Работы на миллионы долларов. Из-за коронавируса в Минске осталась уникальная выставка
В марте 2020 года в Минске открылась уникальная выставка «Пути немецкого искусства с 1949 года по сегодняшний день». Через месяц она завершила работу. Но к тому времени все границы были закрыты, поэтому экспонаты остались в белорусской столице. О работе выставки и судьбе картин TUT.BY рассказал Игорь Куксин, сотрудник Гёте-Института в Беларуси.
«Пришлось нанять промышленных альпинистов: некоторые экспонаты прикрепляли прямо к балкам перекрытий»
Почти 100 художников, среди которых — Йозеф Бойс, Зигмар Польке, Бернд и Хилла Бехер, Герхард Рихтер, Андреас Гурски. Около 400 работ, которые представляют последние 60 лет развития немецкого современного искусства. Когда в Гёте-Институте узнали о существовании такой выставки, то сразу решили привезти ее в Минск.
— Переговоры со штутгартским Институтом связей с зарубежными странами шли с 2015 года. Но нам сразу сказали, что придется ждать. Выставка — очень большая по объему, требует соответствующей площадки, условий по свету, влажности, персоналу, который будет обеспечивать вход и выход зрителей, хранение экспонатов. Мы вели переговоры с Художественным и Историческим музеями, Центром современных искусств. Замахивались на выставочный комплекс на проспекте Победителей. Но в конце концов остановились на Дворце искусств.
Выбор здания поддержали и кураторы из Института связей с зарубежными странами.
— Они знакомы со многими художниками, работали с ними. Неудивительно, что требования к залу были очень высокие. Специалисты приезжали в Минск, чтобы отсматривать потенциальные возможные площади. До того как начался монтаж, техники и кураторы дважды посещали Дворец искусств.
По словам Игоря, организаторам пришлось фактически переформатировать выставочные залы.
— Что-то перекрасить, местами укрепить существующие стены, где-то возвести новые конструкции. В результате мы получили пространство необходимой конфигурации, однотонные, нужного цвета и матовости стены.
В феврале 2020-го начались непосредственно монтажные работы.
— Более десяти человек — трое сотрудников галереи из Германии, кураторы, группа белорусских сотрудников Дворца, а также несколько профессиональных монтажников, которых мы наняли дополнительно, работали две недели. Я даже не упоминаю своих коллег, которые фактически на две недели поселились во Дворце. Также нам пришлось нанять промышленных альпинистов: некоторые экспонаты мы прикрепляли прямо к балкам потолочного перекрытия.
«Произведение могло весить 10 кг, а его упаковка — 350 кг»
В какую сумму организаторам обошлась выставка? Игорь Куксин не называет конкретные цифры. Но речь идет об очень дорогих художниках. Например, стоимость отдельных картин Герхарда Рихтера составляла 26,5 млн долларов (картина «A.B. Courbet») и 37 млн долларов («Соборная площадь. Милан»).
— Институт связи с зарубежными странами передал нам право на показ выставки бесплатно. Для нас это было большое счастье. Но ведь экспонаты еще надо привезти из Берлина, а это три-четыре фуры. Если вы везете стол, то просто упаковываете его в картон. А в нашем случае произведение могло весить 10 кг, а его упаковка — 350 кг. К тому же минские музейщики даже не имели права распаковывать эти ящики. Чтобы открыть ящик и замок и принять экспонат на новом месте, из Германии приезжали специальные сотрудники.
— Белорусы не могли открыть ящики юридически или физически?
— Я думаю, когда речь идет о Рихтере, вряд ли непрофессионал решится это сделать. (Смеется.) Физически это и мы с вами можем. Но кто готов рисковать? А если серьезно, то такова процедура: распаковкой занимается куратор или его представитель.
К тому же, добавляет Игорь, всегда есть траты на перевод, на рекламную продукцию и другие необходимые вещи.
— Но и в таких во многом упрощенных условиях я не уверен, что Гёте-Институт сможет в ближайшем будущем повторить такой проект. Такие масштабные замыслы осуществляются только благодаря скоординированной работе нескольких задействованных партнеров.
