«Группой одного хита мы точно не будем». Большое интервью с солистом Intelligency

Источник материала:  

«Мы выбрали стиль в музыке, который в Минске решится играть только псих», — улыбается Всеволод Довбня, солист техно-блюз-группы Intelligency. Той самой, которая пару лет назад собирала сотни людей на уличных выступлениях у Ратуши, а сегодня — миллионы прослушиваний на YouTube. Их трек August «шазамят» во всем мире и снимают под него видео в TikTok. Недавно ребята стали работать с мировым лейблом Warner Music Group. О том, что дает группе контракт, как их планы изменил коронавирус и почему белорусский слушатель самый сложный — в интервью AFISHA.TUT.BY.

«Первые репетиции проходили в подпольном месте на Октябрьской»

Лейтмотивом этого интервью станет слово «эксперимент». Потому что многое из жизни Intelligency случалось благодаря тому, что ее создатели — Юрий Тарасевич и Всеволод Довбня — стремились в музыкальном плане пробовать новое. С такого желания в 2013 году и началась история группы.

— Тогда я играл в рок-н-ролльной группе, — говорит Всеволод. — Когда долго играешь такую музыку, понимаешь, что в ней много шаблонных ходов, ты словно транслируешь чужой культурный код. Все превращается в набор каверов, хоть мы играли свои песни тоже. Ведь рок-н-ролл, как ни парадоксально, — очень шаблонизированная музыка, более «форматная», чем поп. Мне это надоело, плюс я люблю экспериментировать и захотел создать свою музыкальную форму. На одной вечеринке познакомился с Юрой, он играл нестандартный DJ-сет. Понравился его музыкальный вкус, и мы стали пробовать делать свое.


Ребята решили двигаться в сторону электронной музыки. Первые песни были созданы на модной Октябрьской, но не в самых комфортных условиях.

— Первые репетиции проходили в подпольном месте: на техническом этаже под офисом, который арендовал наш товарищ. Помню, заходишь туда — и головой упираешься в потолок. Мы играли с Юриком вдвоем и видели себя в электронщине, участвовали в конкурсе DJ Battle, выступали в паре клубов. Выкладывали наши песни в интернет. И, хотя вообще не пиарились, треки услышали ребята из Одессы, Смоленска, Москвы, предлагали нам выступления.

Поиски звучания привели Intelligency к созданию собственного жанра — техно-блюз. Чтобы «проверить» свою музыку, они вышли на улицы Минска.

— Ни DJ-стриминг, ни digital-платформы не сравнятся с личным контактом музыканта со слушателем на улице. Там нет сцены, ты на одном уровне со зрителем, появляется ощущение диалога. Люди приходят бесплатно — они тебе ничего не должны, а ты им. Чтобы выступление было более интересным, пригласили музыкантов, с которыми я играл когда-то в группе, — Мишу и Женю (Евгений Мурашко (гитара, бэк-вокал), Михаил Станевич (бас-гитара, клавиши). — Прим. ред.). Мы играли свои песни вперемежку с западными хитами, переделанными под электронщину.


Одно из выступлений на Октябрьской в 2015 году. Фото: vk.com/public_intelligency_live

Так и сформировался состав группы Intelligency, уличные выступления которой набирали популярность: если на первую «вылазку» собралось 300 человек, уже через месяц — 700. Но зарабатывать на этом ребята не спешили.

— Если бы хотели, могли бы заработать зарплату на месяц вперед. Но переживали, что нами заинтересуется налоговая, суммы могли быть немаленькие. Только один раз ставили сумку для денег, когда был благотворительный концерт. Самое интересное, что при всех реалиях жизни в Беларуси с милицией у нас был всего один случай. Мы выступали на Октябрьской, было под 1000 человек, тут приезжает «бобик», останавливается на пять секунд и… уезжает. Больше никаких случаев не было.

«Если своим хитом ты расшевелил белорусов, то тебе это удастся даже в Нигерии»

Чем старше становилась группа, тем крупнее становились концерты. Уличные подмостки сменились на вполне приличные концертные площадки. И не только в Беларуси, а еще в России, Украине, Европе. По опыту выступлений у группы сложилось мнение, что нет более критикующего и сложного слушателя, чем белорусский.

