Этот хоккеист жил в США и Канаде, но пандемию пережидает в Беларуси. Почему?
18-летний хоккеист Илья Усов — воспитанник минской «Юности» и, по оценкам скаутов НХЛ, самый перспективный белорус на грядущем драфте. Прошлый сезон он провел в канадской юниорской лиге WHL и стал лучшим новичком в составе действующего чемпиона — команды «Принс-Альберт». На время пандемии Илья вернулся в Минск и рассказал журналисту SPORT.TUT.BY Виктории Ковальчук, почему канадцы и белорусы по-разному относятся к коронавирусу, кто для него хоккейный пример и как пять лет жизни в Северной Америке повлияли на менталитет.
«Из сериалов советую „Сваты“ и „Физрук“, из фильмов — „Чудо“ и „Спасатели Малибу“»
— Когда сезон в WHL приостановили, у тебя был выбор — пережидать пандемию в Канаде или улететь в Беларусь. Почему вернулся домой?
— Это была первая половина марта. Мы готовились к пятничной игре. Но тренировку отменили и все игры, которые должны были пройти в выходные, тоже. Команде сказали ждать решения по итогам собрания лиги, которое было запланировано на вторник. В выходные ситуация становилась только хуже, количество заболевших во всем мире росло. Стало понятно, что лига не продлит регулярный чемпионат.
Врачи команды посоветовали нам с Лехой Протасом и Даней Степановым (одноклубники Усова по «Принс-Альберту». — прим. TUT.BY) возвращаться в Беларусь, к семье. Канадские ребята разъезжались по домам. Плюс в Принс-Альберте закрывались все катки и залы, так что не было толком условий для подготовки к плей-офф. Поэтому через день нам купили билеты в Минск.
— Когда улетал из Канады, понимал, насколько может растянуться хоккейная пауза?
— Изначально нам сказали, что перерыв на месяц и есть шанс доиграть сезон позже. Но где-то к концу марта сообщили, что лига закрыта до следующего сезона. Конечно, вся команда очень расстроилась. Для меня это был первый год в WHL. Очень хотелось узнать, что такое плей-офф, сыграть там и выиграть кубок. Если бы «Принс-Альберт» стал чемпионом второй раз подряд, это вошло бы в историю.
— Как сейчас выглядит твой график?
— Занимаюсь в Минске по индивидуальной программе. Поначалу катался с «Минскими зубрами», за что большое спасибо Дмитрию Юрьевичу Баскову и всему тренерскому штабу. А сейчас пару раз в неделю арендую с друзьями лед. Плюс бегаю, хожу на турники и в зал. В остальное время сижу дома — ни на прогулки, ни в кино, ни в торговые центры не выбираюсь.
— Расскажи про свой твой топ фильмов и сериалов на время самоизоляции.
— Из сериалов иногда пересматриваю «Сваты», «Физрук» или «Полицейского с Рублевки». Можем с сестрой включить любую серию и посмотреть для настроения.
Из фильмов посоветую американское кино «Спасатель» про легендарного пловца, который тренирует молодых спасателей, служит для них примером и в финале подвергается очень тяжелому испытанию. Если хочется чего-то комедийного, то рекомендую «Спасателей Малибу». И третий фильм из моего топа — «Чудо». История про мальчика с генетическим заболеванием, который проходит через серьезные испытания и доказывает, что достоин уважения не меньше других.
«Может, я уже и переболел коронавирусом. Но за родных переживаю»
— Твои одноклубники в Канаде находятся в более строгой самоизоляции?
— Да. Все спортивные объекты, насколько я знаю, там закрыты. В некоторых местах ввели штрафы за появления в людных местах. Слышал, что в Принс-Альберте запрещены даже походы друг к другу в гости. Люди должны оставаться по месту прописки. А вся работа по возможности переведена на дистанционку — общение только по телефону или онлайн.
— Как канадские друзья реагируют на то, что в Беларуси нет никаких запретов?
— Да никак. Там же Беларусь по новостям не показывают. Единственное, что парни знают о Беларуси, это то, что мы им рассказываем. Эту тему как-то не обсуждали. Правда, канадцы жалуются, что им надоело сидеть дома. Хотя все понимают, что надо перетерпеть, чтобы остановить, а не распространять вирус.
— А ты лично как относишься к происходящему? Появился страх?
— Да не сказал бы. Может, я уже и переболел коронавирусом. Хотя, когда прилетел в Беларусь и отсидел двухнедельный карантин, потом еще сделал в поликлинике тест. Он показал, что я здоров.
Но все равно остается небольшой страх за родителей и бабушку с дедушкой. Понимаю, что сам могу переболеть и не узнать об этом, а для пожилых людей все намного опаснее. Так что из людных мест посещаю только тренировки, чтобы не подвергать опасности близких.