Открытие перед эпидемией и акцент на онлайн
Выставка открылась 10 марта, когда ситуация с коронавирусом еще была относительно спокойной.
— Все учреждения, службы и рестораны работали. Тогда практически не было заболевших. А у нас полным ходом шли Недели Германии, важной частью которых должна была быть наша выставка. Поэтому мы решили открыться. На торжественную церемонию пришло около тысячи человек. Но через несколько дней стало понятно, что сопроводительная программа, которую мы запланировали на эту выставку, рушится.
Например, организаторы планировали проводить для студентов Академии искусства специальные занятия по формированию экспозиции.
— Мы любим говорить о содержании выставок, но многим художникам, специалистам по выставкам не хватает банальных знаний о том, как все делается на практике. То есть, как готовятся и размещаются объекты, как с ними правильно обращаться, как их безопасно и надежно монтировать и т.д.
Но в итоге организаторы решили не подвергать посетителей риску.
— Выставка продолжила работать. В здании Дворца были достаточно большие площади, чтобы люди могли осматривать экспозицию без риска. Офлайн-мероприятия мы решили отменить. Зато сделали несколько онлайн-мероприятий. Александр Зименко из «Новой культурной инициативы» со своей командой записал серию из пяти видеоэкскурсий. Были организованы стримы из Германии: белорусский художник Андрей Дурейко, который живет и работает в этой стране, рассказывал о Дюссельдорфской школе и ее роли в немецком искусстве. Проходили и другие мероприятия.
Также, по словам Игоря, был сделан 3D-тур по выставке — его можно увидеть на сайте Гёте-Института до июля.
«При монтаже следовало брать работы только в абсолютно новеньких перчатках»
Выставка проработала до начала апреля. Но к тому времени границы оказались закрытыми. И экспонаты стоимостью в миллионы долларов остались в Минске.
Их перенесли в специальное помещение. Какое именно, организаторы уточнять не хотят, чтобы не привлекать к объектам повышенное внимание. Впрочем, в этом помещении температурный и световой режим соблюдается неукоснительно.
— В своей заботе о выставке коллеги из Института связей с зарубежными странами вообще очень строги. В правилах оговаривалось все. На каждый объект имелось полное и дотошное описание. Например, при монтаже выставки следовало брать работы только в абсолютно новеньких перчатках, которые достали из упаковки. Так и указывалось: непосредственно перед этим надеть перчатки. Их характеристики также подробно указывались. Затем пошагово описывались дальнейшие действия: один человек подходит слева снизу, другой справа сверху. Один берет за такую-то часть картины, другой за другую. К этому моменту вдоль стены подготовлен небольшой пьедестал из мягких материалов. Картина временно ставились на него. А вот отдельные работы могли попасть из упаковочного ящика лишь прямо на стену. Их нельзя было просто так поставить у стенки.
Эти же правила действовали и при демонтаже выставки. Институт связей с зарубежными странами контролировал размещение каждого объекта непосредственно через видеосвязь.
Игорь надеется: как только откроются границы, сотрудники штутгартского института приедут в Беларусь, заберут экспонаты и выставка отправится в дальнейшее путешествие по Европе.
«Это крупнейшая выставка немецкого искусства за всю историю современной Беларуси»
По информации организаторов, всего выставку посетило около 5 тысяч человек.
— Так получилось, что мы готовились пять лет, а показы шли всего месяц. Жаль, что так мало: такую выставку можно было демонстрировать и полгода. И грустно, что мы могли только показать ее, но не смогли о ней рассказать лично. Но мы понимаем, как много людей, организаций и стран хочет ее увидеть. И как важно, что мы все-таки успели ее открыть перед пандемией.
Впрочем, у Игоря Куксина есть справедливый повод для гордости.
— Мы счастливы, что немецкое искусство нашло такой живой отклик у белорусов. Наши онлайн-проекты собрали тысячи просмотров. А это были не массовые или не политические вещи. Это крупнейшая выставка немецкого искусства за всю историю современной Беларуси. Художники постарше говорят, что за всю историю.