Никаких вирусов и «попа как орех». Почему нужно пересесть на велосипед, если вы это еще не сделали

Источник материала:  

С введением карантина многие страны Западной Европы нашли решение проблемы общественного транспорта в велосипеде. Так, в Милане за лето обещают построить 35 километров новой велоинфраструктуры, во Франции каждый владелец двухколесного транспорта может получить от государства 50 евро на его ремонт, а в Брюсселе велосипедисты получили приоритет перед любым транспортом на центральных улицах.

Велосипед действительно кажется отличным способом социального дистанцирования, а еще неплохим инструментом для поддержания физической формы во время карантина. Однако может ли он полноценно заменить общественный транспорт в белорусских условиях? При поддержке онлайн-гипермаркета 21vek.by мы пообщались с редактором онлайн-журнала «Урбаноид» Анастасией Кулеш, чтобы найти ответы на этот и другие важные вопросы, которые могут убедить вас пересесть на «зеленый» транспорт.


Анастасия Кулеш

Комьютинг: что это такое и зачем нужно

Разговор с Анастасией начинаем с темы комьютинга. За сложным термином прячется достаточно простое явление регулярного использования определенного транспорта для передвижения по одному и тому же маршруту — например, для поездок на работу.

— Аналогичным словом обозначают это же явление, только с использованием велосипеда, — поясняет Анастасия. — В русском языке нет подходящего термина, поэтому приходится использовать английское слово.

В вопросе распространения велокомьютинга Беларусь значительно отстает от стран Западной Европы. Несмотря на то, что до условного Амстердама Минску еще далеко, Анастасия убеждена: с каждым годом явление все больше набирает популярность и у нас. По результатам исследования Минского велосипедного общества, в зависимости от времени года от 3 до 17% жителей столицы, у которых есть велосипед, используют его для регулярных поездок на работу.

— На мой взгляд, главная проблема комьютинга в Беларуси заключается в инфраструктуре, — говорит собеседница. — У нас ее начали развивать недавно, особенно активно — только в последние два-три года. Но благодаря этому теперь практически по всему Минску можно ездить на обычном городском велосипеде, не боясь бордюров. Раньше люди переживали за комфорт езды и зачастую покупали себе «горники», а они не очень подходят для использования в городе — даже поездка на 5−10 километров может быть затруднительной физически. Из-за этого многие разочаровывались в велосипедах в целом. Сейчас с этим лучше.


По словам Анастасии, средняя длина маршрута «из дома на работу и обратно» для большинства минчан составляет 13−18 километров. Для пешеходов цифра может показаться значительной, но даже неподготовленному ездоку на подходящем велосипеде по силам преодолеть такую дистанцию примерно за час, особо не напрягаясь.

Как утверждает девушка, велосипед примерно сравним по скорости с наземным общественным транспортом. Вот только первый не нужно ждать, он не стоит в пробках и позволяет составлять удобный маршрут самому. Во время эксперимента, который проводила редакция «Урбаноида», велосипедист добрался из столичного микрорайона Сухарево на Комаровский рынок даже немногим быстрее, чем участник, который использовал автобус и метро.


Эпидемия как способ стать здоровее

Пандемия коронавируса положительно скажется на развитии комьютинга, уверена собеседница.

— Я вообще считаю, что в любой проблеме можно увидеть плюсы, — признается Анастасия. — Конечно, эпидемия для некоторых обернулась трудностями или вообще трагедией, но в то же время она показала многим людям, сколько замечательных возможностей они не используют. Это в том числе касается и велосипедов. Уверена, что большая часть людей, вынужденно пересевших на двухколесный транспорт, останется с ним и после завершения карантина. С другой стороны, власти тоже заметят, что развивать сферу можно и нужно. В Великобритании, например, это уже поняли — правительство страны выделило на строительство выделенных велодорожек в этом году больше 160 миллионов фунтов стерлингов.


Российская компания Bearbike дает своим велосипедам названия в честь крупных мировых городов. Эта модель называется «Минск», а приобрести ее можно в онлайн гипермаркете 21vek.by, который предоставил байк для съемок

По мнению героини, велосипед — это действительно лучший транспорт, который можно выбрать на время пандемии.