— Если своим хитом ты «расшевелил» белорусов, заставил их танцевать, то тебе это удастся даже в Нигерии или Непале. Мы очень серьезная нация. В Беларуси ты сначала должен стать кем-то, а уж потом зритель будет готов ноженькой пошевелить, чтобы прийти к тебе. Мы выступали на фестивале в Польше, там зрителям все равно, популярен ты или нет, они слышат классную музыку и идут к тебе за автографом, покупают диски. Или на украинском фестивале «Файне місто» к нам на саунд-чеке бежали ребята, чтобы послушать. И им неважно, легендарный ты музыкант или нет.


Интересуемся, кого из белорусских коллег по цеху выделяет Всеволод.

— «Петля Пристрастия» — культовая, сильнейшая группа, которая все делает сама: от создания музыки до организации концертов. Нравится Palina, потому что ей пофиг на мейнстрим, она не боится экспериментировать. Из хип-хопа выделяю Kakora, у него классное чувство музыки, музыкальный вкус. Из андеграундных музыкантов он самый сильный. Если будет не столь застенчив, у него все получится. Дикий респект группе РСП и Groove Dealers. Всех перечислить не сможем, но обо всех помним.

Кстати, все эти артисты работают и развиваются именно в Минске. Да и сами Intelligency — абсолютно минская группа.

— Многие знали нас не как белорусскую, а именно минскую группу. В 2018-м мы могли в Минске организовать концерт в Re:Public на 700 человек, а через две недели в Гомеле — максимум на 100. Мы всегда были минской группой и не хотим, чтобы в восприятии белорусов стали московской. Наша база — это Минск forever.

Интересно, что изначально ребята писали песни на английском языке, в 2017-м бросили себе новый творческий вызов и выпустили белорусскоязычный релиз MOVA.

— Этот релиз мы написали во многом благодаря Сергею Будкину, автору белорусскоязычных музыкальных проектов. Он был единственным из медиа, кто увидел в нас потенциал и поверил в нас. Он приезжал на наши концерты в «Граффити», где собиралось не более 50 человек. Хотелось оправдать его доверие и самим поэкспериментировать.


К слову, в комментариях на YouTube многие отмечают, что иногда до конца не понятно, на каком именно языке поет солист. Но собеседник говорит, что в этом нет загадки или стратегии.

— Это банально мой лингвистический «косяк». И вопрос сведения песен: нам хотелось сделать так, чтобы вокал был нечетким. Ведь важна мелодия, а не лингвистика.

«После „Песен“ на ТНТ у нас на концертах прибавилось 5% зрителей»

До популярности в Shazam, TikTok и подписания контракта с Warner Music Group группа делала некоторые попытки расширить свою аудиторию. В 2019-м они ездили в Москву на кастинг проекта «Песни» на ТНТ.

— Мы шли на проект по приколу, рассудив, что если не попадем, то хоть посмотрим, как работает телевидение. Легко прошли первый тур, но быстро ушли. Наша группа хорошо появляется, как элемент вспышки и удивления, но в систему шоу мы не вписываемся.

После выступления рэпер Баста отметил их необычный стиль, но дальше эфира общение не продолжилось. Что же помимо появления в телевизоре дал им проект?

— Телевидение сегодня испытывает сильную конкуренцию с интернетом. Участие даже в прайм-таймовых шоу дает в разы меньше эффект, чем попадание в чарты в интернете. Например, после шоу «Песни» у нас на концертах прибавилось около 5% зрителей. Попадание трека August в чарт «Яндекс.Музыки» еще до популярности в Shazam принесло нам на декабрьской презентации альбома треть слушателей. Зато на «Песнях» мы поняли, что нас слушают ребята из менеджмента Comedy Club Production. Это придало уверенности.

«Песни» — не первый конкурс, где пробовали свои силы ребята. В 2013-м Intelligency проходили отбор на «Евровидение» от Беларуси.

