Высылаем с 1997 года: как и кого из иностранных журналистов выдворяли из Беларуси
Белорусские власти неоднократно лишали аккредитации и высылали из страны зарубежных журналистов за, по их мнению, необъективное и недостоверное освещение событий, происходящих в стране. Вчера такой мере воздействия подвергся корреспондент российского Первого канала Алексей Кручинин, рассказывавший в своих репортажах о ситуации с коронавирусом в Беларуси. Мы решили вспомнить хронологию подобных решений, а также то, что стало поводом для таких действий.

Первый раз представителя СМИ белорусские власти выдворили в конце марта 1997 года. Высылке подвергся шеф бюро телеканала НТВ в Беларуси и Польше Александр Ступников. За время работы в Беларуси в своих репортажах он периодически освещал демонстрации оппозиции, избиение протестующих и журналистов органами правопорядка, а также рассказывал о притеснениях правительством средств массовой информации в стране.
Ступников был гражданином Израиля, и в заявлении МВД говорилось о том, что он нарушил закон «О правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», в котором, помимо прочего, говорится о том, что деятельность иностранных граждан на территории страны «не должно нарушать интересы Республики Беларусь». Он был лишен аккредитации и в четырехдневный срок выдворен из страны. В Минске остались его жена и пятеро детей, являвшихся гражданами Беларуси.
В июне 2003 года собственному корреспонденту НТВ в Беларуси Павлу Селину, работавшему уже больше двух с половиной лет, сообщили о том, что он должен покинуть страну в течение 24 часов, а въезд ему запрещен на пять лет. Причиной стало необъективное освещение в эфире НТВ событий в Беларуси, в частности прошедших незадолго до этого похорон писателя Василя Быкова. В сюжете Селин заявил о том, что власти препятствовали проведению прощания с литератором. Тогдашний министр культуры Леонид Гуляко покинул траурную церемонию вместе с официальной делегацией из-за конфликта с близкими Василя Быкова. МИД Беларуси предложил закрыть корпункт канала НТВ до момента, пока телекомпания не принесет официальные извинения.

«Я не думаю, что компания будет извиняться. Извиняться не за что. Все, что я рассказал, — правда — и у меня есть как минимум десять тысяч свидетелей», — заявил тогда Селин.
Примерно через месяц корпункт телеканала был закрыт, возобновив работу лишь в январе следующего года.
Через год из нашей страны депортировали украинского журналиста Михаила Подоляка, сотрудничавшего в Беларуси со многими оппозиционными СМИ и работавшего заместителем главного редактора негосударственной газеты «Время». Его отправили на родину поездом, запретив въезд в Беларусь на пять лет. До этого различные издания получали штрафы от белорусских властей за публикацию материалов за его авторством, а также выступали ответчиками в судебных разбирательствах. В Беларуси журналист проживал с 1990 года.

Пресс-центр КГБ увязал высылку с деятельностью журналиста: «опубликованные в газете материалы содержат клеветнические измышления о реальном положении дел в стране, призывы к дестабилизации политической ситуации». ОБСЕ и международная организация «Репортеры без границ» подвергли критике такое решение белорусских властей.
Уже в июле 2004 году были лишены аккредитации и выдворены из Беларуси четыре сотрудника российской ВГТРК. МИД заявил, что в репортаже одного из журналистов, Дмитрия Петрова, освящавшего акцию протеста белорусской оппозиции, было указано недостоверное количество принявших в ней участие людей: по официальных подсчетам, на митинг пришло всего несколько сотен человек; по данным, озвученным Петровым — несколько тысяч. Журналисты также отдали отснятый материал телеканалу Euronews. Корпункт телеканала «Россия» был закрыт: оказалось, у представительства ВГТРК в Минске нет свидетельства о регистрации.
2 марта 2006 года, когда до президентских выборов в Беларуси оставалось всего пару недель, в минском аэропорту были сначала задержаны, а затем депортированы на родину члены украинской делегации, приехавшей в страну для наблюдения за выборами. Кроме политиков и общественных активистов среди них были шесть журналистов украинских телеканалов «Тонис», «1+1» и «5 канал». Сотрудники управления КГБ по борьбе с терроризмом заявили, что их пребывание вдень Беларуси «нежелательно». Белорусские власти так и не предоставили каких-либо документов, объясняющих причины депортации украинцев. Как раз в тот же оппозиционный политик и кандидат в президенты Александр Козулин пытался зарегистрироваться делегатом начавшего свою работу Всебелорусского народного собрания, однако был с применением силы задержан и доставлен в милицию для разбирательства.
В августе 2009 года журналисты НТВ Алексей Малков и Юрий Бабенко приехали в нашу страну, чтобы снимать документальную программу об исчезнувших белорусских политиках, приуроченную к десятой годовщине исчезновения Виктора Гончара и Анатолия Красовского в сентябре 1999 года. Они общались с вдовой Гончара Зинаидой, а также матерью пропавшего в 2000 году оператора ОРТ Дмитрия Завадского Ольгой. После этого к ним в гостиничный номер пришли представители правоохранительных органов, заставили собрать вещи и отвезли их в аэропорт, где первым утренним рейсом отправили в Москву. Формальной причиной высылки стала работа иностранных журналистов без аккредитации — въезжающие в страну для работы представители СМИ должны получить ее в МИД Беларуси.
В декабре 2010 года в Беларуси прошли президентские выборы, сопровождавшиеся массовыми уличными акциями протеста и арестами бывших кандидатов на высший пост. Один из них, Андрей Санников, через полгода был приговорен к пяти годам заключения. В мае 2011 года журналист российского телеканала «Дождь» Родион Мариничев взял интервью у жены политика Ирины Халип, а также снимал очереди в обменники и ситуацию в магазинах, брал интервью у людей на улицах — в стране тогда разразился экономический кризис, произошла существенная девальвация белорусского рубля, выросли цены, из продажи исчезли некоторые продукты.

«Я не снимал ни в каких госучреждениях, я приехал в Беларусь снимать частных лиц и тех людей, которые бы мне рассказывали, что здесь происходит» — заявил Мариничев.
31 мая ему было предписано в течение 24 часов покинуть Беларусь, а также запрещен въезд на территорию нашей страны сроком на пять лет. По его словам, все отснятые материалы были уничтожены белорусскими правоохранительными органами. Формальной же причиной высылки журналиста власти назвали отсутствие у него аккредитации.
В октябре того же 2011 года журналиста издания «Московский комсомолец» Игоря Кармазина задержали в Минске люди в штатском.

До этого Кармазин общался с помилованным, а до этого приговоренным к трем с половиной годам лишения свободы участником декабрьских протестов 2010 года Никитой Лиховидом, а также со все той же Ириной Халип. Сразу после встречи с последней он был задержан людьми в штатском, затем доставлен в Партизанское РУВД для допроса, а позже — на вокзал с предписанием о запрете на въезд в Беларусь на один год. По его словам, силовики заявили ему, что он «угрожает безопасности Республики Беларусь».
Немного выбивается из этой картины ситуация с погибшим в 2016 году в Украине в результате взрыва белорусским журналистом Павлом Шереметом. Через три месяца после выдворения Александра Ступникова, в июле 1997 года, Шеремет, тогда работавший в корпункте ОРТ, был лишен журналистской аккредитации. МИД Беларуси сообщил, что корреспондент намеренно искажал события в стране, а также дезинформировал белорусскую и российскую общественность. Незадолго до этого Шеремет выпустил репортаж о последствиях прошедшего по территории Беларуси урагана, когда несколько человек погибли, десятки получили ранения, а повреждены или разрушены были сотни домов. Журналист упрекнул президента страны в том, что он не отменил празднование Дня независимости 3 июля, и высказал мнение, что деньги лучше было бы потратить на возмещение ущерба от стихийного бедствия. Так как Шеремет был гражданином Беларуси, он избежал выдворения.

В дальнейшем Павел Шеремет в материалах и многочисленных интервью не раз критиковал белорусские власти и президента Лукашенко, писал статьи в том числе и для оппозиционных изданий. В марте 2010 года власти нашей страны лишили его белорусского гражданства по формальным основаниям — у Шеремета на тот момент уже около 10 лет был и российский паспорт, а института двойного гражданства наше законодательство не предусматривает.
Сам Шеремет так прокомментировал ситуацию: «Бывший министр внутренних дел Беларуси Владимир Наумов сказал, что МВД такими вопросами не занимается. Как мне объяснили юристы, решение о лишении гражданства принимает президент. По словам юристов, такое решение может быть принято только в одном случае: если человек поступает на государственную, военную службу иного государства либо в спецслужбы другого государства. Я же в России все время работал корреспондентом телеканала ОРТ».