«Двое из Дворца»: Лукашенко – всё и только для прессы; посол Словакии – поступок ордена достойный; на «Атланте» прохлаждаться некогда
О том, что чувствует себя в Беларуси как дома, посол Словакии говорил, а в понедельник во Дворце ещё и продемонстрировал. В комнате ожидания он удобно устроился перед телевизором. Оказалось, новости дипломат не пропускает, он и о своём награждении узнал из эфира.
Йозеф Мигаш, Чрезвычайный и Полномочный посол Словакии в Беларуси: «Совершенно секретно это, наверное, было, потому что никто и не спрашивал, что касается биографии или каких-то других фактов».
Йозеф Мигаш - тот самый дипломат, которого коллеги в Евросоюзе осудили за участие в минском параде 9 Мая. Для сына партизана и антифашиста, как он себя назвал, юбилей Победы стал личным исключением из правил Брюсселя.
- А если бы знали заранее, что это будет вам стоить карьеры, вы бы присутствовали на параде в Минске?
Йозеф Мигаш, Чрезвычайный и Полномочный посол Словакии в Беларуси:
- Действительно, я не думал, что оно выйдет так, как вышло. Если бы ситуация повторилась уже через ту призму, с которой связан мой уход с миссии по собственному желанию, я бы сделал так же и ни минуты бы уже сейчас не думал. Потому что совесть, честь, убеждения – всегда выше любой должности.
А он, к слову, лишился сразу двух. Посол Мигаш создал в Минске футбольный клуб «Дипломат», и гордится, что был его капитаном.
С собой у дипломата и папка с документами, всё же за 4,5 года, пока он в Минске, отношения с Братиславой укрепились. Посол и в отставке эту работу продолжит как частный консультант и как единственный словак, награждённый орденом Скорины.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Задолженность у меня перед вами, как у нас говорят, должок. Позвольте мне отойти от протокола, мы редко здесь вручаем эти награды».
А ведь не только награду увезёт с собой дипломат – ещё и друга, в буквальном смысле. Белорусские пограничники подарили того, кто для них символизирует преданность и верность. Щенка немецкой овчарки в семье Мигаш назвали Зора.
Этих гостей Дворца хорошо слышно. Почти всех. У кого-то на мундире появилась только первая награда – благодарность Президента лучшим выпускникам. Есть у военных традиция – находить знаки отличия на дне бокалов. С генеральскими погонами, очевидно, сложнее, звёзды с них не снимешь.
- Как принято отмечать вручение генеральских погон?
Юрий Назаренко, заместитель министра внутренних дел:
- Сегодня дома с семьёй, а в дальнейшем уже придётся провести ритуал, необходимый для присвоения генерал-майора.
- А что это за ритуал?
- Ещё не знаю. Придётся попробовать, как это всё должно быть.
- Потому что первая звезда генеральская?
- Да, вы правы.
- Желаю вам всех трёх!
Вопреки строгой военной иерархии на репетиции все равны. Всё же не каждый день Главнокомандующий руку жмёт, что выпускнику, что генералу. Вот и глава Военной академии, как курсантов, готовит офицеров.
Вся церемония, как по бумажке: выход строевым и обратно в линию. Ряды ни на шаг не сдвинулись, и заметьте: это единственный случай, когда в зале госнаград нет кресел.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Не посрамите нигде в жизни своего имени, а главное – офицерского звания. Вы - офицеры, генералы, это говорит о многом. За вас!»
Шампанское офицеры, кстати, едва пригубили. По примеру Главнокомандующего что ли, всё же субординация. Да и напиток для 11 утра слишком уж аристократический, так что после церемонии военные спешно покинули Дворец.
Это здание в народе называют «Ромашкой», и, если уж встреча проходит здесь, значит приглашённых действительно много. В нашем случае речь о тысяче участников – это актив Минска. Самый многочисленный, самый претенциозный и, чего уж там, самый искушённый. А ещё столица была самым сложным регионом в период роста заболеваемости коронавирусом. Но здесь превосходная степень уже не звучит как комплимент.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Подавляющее большинство меня дураком считали, когда был предложен этот вариант борьбы с коронавирусом. Я боюсь, конечно, об этом говорить, но тем не менее уже вторая неделя, и я могу вас поздравить, что мы с этой бедой справились».
Они много говорили о том, как изменилась ситуация. Не в разрезе месяцев, а десятилетий. Кто-то из зала ведь причастен к тому, как сегодня выглядит столица, и хорошо знает, чего это стоило. И после этого очередного уже разговора без купюр Президент не агитирует – это не предвыборная кампания – он просит сберечь.
Обычно мы недели делим, но в четверг был повод – вдвоём во Дворец. Впрочем, здесь целые редакции ток-шоу и режиссёрские команды, чего уж там – все дирекции крупнейших средств массовой информации. Телеканалы, газеты, информагентства, знакомые всё лица, и те, кто всегда за кадром. Что ж, по случаю – премьера: старший видеоинженер ОНТ впервые на экране.
- Сколько лет ты монтируешь президентские сюжеты?
Александр Пылинский, заведующий отделом видеомонтажа телеканала ОНТ
- Наверное лет 16, а, может быть, 17.
- Я знаю, что ты никогда Президента не видел раньше.
- Нет, никогда.
- Но находился близко.
- В командировках, во Дворце, всегда был рядом, наверное, через стену, но лично – никогда.
Вот и мы, работая в разных подразделениях, встречаемся не часто. И сказать бы конкуренты, но увидишь, как друг другу рады, язык не повернётся. Кто у нас не первый, тот у нас второй.
- Вас называют одними из основных конкурентов в белорусском медиаполе. А сами как считаете, конкуренты или скорее коллеги?
Иван Эйсмонт, председатель Белтелерадиокомпании:
- Я думаю, что и то, и другое. Хотя, как мне кажется, мы больше всё-таки коллеги.
Марат Марков, председатель правления телеканала ОНТ:
- С приходом, скажем, новых руководителей это стало явно сейчас. Мы часто обсуждали эту тему, и действительно благодаря именно консолидации и работе как коллеги, мы наконец-то сдвинули многие вопросы на информационном поле.
Иван Эйсмонт, председатель Белтелерадиокомпании:
- Хотя, если не будет конкуренции, не будет движения вперёд, без этого точно нельзя. Мы многие вопросы друг с другом обсуждаем, но все мы понимаем, что какие-то фишки мы, конечно, держим в тайне друг от друга.
Марат Марков, председатель правления телеканала ОНТ:
- И когда здоровая конкуренция, то на пользу идёт всем.
Вот уж действительно – ничего личного. Тем временем в зале готова рассадка, порядок не случайный, но это, пожалуй, единственное ограничение на той встрече. Хотя есть ещё одно условие: все СМИ – государственные. Иначе это была бы пресс-конференция.
Справедливости ради, столкновения мнений есть и в госсекторе, это первое условие для любой встречи с участием Президента. Но здесь это уважают и на личности не переходят. Сомневаешься – аргументируй, не согласен – не саботируй работу. Жаль в интернете эти правила не работают, многие журналисты на себе прочувствовали.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Даже в этом зале я вам сказать не могу, как пишут и что говорят. Ну, ладно про меня, обо мне, я уже привык. Но каждый из вас получил порцию. Тот, кто не за Лукашенко слово даже сказал, а за государство. Да, свобода слова, но любая свобода слова ограничена в любом государстве законом».
Если уж и нормы приличия стали вопросом выбора, Мининформу придётся вмешаться. Это ведомство не часто на слуху. Но новому министру предстоит его вывести из тени. Подход логичный: государство поддерживает тех, кто помогает его сохранить. Так везде. Что в рекламе, что в доступе к информации. В разговоре о финансах в прессе, кстати, недавно затронули и Президента. «Эхо» журналиста Венедиктова разнесло, мол, расположение Лукашенко дорогого стоит. Буквально.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Ну, так, говорит, предложите Лукашенко хорошую цену. Слушайте, нет той цены, которую они могут мне заплатить, чтобы я пошёл на их условия. Это мои убеждения, принципы, идеология. Суверенитет и независимость не продаются!».
Проходная завода «Атлант» – работа кипит почти, как у конвейера. Эти кадры наш оператор снял в среду. Работники подрезают кусты, что-то подкрашивают, чистят – лоск наводят. В пятницу здесь ждали Президента.
Дмитрий Соколовский, генеральный директор предприятия «Атлант»:
- Когда мы встречаем гостей дома, мы наводим порядок. Какие-то бытовые вещи, которые, может быть, каждый день не видишь, а где-то обратил внимание.
- У вас такое соседство, прямо скажем, обязывающее, напротив – Дворец Независимости. И полгода назад, когда Президент назначал вас на эту должность, он говорил, что каждый день обращает внимание на «Атлант» и знает, как идут здесь дела. Вас это тоже, наверное, как-то подстёгивает?
- Когда день рабочий заканчивается, обратишь взор, это, наверное, несколько дисциплинирует и стимулирует. Из достижений «Атланта» за первое полугодие 2020 года – основное это то, что мы не остановили производство. Сегодня мы себя чувствуем достаточно уверенно и работаем каждый день, буквально с колёс отгружая продукцию.
Директор «Атланта» смог сказать спасибо, что тот расправил плечи. В январе ведь речь шла всё больше о сложной конкуренции, а уже в марте побили рекорд по продажам. Цифры даже Президента удивили. Представьте, в тех же российских магазинах после выхода из карантина, кроме белорусских, и холодильников-то не осталось.
За основными декорациями, кстати, тоже жизнь кипит. Тут делают новости. А если в это же время заглянуть во внутренний двор завода, покажется, что только журналисты на «Атланте» сейчас и работают. К этому, кстати, вернёмся. А пока объясним: у сотрудников завода и студентов, которые подрабатывают здесь летом, появился-таки весомый повод остановить производство… всего-то на час.
- Верный знак того, кто будет задавать вопрос, это микрофон в руках. Вот у вас микрофон, о чём спрашивать будете?
Дарья Кириллова:
- Буду спрашивать о его опыте работы в студенческом отряде и на что он потратил первые деньги, заработанные там.
- Вы кому-то рассказывали, что хотите спросить у Президента?
- Да, у меня появилось желание задать Президенту такой вопрос, я обратилась к начальнику Штаба республики. И она такая: ну да, конечно, ты можешь задать вопрос, и мне сказали, что я спокойно могу подойти к нему.
Наград у Президента немало, но белорусские – только от православной церкви. Остальные ведь вручает сам. Так что подарок памятный. Поговаривают, кстати, на «Атланте» Президенту хотели и технику презентовать. Но не ко двору: стиральная машинка этого бренда уже 13 лет служит без поломок – этим откровением Александр Лукашенко особенно порадовал сотрудников завода. А ведь и они его.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Вы подтверждение правильного курса, выбранного Президентом во время пандемии».
Сейчас они и сами это понимают. Но увидит перспективу ведь не каждый. Вот и в диктатуре производственной для потребителя, как оказалось, сплошные преимущества.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Дмитрий – хороший руководитель, но он понимает, что есть диктатор. И не дай бог мне доложат, что плохое обслуживание, будет, как в сельском хозяйстве. Сутки, если вышла из строя техника гарантийная, она должна стоять на линейке готовности».
Так что «купляйце беларускае» не просто призыв, а план со множеством аспектов. Один из них – хорошая реклама, а тут и мы поможем. В глобальном смысле интересы общие.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси:
- На ОНТ, как раз канал продвинутый, реклама – тоже неплохо. И пусть подрабатывает здесь. Можешь всех забирать, пускай работают. Девчонки остаются, без тебя как?
Игорь Тур, корреспондент ОНТ:
- Если девчонки остаются, так я с большим удовольствием.
- Тоже продвинутый журналист. Спасибо вам, всего доброго!
Шутки шутками, а ведь и обычным летом на «Атланте» производят в шесть раз больше, чем зимой. Хоть и холодильники, а прохлаждаться некогда.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен и Telegram