же цвета ленты, плакаты — в большинстве своем нарисованные от руки.
В целом их позиция давно известна. Эти могилевчане считают результаты выборов сфальсифицированными, Александра Лукашенко — нелегитимным президентом, выступают за отставку и справедливый суд над Лукашенко и министром внутренних дел Юрием Караевым за массовые избиения и лишение свободы нескольких тысяч белорусов по всей стране.
Мы задавали людям те же самые три вопроса:
- почему они тут?
- что они думают о действиях силовиков 9 и 10 августа?
- какой они видят Беларусь в следующие 5 лет?
— Я пошла следом за детьми — они оторвали меня от телевизора, — смеется пенсионерка Татьяна Горбунова. — Я уже не «кухарка» и никогда не была «проституткой». Я всего-навсего хочу, чтобы мой сын жил в свободной стране. И не хочу, чтобы нас оскорбляли. Сегодня пришла очень печальная новость: молодой парень, директор музея в Волковыске, не подписал протокол, пропал, и нашли его труп. Как можно после такого относиться ко всему этому? Как могут учителя дальше учить наших детей, если они их обманули, обманули их родителей с этими выборами?
29-летний Константин Шишмаков, директор Волковысского военно-исторического музея имени Багратиона, пропал 15 августа. Он отказался подписывать протокол избирательной комиссии, позвонил жене и сказал: «Я здесь работать больше не буду, еду домой». Но домой так и не приехал. Сегодня его нашли мертвым, предположительно, это суицид.
Сегодня Татьяна Горбунова пришла с плакатом-поздравлением Сергея Тихановского с днем рождения. На прошлом пикете у нее был плакат с бюллетенями проголосовавших за Светлану Тихановскую, которые явно пытались сжечь.
Женщина считает, что в ближайшие годы придется исправлять результаты работы нынешних чиновников. А под каким флагом — вообще неважно.
— Я хочу, чтобы мне не врали. Чтобы чиновники на нас не наживались и не строили за наш счет себе коттеджи и дачи.
Супруги Наталья и Вадим пришли, чтобы быть вместе с людьми, которые так же, как и они, «хотят свободы и не хотят обмана».
— То, как с нами поступили на выборах, — это беззаконие и ложь. Тут — посмотрите — приятно увидеть и побыть вместе с настоящей интеллигенцией, с людьми свободными. Мы видели, как со всех областей собирают в Минске людей на митинг за Лукашенко. Представьте, что будет, если все, кто против него, так приедут? Минск всех просто не вместит.
Семья могилевчан видит Беларусь парламентской республикой со свободными СМИ. Они считают, что резко все белорусы не разбогатеют после смены президента, но как минимум почувствуют себя людьми уважаемыми, а не обманутыми.
— Беларусь будущего — мирная, без избиений, без преследований по политическим мотивам, это страна, где каждый может свободно выразить свое мнение по любому поводу и ему за это не сломают руку.
Что касается действий силовиков 9 и 10 августа, то супруги считают, что те проявили свой непрофессионализм. Молодые люди согласны, что были провокаторы, действия которых нужно было пресекать, но не так жестко и не «хватать всех подряд».
— С задержанными вагнеровцами так не поступали, которые якобы террористы, как силовики поступили со своими земляками, — говорит девушка.
— И почему по фактам избиения милицией простых граждан до сих пор не возбуждено ни одного уголовного дела? Зато возбуждены в отношении гражданских, которых обвиняют в избиении милиционеров. Почему такая однобокость? Так что мы видим, что белорусский закон работает только для одной стороны.
— Я пришел сюда за ощущением свободы, порадоваться за Могилев и за нашу молодежь, которая не терпит лжи и не боится выразить свое мнение, — говорит Геннадий Ткачев. — Мы тут стоим за наших детей.
Он говорит, что точно знает об обмане как минимум потому, что понимает: избирательные комиссии не могли за полчаса посчитать бюллетени на своих участках — он сам в советское время работал на выборах в такой комиссии.
— А еще посмотрите: у нас страна из диктатуры превращается в военную хунту — сколько руководящих должностей, даже на заводах, занимают силовики, пусть и бывшие. Это же военный захват власти. Что они творили 9 и 10 августа! Это было сделано специально, чтобы потом обвинить простой народ, который мирно вышел на улицы. Я сам в понедельник, десятого числа, пришел сюда в центр, так меня гнали силовики от одного угла универмага до другого — за что? За то, что иду?
В следующие 5 лет Геннадий хочет видеть Беларусь свободной, а белорусов — счастливыми. Говорит, будет тяжело, но люди справятся — «если Лукашенко уйдет».
В стране уже вторую неделю идут протесты. Несогласные с результатами выборов белорусы выходят на улицы своих городов и поселков. Буквально ежедневно появляется информация о том, что признать результаты выборов недействительными требуют все больше предприятий, а их работники грозят забастовками. Сторонники действующего президента выходят на свои митинги. Что происходило в стране вечером 18 августа — читайте в нашем онлайне. (О том, что происходило днем подробно можно узнать тут.)