— Мы выступали с песней No music, по которой нас многие минчане тогда знали. И члены жюри даже не посмотрели в нашу сторону: сидели в телефонах, переговаривались между собой. Я спел — и дальше молчание. Несмотря на то, что все закулисье танцевало. Как сейчас в нем участвовать, даже не знаю: «Евровидение» не конкурс для самореализации музыканта. Наверное, по приколу поучаствуем еще, но через пару лет.

«Лейбл может нам что-то порекомендовать, но не запрещать»

Самый ощутимый успех группы произошел этой весной благодаря треку August из последнего альбома Renovatio. Сперва на YouTube появилось видео, где под припев песни танцуют ведущий Джимми Фэллон и актер Бенедикт Камбербэтч.

После чего песня «разлетелась» по TikTok. А затем возглавила чарты Shazam в Беларуси, России, Украине и вошла в топ-30 в мире. На сегодня у August уже более 1,2 млн «шазамов», а у клипа на YouTube — 6 млн просмотров.

— Все началось с того, что мы заметили активность в соцсетях: сначала в два раза, потом в пять! Поняли: что-то происходит. Удивились и продолжали наблюдать. Потом люди стали присылать видео из TikTok с нашей песней: 10 тысяч роликов, 50, 100… А у нас даже аккаунта в TikTok не было. Так как трек не был подписан, его стали активно «шазамить» и искать. У нас раза в четыре увеличилось количество подписчиков в Instagram. Сториз с нашей песней выкладывали в Instagram Надя Дорофеева, Ольга Бузова, Данила Поперечный, Витас. Нам респектнул и Шура из «Би-2», мы пообщались. Классный мужик!


Но самый большой «респект» ждал ребят впереди. Белорусской группой заинтересовались крупные музыкальные лейблы, в том числе Warner, Sony и Universal.

— Всего было около 20 предложений. Мы выбирали между Warner и Sony. Выбрали первых, потому что они не меняли свое предложение. Sony, узнав об условиях Warner, до последнего боролись и выдвинули даже более выгодные условия. Но для нас важно, что Warner не меняли позиции. На принятие решения ушло не больше часа, потому что мы с ребятами давно друг друга знаем, мы команда единомышленников.

По словам Всеволода, контракт с Warner, а точнее его дочерней компанией — Warner Music Russia, — не ставит группе никаких ограничений.

— Контракт нам дает финансовую независимость, возможность системно зарабатывать. Нам помогают в дистрибьюции и распространении треков. Лейбл заинтересован, чтобы ты оставался собой, они могут нам порекомендовать что-то, но не запрещать. Мы консультировались, на какое время лучше перенести концерты, запланированные весной, когда лучше опубликовать новый материал, который мы готовим. Плюс у нас не заключен договор на ЕР, не прописано, что мы обязаны его сделать.

Еще пример. Группе предложил совместный трек российский артист, работающий в похожей стилистике. Лейбл спросил: «Ребят, а вам это надо?»

— Мы рассудили, что в готовящемся ЕР фит пока не видим. Нам ответили: «Окей». Хотя сиюминутный фит им был бы на руку. Абсолютно либеральное отношение к артисту.

«Я бы сам отказался от выступлений этой весной в связи с этим трешем с August»

Популярность ребят пришлась на не самое благоприятное время для активности со зрителем. Ведь из-за пандемии коронавируса отменились десятки концертов разных артистов в Беларуси. Всеволод относится к происходящему спокойно и «сугубо философски».

— На весну-лето у нас отменились четыре-пять концертов. Когда произошла вспышка коронавируса, мы не стали планировать новые выступления, поняли, что ближайшие смогут произойти только осенью. Не обидно, что так получилось. Скорее всего, я бы сам отказался от выступлений этой весной в связи с этим трешем с August. Потому что не хочется «въезжать» к людям с одним треком. Хотим презентовать новый EP и после разговаривать с аудиторией на новом уровне.


Ребята продолжают работу над мини-альбомом, а 26 ноября планируют выступить в столичном Prime Hall.

— У нас нет попытки сделать что-то похожее на August, мы собираемся дальше выкристаллизовывать стиль техно-блюз, над которым работаем. Точно знаем, что группой одного хита мы не будем. У нас такая музыка, что невозможно послушать только одну песню. Видно по статистике, что люди слушают то, что еще мы делаем. И на концерт придут не ради одной песни.

