«Пациентам с COVID-19 перелили плазму - и они встали с кровати». Министры сдали кровь перед Днем донора
— Интересный пример был две недели назад в Миорах, куда мы отдали плазму на переливание. Врачи даже сами не ожидали: плазму перелили — пациенты на следующий день встали с кровати и пошли. Были такие позитивные знаки. Но надо понимать, что переливание иммунной плазмы — это не панацея, лечение должно быть комплексным, а не одной плазмой, — рассказывает о действии плазмы на заболевших COVID-19 Федор Карпенко, директор РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий.

За последние четыре года в Беларуси число доноров крови и ее компонентов выросло на 15%, за 2019 год — было около 100 тысяч доноров и всего более 330 тысяч донаций. Сегодня в РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий к обычным ежедневным 250−300 донациям добавилось примерно 85. Это люди, которые решили поучаствовать в акции по безвозмездной сдаче крови «Безопасная кровь спасает жизни».

Федор Карпенко, директор РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, признается, что сам сдает кровь каждые два-три месяца, а в центре около 70 почетных доноров. По стране их более 65 тысяч.
Сейчас один из актуальных вопросов — заготовка иммунной плазмы переболевших коронавирусной инфекцией. По словам Федора Карпенко, более 400 человек в стране такую плазму уже сдали. Одна донация плазмы — 600 миллилитров, ее хватает на две-три дозы для пациента.

Накануне Дня донора, который отмечают 14 июня, поучаствовать в акции Белорусского общества Красного креста и РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий по безвозмездной сдаче крови «Безопасная кровь спасает жизни» приехал и министр здравоохранения Владимир Караник. Правда, после донации, как объяснили в РНПЦ, он поспешил на работу и в подходе к журналистам не участвовал.
Впервые в жизни кровь сдала и министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. Помимо министра добровольцами стали и другие сотрудники министерства — в РНПЦ они приехали группой.

На входе в РНПЦ всем замеряли температуру бесконтактным термометром. Поддержать добровольцев приехал и глава бюро ВОЗ в Беларуси Батыр Бердыклычев. Он честно признался, что кровь уже сдал немного раньше.

— Проблема обеспечения качественных запасов крови — острый вопрос для всех стран мира, потребность в крови во всех странах практически ежедневная и постоянная. Это вопрос жизни и смерти — поддерживать уровень снабжения кровью и ее компонентами людей, которые в этом нуждаются, — отметил Батыр Бердыклычев.
Антон Свирский, заведующий отделением заготовки крови, ее компонентов в выездных условиях РНПЦ трансфузиологии и медицинских биотехнологий, рассказывает о том, как проходят донации иммунной плазмы переболевших COVID-19. Стать таким донором может даже человек, который не знает, чем именно он болел: сезонным ОРВИ или коронавирусной инфекцией. Однако сначала проверят, есть ли у такого донора в крови антитела. Если нет, все равно предложат сдать кровь и стать, как говорят, кадровым донором.
— У какого процента людей из тех, кто просто позвонил и сказал, что переболел, но только предполагает, что это была коронавирусная инфекция, находят антитела?
— Такие люди есть. Мы запустили в РНПЦ проект и провели исследование популяционно специфического иммунитета, сделав 3 тысячи обследований кадровым донорам на антитела. Среди них у 10% они были. У этих людей нет справок, что они болели коронавирусной инфекцией, возможно, у них вообще было бессимптомное носительство, что довольно распространено.
Чтобы стать донором, человеку в том числе нужно собрать документы: выписку из амбулаторной карты с перенесенными заболеваниями за последние пять лет, у женщин должно быть подтверждение осмотра гинеколога, а сам документ не старше шести месяцев, нужны кардиограмма, сделанная не ранее, чем шесть за месяцев, флюорография — не старше года.
По словам Антона Свирского в целом количество доноров по сравнению с прошлым годом увеличилось. При этом в прошлом году около 27% доноров сдали кровь безвозмездно. Чем отличается безвозмездная сдача крови от той, когда донору платят компенсацию?
Если человек выбирает компенсацию и сдает плазму, то ему полагается от 150 рублей выплаты за одну дозу — 600 миллилитров. Также он имеет право на два выходных дня. Первый — это день донации, второй день он может взять по согласованию с нанимателем на протяжении двух лет — столько действительна справка о донации.
Безвозмездному донору тоже полагается два выходных дня. Но второй выходной ему оплачивает наниматель, в отличие от ситуации, когда при возмездном донорстве — сумму за день по среднему тарифу за последние два месяца он получает в самом РНПЦ. Безвозмездному донору также полагается 24 рубля на усиленное питание.
Иммунную плазму большинство доноров, переболевших COVID-19, сдают безвозмездно. Уже есть запасы иммунной плазмы. Федор Карпенко рассказывает, что по заявке клиники на плазму — через два часа она уже будет у них в любой точке страны. Сейчас донации иммунной плазмы делают не только в Минске, но и в областях. И хоть это экспериментальная методика и должна применяться в комплексе с другим лечением, позитивные результаты есть.