— Социальное дистанцирование, здоровье, возможность добраться относительно далеко и отличное настроение — вот четыре плюса, все из которых обеспечивает только велосипед, — улыбается она. — Последнее, кстати, научно доказанный факт — при велопрогулках в организме выделяются эндорфины, так что удовольствие вам обеспечено. Лично у меня рабочий стресс во время поездки проходит. Думаю, и другие велосипедисты вам это подтвердят. Про здоровье, наверное, убеждать никого не придется: велосипед — это прекрасное кардио, для которого не нужны изнурительные волевые (а часто еще и недешевые) тренировки в спортзале. Сел, поехал — и уже занимаешься.

По субъективным наблюдениям Анастасии, количество людей на велосипедах в Минске этой весной выросло. Трудно сказать, связано ли это с эпидемией, однако собеседница утверждает, что рост числа велосипедистов — это многолетний тренд, который трудно не заметить.


— Это утверждают все люди, с которыми мы сталкиваемся: продавцы велосипедов, запчастей и экипировки, даже просто мои знакомые. Говорят: «Ну, вы уже повсюду». Думаю, большое влияние на это оказало и появление в столице служб шеринга — многие смогли недорого попробовать велосипед на деле и убедились, что это отличный городской транспорт, — делится девушка.

И все же, по словам Анастасии, Минску есть куда расти в вопросе комьютинга.

— Главное, чего не хватает, — понятной для горожан инфраструктуры, — говорит собеседница. — Нарисовать на тротуаре линии краской — это дешево и сердито, но зачастую недостаточно, потому что такая мера не разделяет потоки пешеходов и велосипедистов. Многие не обращают внимания на эту разметку или не понимают, что она означает. Некоторые даже говорят: «Какая здесь велодорожка? Вот же человечек в треугольнике!» (знак «Уступи дорогу пешеходу», который предупреждает велосипедистов о приближении к пешеходной дорожке. — Прим. TUT.BY). Нужны выделенные велодорожки, а не совмещенные с пешеходными.


Простым и дешевым решением могло бы стать появление выделенных велодорожек на проезжей части. Однако Беларусь остается уникальной страной, где велосипедисты не относятся к пешеходам, но и двигаться вместе с автомобилями им запрещено. За нарушение этого правила можно получить реальный штраф.

В случае наезда на пешехода на тротуаре виноватым также, скорее всего, признают велосипедиста. А единственная столичная велодорожка не предназначена для комьютинга — ее назначение, скорее, рекреационное. Тем не менее Анастасия подчеркивает: заметное развитие инфраструктуры возможно, только когда она будет востребована у большого числа граждан. А борьба с правилами путем их игнорирования будет только приводить к ненужным конфликтам.

— И все же я уверена, что время, когда велосипед в Беларуси может считаться удобным транспортом «на каждый день», уже наступило, — резюмирует Анастасия. — Единственное исключение — зима: наши ПДД запрещают ездить на велосипеде в гололед, да и самому байку реагенты не сулят ничего хорошего. Но с нынешними изменениями климата и эта проблема постепенно уходит.

Велосипед: как выбирать и что нужно знать

Итак, предположим, вы все-таки решились сделать велосипед своим основным городским транспортом. Нужна ли для этого какая-то особая физподготовка?

— Не нужна вообще, — утверждает Анастасия. — Более того, она очень быстро улучшается за короткое время. И если даже десять километров для начала покажутся вам испытанием, то в конце сезона вы будете накатывать больше 30 и думать, куда бы еще съездить. Уже через пару месяцев ваша физическая форма улучшится, вырастет выносливость, мышцы ног станут сильнее, а для девушек предусмотрен приятный бонус — то, что называется «попа, как орех». Ну, и, например, в еде я себя во время велосезона не ограничиваю безо всяких последствий — калорий сгорает достаточно.


Разбираться в устройстве велосипеда, по словам Анастасии, тоже необязательно. В крупных городах хватает сервисов, где за небольшую плату (обычно около 25 рублей) байк подготовят к сезону и подскажут, если что-то нужно заменить. Все, что нужно делать самому, — подкачивать колеса и смазывать цепь. Как и в случае с физподготовкой, развитие нередко происходит в процессе — велокультура затягивает, и человек сам начинает интересоваться устройством своего двухколесного друга.