Тем более, считает Всеволод, их песня уже живет отдельной жизнью — и их это абсолютно устраивает.

— August стримят в Европе, особенно в Германии, ставят на радиостанциях Франции, Польши. Ее слушают в Мексике, США, Бразилии. Люди ее знают, но ты можешь спокойно ходить по улице. И я этому рад: у меня семья и дети, другая работа… И я меньше всего хочу, чтобы, когда я общаюсь с заказчиком на стройке, ко мне подбегали девочки 16 лет и просили автограф.

«Если я буду заниматься только музыкой, сопьюсь через две недели»

С первого дня существования Intelligency ее участники имели другие работы помимо музыки. И на волне успеха оставлять основную трудовую деятельность они не спешат, хоть музыкой могли бы зарабатывать больше.

— Мы можем себе позволить заниматься только музыкой, но каждый продолжает работать. Мы так привыкли, это тонизирует. Юрий работает с лифтовым оборудованием, Евгений, Михаил — инженеры в области связи и айти. Я инженер, проектирую здания и разрабатываю для них конструктивные решения. Мне кажется, музыка — это интеллектуальный труд, математика. И моя профессия «подогревает» его. Если я стану заниматься только музыкой, это будет расхолаживать мозги — я через две недели сопьюсь… Плюс даже у музыкантов, сотрудничающих с крупными лейблами, куча свободного времени. Технологический уровень производства музыки настолько вырос, что позволяет заниматься этим не целый день.


По словам Всеволода, зарабатывать музыкой хорошие деньги можно, если ты в ней все делаешь сам. Самый крупный заработок группы — 2 тысячи долларов на концерте в Re:Public в 2018-м.

— В Беларуси можно зарабатывать музыкой больше, чем айтишники. И для этого не нужно быть большим музыкантом, достаточно быть на слуху. Просто не все занимаются полным циклом производства контента и отдают сведение песен, создание клипов на аутсорсинг. Если каждый музыкант организует для себя DIY (от англ. do it yourself — «сделай это сам»), то все возможно.

По словам Всеволода, они до недавнего времени все делали своей командой.

— У нас своя студия общей стоимостью не больше пяти тысяч долларов, на которой мы сами создаем треки вроде August. У нас не было клипов дороже 200 долларов, их делали наши друзья, мой брат монтировал. Лишь видео на August снято при поддержке бренда. И то к нам обратились, потому что мы можем удивить и за 100 баксов. Мы работаем с Warner и только сейчас отдаем часть функций им. Начинающие группы не должны себе этого позволять — делайте сами, идите на курсы по сведению, видеопродакшену.

В мае группе Intelligency исполняется семь лет — внушительный возраст по нынешним меркам, учитывая, как быстро «взлетают» некоторые группы.

— Многие идут к успеху дольше, это нормально. Те же ребята из «Молчат дома» наверняка занимались музыкой в других коллективах и до успеха. Плюс мы играем музыку, которую сложно назвать мейнстримовой. Только андердог (аутсайдер. — Прим. ред.) будет играть электронную «чиловую» музыку со странными текстами. Наш успех за семь лет — это чудо господне, мы должны были 70 лет играть эту музыку, чтобы на нас обратили внимание. Мы никогда не относились к музыке как к достижению, искренне желая преуспеть в этом. Поэтому у нас нет и не было чувства зависти. Если бы мы были неизвестными, нам было бы почти все равно. Мы никогда не зависели от музыки финансово, нам не нужно вынужденно творить, под кого-то подстраиваться. Мы просто делаем то, от чего нас прет.

Концерт Intelligency

Где: Prime Hall
Когда: 26 ноября, 19.00
Сколько: от 39 рублей

Подробности и билеты

Читайте также


Он работал охранником в Terranova, а теперь собирает залы в Европе. Интервью с автором хита «Эгоист»

Белорус заметил, что русскоязычные хиты «списаны» с американских. Послушайте

←Италия еще не знает, будет ли пускать к себе граждан Беларуси

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика