Кто торгует солью «Беларуськалия» и чего может недосчитаться белорусская казна?
Госкомпания «Беларуськалий» — это не только градообразующее предприятие в Солигорске, но и один из крупных доноров белорусского бюджета. Пертурбации на калийном мировом рынке, где Беларусь имеет 20% долю, отражаются как на казне, так и на сопутствующих сферах. Власти сообщили, что в первом квартале недополучили в бюджет весомый объем калийных экспортных пошлин из-за падения продаж. Мы изучили результаты работы «Беларуськалия» в 2019 году, кто занимается продажей удобрений за пределы страны и что может ждать отрасль в ближайший год.
Выручка «Беларуськалия» в прошлом году выросла на 10,8% до почти 4,8 млрд рублей. Прибыль от реализации увеличилась на 20% до 1,52 млрд рублей, а чистая прибыль на 14,5% — до 937,5 млн рублей. «Беларуськалий» практически удвоил долгосрочные обязательства по кредитам и займам до 764,7 млн рублей.
По данным Белстата, Беларусь в 2019 году сократила экспорт калийных удобрений на 5,8% по сравнению с 2018 годом — до 6,23 млн тонн (в пересчете на 100% действующего вещества). В стоимостном выражении экспорт вырос на 2,3% — до 2,77 млрд долларов.
Кто торгует продукцией «Беларуськалия»?
Товаропроводящая сеть «Беларуськалия» включает три компании, говорится на сайте комбината.
Самая крупная из них это зарегистрированная в Минске Белорусская калийная компания (БКК), которая имеет четыре региональных представительства — в Пекине (Китай), Нью-Дели (Индия), Сингапуре и Сан-Паулу (Бразилия). В 2019 году БКК сократила чистую прибыль в 4,2 раза до 625 тысяч рублей.
Белорусские калийщики ведут бизнес через Литву. Для этого вложились в инфраструктуру Клайпедского порта, обеспечивая ему треть грузооборота.
В апреле 2013 года «Беларуськалий» приобрел пакет акций (30%) одного из операторов терминала в Клайпеде — «Биру кровеню терминалас» (БКТ) Игоря Удовицкого.
В 2015 году «Белорусская калийная компания» стала акционером литовского брокера «Фертимара». Доля БКК составила 40%, по 30% — у директоры «Фертимары» Леонида Бергера и руководителя БКТ Видмантаса Дамбраускаса. «У нас выстроена и проводится работа в едином пуле, в который входят производитель, продавец, стивидор, агент, брокер, а также белорусская и литовская железные дороги», — поясняли TUT.BY в БКК, комментируя данную сделку.
Сейчас Удовицкий, которому принадлежит 70% БКТ, спорит в судах с властями Литвы из-за препонов на пути наращивания перевалки белорусских удобрений. БKT хочет приобрести акции компании Nemuno terminalas, которая на 100% принадлежит Игорю и Ольге Удовицким и действует в порту на сопредельной БKT территории. Департамент госбезопасности Литвы высказал определенные «опасения ростом влияния Беларуси в Клайпедском порту». В сентябре 2019 года камбин Литвы рассмотрел возможность покупки БКТ соседнего терминала. Решение по этому вопросу является конфиденциальным, однако, по данным литовских СМИ, правительство не стало блокировать покупку, но поручило комиссии, проверяющей сделки стратегических объектов, установить дополнительные «страхующие условия» с учетом рисков, названных ДГБ.
Недавно Игорь Удовицкий обжаловал в Еврокомиссии решения литовских ведомств, которые лишили его компанию свободного доступа к железнодорожным перевозкам, сообщил бизнесмен на своей странице в Facebook. Он купил 8 локомотивов и хочет сам перевозить удобрения от белорусско-литовской границы до порта в Клайпеде. Литовские власти отстаивают интересы госкомпании Lietuvos gelezinkeliai и ее дочернего предприятия LG Cargo.
Впрочем, работой в Литве деятельность БКК не ограничивается. Трейдер имеет свою фирму и в Украине. Согласно данным в госреестре Украины, «Агророзквит» на 60% принадлежит Белорусской калийной компании, 40% через британскую Agrofertrans владеет украинский бизнесмен Александр Скрипка. Agrofertrans также создала СП с «Беларусьторгом» (одна из компаний Управления делами президента Беларуси). «Белагроферт» должна была реализовать проект по выпуску новых видов удобрений, взяв за основу сырье «Гродно Азота». По итогам 2019 года «Белагроферт» вошел в топ-10 экспортеров СЭЗ «Гродноинвест».
«Беларусьторг» также продвигает продукцию «Беларуськалия» в России. Компания УДП через российскую «дочку» «Аматиста групп» реализует галит, каменную соль.