А вот для выбора велосипеда в технику погрузиться немного стоит. Ведь, как и говорилось выше, неправильно подобранный байк может отбить все удовольствие от поездок или вообще разочаровать в комьютинге.

Анастасия советует при выборе велосипеда для города обращать внимание на следующие параметры:

  • Жесткие вилка и рама. Всякого рода двухподвесы (велосипеды с амортизацией на обоих колесах) и MTB («горники») предназначены для езды по пересеченной местности, а их амортизаторы призваны сохранять сцепление с дорогой на высокой скорости, прижимая колеса к земле. В городе же таких условий нет, а вилка вместо нивелирования неровностей будет съедать часть ваших усилий и мешать разогнаться, а также уменьшать накат (способность долго ехать по инерции).


  • Относительно узкие покрышки с высоким давлением. Здесь все просто: шире покрышка — больше площадь соприкосновения с землей и, соответственно, сила трения, тормозящая ездока. У все тех же MTB есть задача удерживать велосипед на дороге на резких поворотах, амортизировать прыжки и мелкие неровности. В городе это не нужно, зато велосипеды на более узких покрышках с бóльшим давлением воздуха будут легче разгоняться и дольше катиться по инерции. Анастасия рекомендует выбирать велосипеды с шириной покрышки от 28 до 37 миллиметров.


  • Колеса с большим диаметром. Этот показатель влияет на все тот же накат и ускорение — чем он больше, тем эти характеристики выше. Лучше всего выбирать для города байки с диаметром колес 28 дюймов или 622 мм.


  • Наличие трансмиссии. Большинство городов Беларуси имеют относительно ровный рельеф, однако хватает и горок, забраться в которые, не снижая обороты, может быть трудно. Если не хотите потеть, карабкаясь по уклону, ищите велосипед «с передачами».


  • Низкий вес. Большинство горожан живет в многоэтажных домах, и транспортировка байка без лифта может быть мучительной. Кроме того, в Минске велосипедистам нередко приходится спускаться в подземные переходы. Поэтому лучше всего приобретать что-то полегче — до 11−12 килограммов, чтобы подняться с ним по лестнице могла даже хрупкая девушка. Толстая рама, широкие покрышки и амортизаторы обычно сильно прибавляют велосипеду веса.


Также стоит внимательно подбирать размер велосипеда. Производители обычно указывают, на какой рост рассчитана рама каждого типоразмера.

Исходя из названных выше параметров, можно определить наиболее подходящие для города виды велосипедов. К ним относятся:

  • Классические городские велосипеды с жесткой вилкой, вертикальной посадкой и несколькими передачами;
  • Фитнес-велосипеды — легкие байки с жесткой вилкой, прямым рулем и более спортивной, чем в городских велосипедах, посадкой;
  • Гибридные велосипеды — байки, похожие на фитнес-велосипеды, но оборудованные легкой амортизационной вилкой (для тех, кто все-таки планирует иногда выезжать на бездорожье);
  • Шоссейные велосипеды — спортивные байки с жесткой вилкой, короткой колесной базой и рулем-«бараном» (для города стоит выбирать модели с более широкими, чем обычно, шинами и снабженные трансмиссией);
  • Гравелы/циклокроссы/туринги — близкие к шоссейным велосипеды, но с более широкими шинами и удлиненной колесной базой (такие позволяют комфортно передвигаться не только по асфальту, но и по лесным дорогам).

Bearbike «Минск» — это доступная модель шоссейного велосипеда, которая подойдет и для городской езды. В онлайн-гипермаркете 21vek.by он стоит 920 рублей, однако в каталоге вы найдете велосипед на любой вкус и карман

Кроме самого велосипеда, стоит сразу разжиться минимальным набором необходимых вещей. Анастасия называет следующий:

  1. Шлем. Собеседница считает, что это — первоочередная покупка, без которой ездить попросту нельзя. Передвижение без шлема Анастасия сравнивает с отказом пристегиваться в автомобиле — вы можете быть максимально осторожны за рулем, но никогда не знаете, как поведут себя другие участники движения.
  2. Солнцезащитные очки. Приобретать специальную экипировку необязательно — достаточно даже повседневного варианта. Он защитит велосипедиста не только от яркого встречного света утром или вечером, но и от пыли и насекомых, которые могут попасть в глаза.
  3. Бутылка с водой. Вопреки стереотипам, жидкость стоит брать с собой даже в короткие получасовые поездки. Велосипедист чаще дышит и быстрее испаряет влагу. Кроме того, работу коленных суставов обеспечивает специальная «смазочная» жидкость — синовинальная. Обезвоживание приводит к ухудшению ее работы и может спровоцировать травму. Поэтому каждые 15 минут поездки стоит делать паузу на пару глотков воды.
  4. Велозамок. Ситуация с воровством велосипедов в Минске значительно лучше, чем в большинстве городах Европы, однако о полной безопасности говорить не приходится. Главная рекомендация — если цена байка заметна для вашего кошелька, не стоит покупать замок с тросом внутри. Практически все велосипеды, которые воруют в Минске, либо не защищены вовсе, либо прицеплены именно на тросик. Лучше остановить выбор на цепи в чехле из ткани, U-образном замке («U-Lock») или сегментном замке.
  5. Мультитул. Это набор велоинструментов и отверток, складывающийся по типу швейцарского ножа. На дороге случиться может всякое, и будет обидно вызывать такси или катить байк до ближайшей мастерской только из-за того, что вам нечем зажать простой болт.


— Во время пандемии важно еще брать с собой антисептик, — дополняет Анастасия. — Велосипед, конечно, ограничивает вас от контакта с другими людьми, но на ваших руках бактерий и вирусов может быть полно. Поэтому перед каждой поездкой стоит обработать все места контакта с байком. Ездить в маске я бы не рекомендовала — пока недостаточно исследований, которые уверенно говорили бы, что она защитит во время интенсивного дыхания. Зато можно однозначно сказать, что дышать с тканью на лице в движении будет труднее. Единственное исключение — если вы едете в несколько общественных мест (например, по магазинам): тогда будет правильно оставаться в ней между визитами в каждое заведение.


Куда податься?

В заключение мы составили для новичков небольшой гайд по Минску, с помощью которого можно выбрать маршруты для велопрогулок.

Для тех, кто любит спокойную езду и прогулки:

Что здесь?

Здесь собраны преимущественно столичные парки, в которых разрешено передвижение на велосипеде (в парке Челюскинцев, например, это запрещено).

В Лошицкий парк можно добраться по главной минской велодорожке, а специальная трасса для байков есть и в самом массиве. Кроме того, в парке обычно мало велосипедистов, а на территории полно интересных объектов.

Лесопарк на пересечении улиц Ваупшасова и Солтыса подойдет для любителей природы — это необычное место в черте города, где можно спрятаться от машин. В самом парке полно дорожек: как асфальтированных, так и обычных грунтовых тропинок.

Парк имени 50-летия Великого Октября за универмагом «Беларусь» тоже может быть интересен любителям спокойных велопрогулок.

Парк Грековой и парк 900-летия Минска около Чижовского водохранилища — еще один вариант, где вы вряд ли встретите много других велосипедистов. В первом преимущественно гравийные дорожки, а во втором есть и специальная велосипедная.

Для тех, кто любит побыстрее:

Какие здесь места?

Эти варианты подойдут тем, кто больше любит катание, приближенное к спортивному. В первую очередь нужно сказать о главной минской велодорожке, проходящей через весь город. Это 27 километров широкой асфальтированной трассы, которая в нескольких местах совмещена с тротуарами, а еще в нескольких пересекает проезжую часть. За исключением этих участков, можно крутить педали изо всех сил, следя только за другими велосипедистами, которых тут немало.

Старая велодорожка из Минска в Раубичи была построена к Олимпиаде-80, но даже сейчас находится в неплохом состоянии. 15 километров — и вы в Мекке белорусского биатлона. Велосипедистов здесь значительно меньше, но пересечения с автомобильными трассами тоже есть, так что будьте аккуратны.

Еще один вариант похуже — проспект Дзержинского, вдоль которого идет абсолютно прямая велодорожка. Из минусов — плиточное покрытие и множество подземных переходов. Но и такая нагрузка многим будет по душе.

Партнер проекта:


←В Чили выздоровела 111-летняя пациентка с коронавирусом

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика