Горецкие налоговики – про ошибки в камеральном контроле
В последнее время камеральный контроль является одной из постоянных форм налогового контроля. Проведение его осуществляется на основании анализа и изучения информации, представленной плательщиками, а также информации, имеющийся в распоряжении налогового органа. Основная цель камеральной проверки — предоставить плательщику право самостоятельно устранить нарушение, выявленное налоговым органом, и доплатить налог.
Одной из разновидностей камерального контроля является его проведение с использованием автоматизированной информационной системы (АИС) «Учет счетов- фактур».
Налоговым органом изучаются имеющиеся на Портале электронных счетов – фактур сведения, которые сопоставляются с данными налоговых деклараций (расчетов) по налогу на добавленную стоимость и по другим налогам. По выявленным расхождениям данных электронных счетов- фактур с данными деклараций по НДС, представленных плательщиком, налоговым органом направляются уведомления с предложениями о представлении дополнительных сведений и (или) пояснений, документов, обязанность представления которых установлена законодательством, либо о внесении соответствующих исправлений. Если после получения уведомления плательщик не представил пояснения, либо не внес соответствующие исправления в налоговую декларацию, налоговый орган может запросить у плательщика первичные учетные документы, другие документы и (или) информацию. Если по результатам рассмотрения представленных плательщиком дополнительных сведений, пояснений, документов, либо при их непредставлении установлен факт совершения правонарушения, и (или) на основании уведомления не внесены соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую декларацию (расчет) либо налоговая декларация (расчет) не представлена, составляется акт камеральной проверки.
За 2019 – 1 квартал 2020 год инспекцией МНС по Горецкому району направлено 344 уведомления, порядка 99% плательщиков на уведомления налогового органа представили уточненные декларации и доплатили налоги. Это позволило таким плательщикам избежать начисления значительных сумм пеней и не допускать аналогичных ошибок в последующем.
Основные и часто встречающиеся нарушения при проведения камерального контроля были выявлены в 2019- 1 кв.2020гг инспекцией с использованием сведений из ЭСЧФ. Это ошибки, связанные с необоснованным уменьшением налоговой базы в декларации по НДС. Примеры таких ошибок:
— поставщик инициирует аннулирование исходного ЭСЧФ, который подписан получателем ЭЦП. Если получатель не подписывает аннулирование, ЭСЧФ получает статус «Выставлен. Аннулирован поставщиком». Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания аннулирования получателем;
— поставщик выставляет к исходному ЭСЧФ, который был подписан получателем ЭЦП, дополнительный ЭСЧФ с отрицательным значением суммы НДС либо исправленный ЭСЧФ. Если получатель не подписал этот ЭСЧФ, ЭСЧФ будет в статусе «На согласовании». Этот статус не позволяет уменьшить облагаемую базу по НДС на сумму аннулируемой сделки до подписания ЭСЧФ получателем.
Ошибки при выставлении ЭСЧФ, влекущие увеличение налоговой базы по НДС. Примеры:
— поставщик неверно указывает свой статус при посреднических сделках — вместо статуса «Посредник», либо «Комиссионер» указывает статус «Продавец» Получатель подписывает такой ЭСЧФ. У поставщика это приводит к необходимости увеличения налоговой базы в декларации по НДС и уплате НДС;
— покупатель при создании ЭСЧФ при ввозе товаров указывает статус получателя «Покупатель объектов на территории Республики Беларусь у иностранной организации» вместо «Покупатель». Как следствие, в отчетном периоде, на который приходится дата совершения операции из ЭСЧФ, у него возникает обязанность по уплате НДС, вместо применения вычета.
Т.Н. Шевцова, начальник отдела камеральных проверок инспекции МНС по Горецкому району
Заместитель начальника инспекции-начальник управления Т.Н. Идельсон