На каком бизнесе в Беларуси сильнее всего сказывается пандемия
Коронавирус одновременно нанес удары и по спросу и по предложению. Домохозяйства из-за самоизоляции ограничили потребление.
Бизнес ввиду ряда ограничительных мер не может продолжать обычную деятельность, сталкиваясь с определенными сложностями. Об этом в ходе онлайн-встречи «Меры по поддержке малого и среднего бизнеса в условиях пандемии» рассказал старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Родион Морозов. Встреча была организована в рамках проекта «Открытый диалог», пишет Thinktanks.by.
По словам экономиста, в результате снижения спроса у бизнеса серьезно сокращается выручка. На следующем этапе это влечет снижение занятости и снижение заработной платы, проблемы с обслуживанием кредитов, проблемы в цепочке поставок. Потом следует снижение потребления домохозяйств в связи со снижением зарплат, неспособность домохозяйств обслуживать свои кредиты, что повлияет на финансовый сектор. «Даже в этой упрощенной схеме круговорота доходов видно, что удар, который наносит нынешняя ситуация и по бизнесу и по населению, не ограничивается двумя этими категориями, а охватывает фактически всю экономику», - подчеркнул Родион Морозов.
На его взгляд, данный порочный круг можно разорвать, поддерживая бизнес.
По словам экономиста, на сегодняшний день только часть бизнеса может чувствовать себя стабильно и даже наращивать прибыльность. Это, в частности, торговля продуктами питания и напитками (кроме готовой еды и алкоголя), медицинскими товарами и средствами личной гигиены.
В то же время существует ряд отраслей, которым государству следует обратить первоочередное внимание и оказать поддержку. Согласно данным, представленным Родионом Морозовым, наиболее пострадают от снижения спроса кино, театры, кафе, рестораны, мебель, электроника, спорттовары, парикмахерские, продажи пива, алкогольных напитков, товаров для хобби и творчества, косметика, парфюмерия и т.д.
Также Родион Морозов представил свежие данные опроса, который BEROC проводил совместно с бизнес-школой ИПМ. Экономисты опросили собственников успешного бизнеса по поводу того, какие проблемы сейчас больше всего беспокоят их компании.
Выяснилось, что основной удар пришелся по внутреннему спросу. Его ощутили 76,4% владельцев бизнесов.
На втором месте по актуальности оказалась проблема сохранения арендной платы и налогов при сокращении либо остановке деятельности. О ней сообщила 47,3% респондентов.
На третьем месте по значимости оказалось две проблемы: нестабильность национальной валюты и падение спроса на внешних рынках. Их назвало 38,3% опрошенных.
Также актуальными для бизнесменов оказались проблемы роста дебиторской задолженности и неисполнения партнерами своих обязательств (32,7%), невозможность организации удаленной работы (21,8%), невозможность приобретать товары, сырье, материалы и комплектующие из-за ситуации в других странах (16,4%), а также заболевания сотрудников и соответствующие карантинные меры (14,5%).
В рамках данного опроса бизнесменам был также задан вопрос о том, сколько они смогут продержаться без поддержки. Порядка 7% смогут продержаться менее недели. Столько же смогут продержаться 1−2 недели без каких-то мер и без приостановки деятельности, - сообщил Родион Морозов.
По его словам, быстрое решение о помощи бизнесу – это не только экономический, но и политический вопрос, который способен повысить уровень доверия к правительству со стороны предпринимателей.
На взгляд экономиста, поддерживая частный бизнес в условиях пандемии, государство выполняет свою социальную функцию и снижает напряженность в обществе.