Цифровая диктатура. Как работодатели контролируют сотрудников на «удаленке»
Во многих странах из-за карантина сотрудники ушли в домашние офисы, а компании — усилили контроль за их трудом. Некоторые работодатели вынуждают подчиненных делиться геопозицией, устанавливать на компьютер трекер активности или даже регулярно делать селфи с рабочего места. Директор компании «1С-Битрикс» и онлайн-сервиса «Битрикс24» в Беларуси Полина Ганкович рассказывает, как это влияет на трудовую и частную жизнь людей.
Диктат приложений
Из-за карантина, самоизоляции и перевода сотрудников на работу из дома во всем мире набирает обороты цифровой контроль. В некоторых странах заболевших и тех, кто находится в зоне риска, обязывают устанавливать приложения для отслеживания геопозиции.
Специально для наблюдения за пациентами с COVID-19 в России создали приложение «Социальный мониторинг». В начале апреля в Украине уже запустили подобный проект: программа требует делать селфи до 10 раз в день и параллельно следит за местоположением пользователя.
По данным на 16 мая, в Беларуси был зарегистрирован 28 681 человек с положительным тестом на COVID-19. В зависимости от того, как будет расти это число, Беларусь может стать следующей на очереди по контролю за частной жизнью.
Технологические методы контроля начали развиваться до коронавируса. Китай — международный пример цифровой регуляции личной, общественной и трудовой жизни граждан. Онлайн-пространство там защищено Great Firewall — «Великой китайской интернет-стеной». Она фильтрует политическую информацию и не пускает пользователей на большинство зарубежных сайтов.
Офлайн в КНР регулируется «Системой социального рейтинга». Она оценивает поведение граждан по разным показателям с помощью умного видеонаблюдения. Китай — основной мировой производитель таких ИИ-решений.
Цифровой контроль усиливается из-за карантина. Около 300 млн китайцев в феврале стали работать из дома, чтобы остановить эпидемию. Работодатели не хотят терпеть убытки и строго следят за их трудом. Например, сотрудники Tencent обязаны ежедневно присылать начальникам данные о своей геолокации и селфи с рабочего места.
Следить за эффективностью труда в Китае помогают приложения вроде WeChat Work — корпоративной утилиты мессенджера WeChat, которым пользуются 1 млрд человек по всему миру.
WeChat Work — настоящий «ябеда». Если дистанционный сотрудник слишком поздно выйдет в онлайн, приложение пожалуется боссам на опоздание или прогул. Его уже внедрили 2,5 млн китайских компаний.
Набирает популярность и другое китайское приложение для удаленного контроля работников — «Соглядатай», или DingTalk. Программа автоматически дозванивается сотруднику, который вовремя не ответил на рабочее сообщение, следит за его геолокацией и вынуждает ежедневно готовить отчеты о продуктивности.
Есть шанс, что вслед за Китаем элементы цифровой диктатуры прочно войдут в жизнь других стран. Особенно — в трудовых отношениях.
Беларусь на «удаленке»
В Беларуси меры по предотвращению пандемии не такие жесткие, как в других странах. Но мир вокруг нас быстро меняется. ВОЗ рекомендует минимизировать контакты с окружающими.
Согласно опросу RABOTA.TUT.BY, в феврале 2020 года больше 42% белорусских компаний имели в штате удаленных сотрудников. Месяцем позже 25% организаций частично или полностью отправили подчиненных работать из дома из-за коронавируса. Всех их нужно как-то контролировать.
По данным майского исследования «Битрикс24» в Беларуси, 77,1% белорусских компаний полностью или частично перешли на дистанционную работу в связи с распространением коронавируса. При этом 41,2% респондентов считают, что главный плюс «удаленки» — повышение чувства безопасности при работе из дома.
Большинство местных IT-компаний с введением дистанционной работы практически не изменили внутренний контроль за выполнением задач. Вместо митапов — видеовстречи, вместо отчетов — карточки в таск-менеджерах или ежедневные статусы в чатах. 73,6% респондентов, согласно опросу компании, отметили: при работе из дома их производительность выросла или не изменилась.
Для удобства некоторые работодатели стали использовать таймер: человек включает его в начале рабочего дня и останавливает, если отошел на обед или по другим делам. Так коллеги могут видеть, кто доступен прямо сейчас, а к кому можно обратиться чуть позже.
Этика труда
Культура дистанционной работы в Беларуси сформирована еще не до конца. Но законодательные шаги уже сделаны: в январе этого года понятие «дистанционный труд» было закреплено в новом Трудовом кодексе. Очередь — за этическими нормами.
Почему важно следить за этикой удаленного труда? Международный опыт показывает: чем быстрее развивается цифровизация, тем больше шанс перейти грань допустимого в трудовых отношениях.
В прошлом году в Google случился скандал. Сотрудники заявили, что корпорация наблюдает за теми работниками, которые организовывают протесты внутри компании. Выявлять бунтарей помогало специальное ПО, которое отправляло HR-менеджерам уведомление в том случае, если кто-то из сотрудников создавал в Google Календаре встречи на большое количество человек.
Сейчас за подчиненными наблюдают гиганты вроде Amazon и Walmart. Большинство компаний США имеют доступ к личным письмам работников. Чтобы следить за соблюдением правил гигиены среди медсестер, часть американских госпиталей ставят GPS в их бейджи. А Китай экспортирует системы умного наблюдения в 63 страны мира.
После пандемии часть сотрудников наверняка продолжат работать из дома. Компании пересмотрят трудовые процессы. Им придется найти новые технологичные способы контроля эффективности.
Некоторые бизнесы просят подчиненных работать на ПК с предустановленным корпоративным ПО или программами тайм-трекинга, которые в любой момент могут сделать скриншот экрана. Это мешает сотрудникам сосредоточиться и навязывает ощущение необоснованной вины перед начальством.
Подобные решения фактически не оставляют работнику права на частную жизнь дома. Во время пандемии и после нее спрос на такое ПО может взлететь.
Способы контроля
Рабочий день дистанционного сотрудника и без лишних мер контроля может стать ненормированным. Людям нужно время, чтобы наладить режим. Недавно Bloomberg делился исследованием о том, что во многих европейских странах из-за «удаленки» рабочий день увеличился на 2−3 часа.
Согласно майскому исследованию компании, у 28,1% опрошенных сотрудников белорусских компаний время рабочего дня увеличилось. 22,8% респондентов основным недостатком «удаленки» отметили снижение мотивации и вовлеченности коллег.
Внезапная смена ритма жизни, недостаток физической активности и личных встреч — заметный стресс. Только решит ли эти проблемы чрезмерный контроль?
В странах с наиболее жесткими мерами карантина удаленные работники уже испытывают давление. В Китае люди жаловались, что за час до официального начала рабочего дня менеджеры требовали отчитываться о состоянии своего здоровья.
Некоторые китайские IT-компании заставляли подчиненных присылать селфи и геолокацию каждые 30 минут. За восьмичасовой рабочий день — 16 раз. При этом в среднем человеку нужно около 20 минут, чтобы снова погрузиться в задачу, из которой его «выцепили».
Какие виды контроля существуют?
● Скриншоты рабочего экрана и присутствия у компьютера;
● отслеживание геолокации;
● отслеживание тона голоса и переписок для определения культуры переговоров в компании;
● снятие цифровых отпечатков с клавиатуры;
● частота ответов на e-mail и в чатах;
● проверка Wi-Fi-спота или типа интернет-подключения;
● время присутствия в социальных сетях в течение рабочего дня;
● принудительная регулярная отправка селфи;
● заполнение календаря встреч и вообще рабочего календаря;
● время работы над конкретной задачей;
● видеозапись работы сотрудников.
Способов цифрового контроля масса — бизнес выбирает тот, который кажется ему самым эффективным. Сегодня более 45% компаний в Беларуси, согласно уже упомянутому опросу, ведут учет рабочего времени сотрудников на «дистанционке».
Моральные и юридические риски
Иногда последствия регулирования могут быть абсурдными. В одной из китайских соцсетей Maimai работник рассказал об урезании зарплаты из-за того, что пришел на видеовстречу не в деловой одежде. Несмотря на такие случаи, уязвимое положение подчиненного может обернуться против компании.
Жесткие инструкции демотивируют самостоятельных сотрудников, но часто не помогают выявить разгильдяев. Под прессом талантливые кадры не могут полноценно проявить себя.
Гиперконтроль грозит компаниям не только потерей ценных сил, но и юридическими последствиями. Например, сбор персональных банковских данных сотрудника, которые могут «уйти» из-за случайного скриншота экрана, — реальное основание для судебного иска. Для компаний, которые ведут слежку за подчиненными через веб-камеру, таким поводом может стать случайный личный снимок.
Безболезненный способ контроля — анонимный «цифровой слепок» сотрудника. Такое ПО не собирает конкретную информацию. Оно запоминает поведенческий шаблон и сообщает начальнику, когда он резко меняется. Никаких персональных данных при этом не собирается и не хранится.
В среднем программе нужно около 21 дня наблюдения, чтобы создать и заполнить профиль сотрудника. Для работников, которые делают всего несколько рутинных задач, этот срок будет меньше.
Так что же делать?
Важно оценивать реальную эффективность сотрудника. Его внешний вид вне деловых встреч, занятия на перерывах или геолокация на «дистанционке» не должны волновать компанию.
Как избежать цифровой диктатуры:
-
Понятные правила работы
Глава компании требует, чтобы сотрудник работал из дома через специальное ПО? Не забудьте предупредить подчиненных, если программа делает скриншоты экрана. Работник должен знать, кто и как следит за его KPI, и выполнять их в срок.
Прозрачные договоренности и письменные правила помогут избежать репутационных и юридических рисков. Например, сегодня только 29% компаний США имеют такие регламенты.
-
Сотрудничество
Программы контроля могут мотивировать, если правильно их использовать. В «Битрикс24» я вижу эффективность по задачам каждого специалиста. Алгоритм подсчитывает его в процентах за выбранный период. Такой анализ подскажет, у кого есть какие-то трудности, а кто из сотрудников достоин премии. Специалисты также видят свою активность и активность коллег по проектам. Они могут сопоставлять нагрузку и приоритеты по задачам друг друга, чтобы лучше планировать совместную работу.
-
Аналитика
Бизнесу намного выгоднее и полезнее собирать big data о работе сотрудников не тайно, а вместе с ними. У нас есть инструмент «Пульс компании». Он показывает общую активность коллег по блокам: задачи и проекты, CRM, чат и видео, внутренняя соцсеть, лайки, диск, мобильная версия. Подобное ПО делает сбор рабочей статистики открытым — все видят общий результат работы.
4. Личный цифровой ассистент
Специальное ПО не должно стать еще одним боссом. Сделайте из программы не начальника, а помощника: пусть он напоминает о дедлайнах и перерывах на обед. Или следит за нагрузкой и уровнем стресса подчиненных. Человечное использование программ контроля повысит уровень доверия в компании.
-
Психологический комфорт
Сотрудник — не робот. Для поддержания эффективности, кроме удобного ПО, ему нужен личный контакт с руководителем и коллегами. По данным исследования нашей компании в Беларуси, для 38,6% опрошенных главный минус удаленной работы — нехватка личных коммуникаций.
Придумайте формат регулярной обратной связи, в том числе неформальной. Внедрите онлайн-инструменты для демонстрации достижений, выражения благодарности или поздравлений. Люди должны чувствовать, что команда поддерживает друг друга, несмотря на временную изоляцию.