Ранее много лет в товаропроводящую сеть «Беларуськалия» входила литовская компания «Балткалис». Но сейчас ее на сайте нет. В создании «Балткалиса» в 1999 году принял участие холдинг Arvi, принадлежащий Видмантасу Кучинскасу (в Беларуси сейчас более известен как переработчик мяса индейки). 60% компании принадлежит его семье, остальные 40% — белорусскому объединению. С течением времени «Балткалис» стал монополистом по поставкам технической соли в Литве и вышел на соседний рынок Калининградской области, открыв там дочернюю фирму «Калининград калий». Также Baltkalis занимался продвижением на литовском рынке и в целом в ЕС, пищевой соли солигорского предприятия. Последние годы «Балткалис» погряз в судебных спорах в Литве и включен в список ненадежных поставщиков, сообщают местные СМИ.
Поставки продукции «Беларуськалия» в Латвию и Эстонию и порты этих стран идут через рижскую компанию Oil Logistic, которая уже много лет представляет интересы белорусских производителей нефтехимической продукции на европейском рынке. Компания также осуществляет закупку и поставки сырья для предприятий концерна «Белнефтехим» с использованием статуса юридического лица страны — члена Евросоюза для упрощения и удешевления закупок сырья и снижения затрат на его доставку из порта до предприятия, говорится на сайте компании.
Реализацией продукции «Беларуськалия» в Европе занимается австрийская компания Soltrade GmbH. 49% компании принадлежит солигорскому комбинату, 51% — VIPEX Handels GmbH, которую контролирует Виктор Анатольевич Подлесный, следует из австрийского реестра юрлиц.
Подлесные — известная династия на «Беларуськалии». Игорь Анатольевич Подлесный — сейчас главный инженер калийного комбината. Анатолий Подлесный возглавлял «Беларуськалий» с октября 1985 года до апреля 1992 года.
Какое будущее у калийной отрасли?
В 2020 году Беларуси, скорее всего, придется столкнуться со снижением доходов от экспорта калийных удобрений. По крайней мере, начало года позитивной динамики пока не сулит.
Экспорт произведенных в Беларуси калийных удобрений в январе-феврале 2020 года снизился на 30,1% к аналогичному периоду прошлого года и составил 798,9 тыс. тонн в пересчете на активное вещество. В денежном выражении продажи за границу упали на 39,3% до 310,8 млн долларов. Это произошло как за счет снижения объемов, так и цены.
В Индию было поставлено удобрений на почти 43 млн долларов. В Бразилию отгрузка составила около 25 млн долларов. Третье место заняла Индонезия (23,8 млн долларов).
В десятку крупнейших покупателей белорусских удобрений также вошли Малайзия (19,7 млн долларов), Китай (18,38 млн), Марокко (17,33 млн), Норвегия (16,22 млн), Польша (16,09 млн), Бангладеш (14 млн) и США (13,28 млн).
Беларусь, как и еще ряд крупных производителей, пока не имеют долгосрочных контрактов с Китаем и Индией. Это важно, поскольку на олигополистическом калийном рынке стоимость контрактных объемов в Китае и Индии является важнейшим ценовым ориентиром.
Осенью 2019 года гендиректор «Беларуськалия» Иван Головатый не конкретизировал сроки, отметив, что контракт с Китаем будет в 2020 году. Китайские потребители, имея большие запасы удобрений, заняли выжидательную позицию. Плюс к этому ситуацию усугубила пандемия коронавируса. Впрочем, некоторые эксперты считают, влияние COVID-19 на рынок удобрений будет незначительным с точки зрения спроса и предложения, поскольку обеспечение продовольствием остается приоритетом правительств всех стран.
Ценовое агентство Argus сообщает, что производители уже начали переговоры с Китаем. Контрактные объемы, скорее всего, существенно подешевеют, считают в Agrus.
Переговоры о поставках хлористого калия по контрактам в Индию, возможно, начнутся в мае. В октябре прошлого года БКК подписала с Индией контракт на полгода со снижением цены на 10 долларов, до 280 долларов за тонну. Стоит отметить, что с 1 апреля Индия сократила субсидии на калийные удобрения на 9% до самого низкого уровня за последние десять лет, поскольку ведущий мировой импортер питательных веществ для сельскохозяйственных культур пытается сдержать бюджетный дефицит. Сокращение господдержки на фоне падения курса рупии может привести к росту розничных цен для фермеров и потенциально снизить потребление и импорт.
Цены на хлористый калий не менялись или снижались в зависимости от региона, такая динамика характерна для данного рынка в последние месяцы. Поставщики особенно ждут, когда прекратится снижение цен на бразильском рынке. Бразилия является крупнейшим спотовым рынком сбыта хлористого калия, но его стоимость здесь в настоящее время самая низкая в мире.
В начале года «Беларуськалий» уже стал подстраиваться под изменившую конъюнктуру рынка. Госкомпания запустила полугодовую программу по снижению затрат.