— Родители продолжают ходить на работу?
— Нет. Папа работает удаленно, а мама ушла в отпуск. Пока все дома. Если выходим в магазин, обязательно в масках.
— Когда ты только прилетел домой, говорил, что в Беларуси паникуют больше, чем в Канаде. Поясни.
— Спустя месяц уже не уверен, что так оно и есть. Просто когда я улетал из Канады, в 30-тысячном Принс-Альберте не было зафиксировано ни одного случая. Все люди вели себя спокойно и не говорили о коронавирусе вплоть до того, пока на паузу не поставили НБА, НХЛ или нашу лигу. Никакой паники среди местных не было. А в Беларуси, даже если судить по телефонным разговорам с родителями и друзьями, люди давно переживают и паникуют. Я вижу, что число зараженных растет и с каждым днем становится только хуже.
«Американцы добрее. Там никто не наорет, даже если задашь 50 глупых вопросов»
— Ты как-то отмечал, что не ощущаешь себя на 100 процентов ни американцем, ни белорусом. Почему?
— Хоть за последние пять лет я провел в Северной Америке больше времени, чем в Беларуси, глупо считать себя американцем. По паспорту я все-таки белорус. Просто замечаю какой-то микс менталитетов. В Беларуси стараюсь жить как белорус, а в Америке — как принято там.
— В чем эти существенные различия?
— Я всегда говорю, что в Америке люди спокойнее ко всему относятся, не строят больших проблем из мелочей. Американцы радостнее и добрее, никогда не наорут и не посмотрят косо, даже если задашь в магазине 50 глупых вопросов. У нас ситуация уже тоже меняется к лучшему. Но в процентном соотношении среди американцев все-таки больше приветливых людей.
— Когда в 14 лет ты переехал в Америку, на каком уровне был твой английский?
— Ни на каком. Мог сказать только «привет» и «пока». Когда в первый раз летел в США, даже декларацию из простых вопросов — куда летишь, что везешь с собой — заполнял с помощью работников таможенной службы, которые владели ломаным русским.
— В первый год ты считал дни и месяцы до каникул в Беларуси. Почему адаптация в Америке давалась так тяжело?
— Я сильно тосковал по дому. Давило осознание того, что в Минск полечу только в мае, а на дворе еще сентябрь. Денег на полеты домой два раза в год у меня не было. В последующие сезоны в гости прилетал папа, а в первый год я находился в Америке совсем один.
Плюс у меня был нулевой уровень английского, а вокруг все новое. Спасало то, что на катке работало много русских, нас тренировал русский тренер. Полкоманды составляли ребята из Беларуси, России и Украины. На первые две недели меня еще с двумя парнями поселили к русской женщине. Это очень помогало. Но, когда сказали, что переезжаю в американскую семью, началась паника. Первое время общался с ними на пальцах или через переводчик.
«В Беларуси родители очень волнуются за детей. Может, потому что больше любят»
— За пять лет в Северной Америке ты сменил три принимающих семьи. Чем американские семьи отличаются от наших?
— В Америке отношения в семье выглядят свободнее. Родители больше доверяют детям, не так строго контролируют их, как у нас. Я бы не сказал, что американцам пофиг на своих детей, но чувствуется, что подростки там более свободные и самостоятельные. Захотели — уехали с друзьями гулять. Там же с 16 лет все за рулем (в некоторых штатах права можно получить даже с 14 лет. — Прим.TUT.BY).
А у нас дети привыкли спрашивать: «Можно я туда пойду? Можно сюда?». Родители очень волнуются за детей. Может, потому что любят больше (улыбается). Но вот эта разница очень бросилась в глаза.
— После двух лет жизни в Колорадо в принимающих семьях ты переехал в кампус в Коннектикут. Какой вариант больше нравился — домашний или общажный?
— В семье, конечно, комфортней. Кампус находился в лесу. Чтобы выехать за его пределы на выходные, надо было до четверга сообщить о своем желании, заполнить анкету, взять в онлайн-форме разрешение у родителей. В общем, очень строго и подконтрольно. В семье в этом плане проще — ты живешь в городе и всегда можешь выйти погулять.
— А что насчет еды? Надо было готовить самому?
— Нет, в кампусе питался в столовой, а в семьях нам готовили родители. Хотя иногда мог предложить свою помощь. Например, как-то решил приготовить драники и салат с горошком. Мама написала рецепт, потому что я понятия не имел, как все это делать. Потом скидывал ей фотки с вопросом: «Нормально, есть можно?»
— За пять лет твой английский уже здорово прокачался?
— Сейчас, конечно, свободно владею английским. Бывает, когда разговариваю с мамой и папой по телефону, русские слова выскакивают из головы. Друзья подкалывают, что у меня уже появился американский акцент. Но я так не думаю.
«Мой кумир среди хоккеистов? Леша Протас»
— В твоей североамериканской карьере четыре года пришлись на США и один — на Канаду. В какой стране нравилось больше?
— Канадцы считают, и даже в школах так учат, что они более добрые и открытые, чем американцы. Хотя я не почувствовал большой разницы. Главное отличие конкретно в моем случае в том, что в США я жил в Денвере с населением 600 тысяч человек, а в Канаду переехал в Принс-Альберт, где всего 30 тысяч жителей.
Они очень разные, но мне было по-своему комфортно и там, и там. В Принс-Альберте не успевал скучать, потому что столько хоккея и учебы в расписании — совсем не до гулей.
— В чем кайф играть в городе, где почти все одержимы хоккеем? Алексей Протас, например, рассказывал, что фаны как-то сварили ему борщ.
— Борщ мне никто не варил (улыбается). Но, помню, спустя месяц в Канаде я пошел на детский футбольный матч, где как раз играл сын из принимающей семьи. И ко мне подошла женщина с ребенком: «Вы любимый игрок моего сына! Можно фото?» Конечно в такие моменты на душе становится очень приятно.
— Правда, что североамериканский хоккей отлично дисциплинирует?
— Я давно не играл в Беларуси и не знаю, как здесь все устроено в юниорской и высшей лигах. Но в Канаде действительно все очень строго. Например, если мы снимаемся для рекламы или делаем командную фотосессию, то большое внимание уделяется внешнему виду: во что хоккеисты одеты, какая у них прическа. Накануне съемок нельзя носить шапку, так как волосы должны быть красиво уложены. И никаких рваных джинсов!
Такая же история с одеждой, в которой хоккеисты отправляются на выезд. В самом автобусе можно сидеть в чем хочешь. Но на остановках, заправках, в придорожных кафе все должны быть одеты одинаково — либо в деловых, либо в спортивных костюмах. Никаких кепок или шапок (только если очень холодно).
Нам объясняют, что хоккеистам важно быть солидными. И, мне кажется, ежедневная дисциплина помогает стать профессионалом на льду. Все игроки в команде разделяют эту тренерскую философию.
— Кто из хоккеистов для тебя является примером поведения на льду и вне льда?
— Леша Протас.
— Его кумир — Овечкин, а твой — Леша Протас?
— … (смеется). На самом деле стараюсь брать пример со всех по чуть-чуть. Но если отставить шутки в сторону, то Леша действительно многому научил меня за последний год. У него за спиной уже есть опыт: кэмп «Вашингтона», кубок WHL, капитанская повязка в «Принс-Альберте».
Так что Леха действительно пример того, как вести себя в определенных ситуациях, что говорить и как реагировать. Например, в Колорадо и Коннектикуте у наших школьных команд не было такой армии фанатов. В Принс-Альберте другая ситуация: люди подходят, а я не знаю, как себя вести.
Леша показал, что важно всегда оставаться внимательным, улыбчивым и раскрепощенным. Он подсказывает многое и на льду, и вне льда. Так что стараюсь брать с него пример, хотя Леха этого, может, и не знает (улыбается).
«Когда я начинал заниматься хоккеем, мечта была одна — Кубок Стэнли»
— Этот год для тебя выпускной. Как будет выглядеть окончание учебы в связи с коронавирусом?
— А я уже окончил школу. Набрал необходимое количество кредитов и завершил обучение еще зимой. Дальше планирую поступать на тренера по хоккею в БГУФК.
— Почему решил поступать в Беларуси, а не за океаном?
— Изначально думал играть за университетскую команду в США. Но так как год назад перешел в канадскую лигу WHL, то поступить в универ в Штатах как хоккеист уже не могу. А в Канаде за свои деньги учиться очень дорого. Так что пока решил получить белорусский диплом.
— В итоговом драфт-списке 2020 от скаутов НХЛ ты лучший из белорусов. Переживаешь, если из-за пандемии драфт перенесут?
— Не сказал бы, что активно слежу за новостями. Просто жду решения лиги. А что касается оценки скаутов, это, конечно, приятно. Но не хочу загадывать раньше времени. Когда я начинал заниматься хоккеем, моя мечта была не стать самым перспективным белорусом на драфте, а попасть в НХЛ и выиграть Кубок Стэнли.
Читайте также
Использование материала в полном объеме разрешено только медиаресурсам, заключившим с TUT.BY партнерское соглашение. За информацией обращайтесь на nn@tutby.com