Концертные организаторы - о том, с какими проблемами столкнулись из-за эпидемии. Есть неочевидные
Концертный бизнес Беларуси в условиях коронавируса поставлен на паузу: все крупные мероприятия весны перенесены или отменены. Мы пообщались с пятеркой локальных организаторов, чтобы узнать, как обстоят дела с их бизнесом прямо сейчас. По кому ситуация ударила больше всего? А кому кризис дал возможность передохнуть? Об этом — в материале AFISHA.TUT.BY.
Что произошло?
В начале марта Минздрав порекомендовал ограничить массовые мероприятия «с международным участием». Тогда это предложение носило рекомендательный характер, и многие промоутеры не восприняли его всерьез: только единицы начали переносить мероприятия на более поздний срок. Затем ситуация с коронавирусом начала разрастаться стихийно, и многие страны закрыли границы. Из-за этого запланированные концерты зарубежных звезд не могли состояться уже по обстоятельствам, никак не зависящим от организаторов. После этого как крупные, так и мелкие выступления иностранных, а следом и белорусских звезд перенесли на лето или осень, а концертники остались без работы.
Массовые переносы концертов, сводки Минздрава, а также боязнь за свое здоровье подтолкнули зрителей пойти сдавать билеты. И пусть пока что речь идет о десятках людей, организаторы заранее предупреждают, что денег для возврата стоимости билета каждому у них сейчас нет. Но как это возможно, если те самые деньги, которые зритель хочет вернуть, он предварительно концертному агентству и отдал? Чтобы это понять, нужно разобраться, как устроен бизнес.
Как зарабатывают концертные агентства?
Об этом мы спросили у Александра Косача, чья компания привозила Lindemann и Scorpions и вот уже несколько лет проводит «Рок за Бобров».
— Возможно, многие думают, что мы напродавали билеты и сидим на мешках с деньгами. Но ситуация абсолютно не такая. Как только концерт выходит в продажу, деньги с покупки билетов сразу же идут на текущие расходы: гонорары артистам, накладные расходы, связанные с проведением мероприятия (аренда площадки, рекламная кампания, гастрольное удостоверение), сопутствующие траты по артисту (его технический райдер) и так далее.
Разница между проданными билетами и этими расходами и является прибылью организаторов. К сожалению, отмечает Александр, не так часто бывает, чтобы чистая прибыль промоутера превысила расходы на проведение концерта. Это очень рискованный бизнес, зависящий от множества факторов, в том числе неожиданных — таких, как коронавирус.
Нужно понимать, что в ситуации с коронавирусом все запланированные на весну концерты перенеслись на более поздний срок, при этом деньги с продажи билетов уже находятся в обороте. Теперь, когда зрители хотят вернуть полную стоимость билета, у концертников этих средств физически нет (они, как мы описали выше, вложены в предстоящее, хоть уже и перенесенное, мероприятие). Поэтому, говорит Александр, концертный бизнес замер и сфера временно парализована.
— Допустим, у нас запущено 20 концертов, и один из них отменился. Из общей оборотки вернуть деньги за один концерт не сложно. Но когда отменились 20 концертов у 20 организаторов, это создает дефолтную ситуацию. И если сейчас зрители массово захотят сдать билеты, это будет не просто критично, а смертельно для концертного бизнеса нашей страны.
Чтобы предотвратить одномоментный обвал рынка, большинство компаний пока что не возвращает деньги зрителям.
С какими проблемами столкнулись концертники (есть неочевидные)
Почти все организаторы массовых мероприятий признаются, что в этой ситуации они как устроители концертов оказались незащищенными. В Кодексе о культуре Республики Беларусь — главном документе, который регулирует деятельность концертников, — не рассматривается ситуация форс-мажора, с которой, как уверяют промоутеры, они столкнулись. В документе все однозначно: если концерт перенесен или отменен, значит, зритель имеет право требовать в качестве компенсации 100% от стоимости билета. Это подтверждают и общества защиты прав потребителей. То есть согласно белорусскому законодательству на данный момент, переносы выступлений из-за закрытых границ, а не по вине организатора, форс-мажором не считаются.
Именно поэтому многие концертники пока временно не возвращают деньги за билеты и ждут реакции со стороны городских властей. Для этого представители концертной деятельности составили коллективную петицию (инициатором выступил Александр Косач) и обратились с ней в соответствующие органы.
— Сейчас наша основная задача — доказать государству, что мы физически не можем возвращать в короткий срок 100% от стоимости билета и просим придумать иной механизм, который будет регламентировать возврат денег по переносам концертов в связи со сложившейся ситуацией.
В петиции организаторы просят в случае переноса мероприятия разрешить возмещать стоимость билета в течение 180 дней со дня определения новой даты и окончания эпидемии, а также считать билеты на перенесенное мероприятие действительными ко входу (тогда при возврате квитка зритель получит 75% от стоимости). В случае отмены мероприятия они просят растянуть срок возврата билетов до 12 месяцев (вместо семи дней) с даты окончания форс-мажорных обстоятельств.
— Мы бы хотели инициировать поправки в Кодекс о культуре, чтобы законодательно закрепить в нем если не такие сроки, то хотя бы более-менее приемлемые, — комментирует Косач.
Коллективное обращение было направлено в Администрацию президента, Совет министров, Министерство культуры и в Минский горисполком. Александр Косач акцентирует внимание на том, что предложения по поддержке концертной отрасли были переданы одному из белорусских депутатов, а он напрямую предоставил их в Совмин. Но пока ответа организаторы не получили.
Кроме того, с 1 апреля в Беларуси повысили базовую арендную ставку. Стоимость аренды офисов, находящихся в госсобственности, тоже поднялась. В петиции концертники просят городские власти обратить внимание и на эту статью расходов и на время эпидемии заморозить арендную ставку или освободить их от уплаты аренды. Об этом нам рассказали Александр Косач и Павел Богданович.
И вот тут вырисовывается еще одна проблема. По словам нескольких ивенторов, наши концертные организаторы оказались еще и не очень сплоченными. Обращение к властям, речь о котором шла выше, подписывалось «очень туго», и не все представители концертного бизнеса согласились поставить под ним свою подпись. Его подписали 14 участников концертной сферы из более чем 20. В профессиональной среде бытует мнение, что более крупным компаниям даже на руку, если мелкие игроки рынка не смогут выполнить свои обязательства перед зрителем или арендодателем, — и тогда конкуренция станет меньше.
Одним из тех, кто не подписал это обращение, стал Андрей Алексеев — директор крупнейшего концертного агентства Беларуси. Он признается, что ему ситуация с коронавирусом, скорее, дала возможность передохнуть. Бизнесмен самоизолировался и меньше работает, но в целом характеризует ситуацию как «вполне нормальную»:
— Я вообще считаю, что кризисы нужны для того, чтобы экономика оздоравливалась. Есть два варианта: ты умираешь — как человек, как субъект бизнеса — или ты это проходишь и двигаешься дальше. А ходить и просить помощи — это как стать рядом с метро и собирать милостыню. Моя репутация мне дороже, чем те копейки, которые люди из индустрии пытаются получить, пользуясь ситуацией. У государства есть куда тратить эти деньги. А мы как-нибудь со своими проблемами разберемся.
При этом Алексеев соглашается с коллегами насчет необходимости корректировок текущего законодательства. Он считает, что поскольку у нас страна молодая, законы иногда прописываются не досконально. Для того чтобы качественно прописать закон, нужны прецеденты, одним из которых и является теперешняя ситуация. Организатор уверен, что закон изменят исходя из этой ситуации. А вот свой отказ подписать коллективную петицию он мотивирует так:
— Главная задача властей — это количество заболевших и выздоравливающих. То, что на данный момент 15 человек (организаторы мероприятий. — Прим. ред.), в компаниях которых работает в районе 3−5 человек, просят о помощи, в рамках 10-миллионной страны не имеет для государства никакой значимости. У меня на сегодня работает большее количество народа, чем, наверное, в 10 агентствах, которые подписали эту петицию. При этом люди, которые пишут обращение городским властям, оперируют деньгами в общем в районе полутора-двух миллионов долларов. Вы считаете, что государству больше нечем заняться, когда на кону жизни 10 миллионов?
На вопрос TUT.BY о том, что «Атом» — крупнейший игрок рынка и, возможно, поэтому компания не ощутила удара, Андрей отвечает метафорично:
— Большие шкафы падают более громко: у нас и расходов больше, и обязательств. Нам, конечно, повезло, что у нас на первую половину года было запланировано небольшое количество мероприятий, но, поверьте мне, по нашей выручке в долларовом выражении ударило довольно-таки сильно, когда произошли обвалы курсов. Эти деньги мы тем или иным способом потом отыграем. Сейчас главное, чтобы люди берегли себя. Мне было бы стыдно идти к правительству и просить помощи.
Но вернемся к трудностям, с которыми столкнулись остальные концертники. Еще одной проблемой можно назвать отсутствие заработка концертных организаторов, площадок и всех тех, для кого проведение концертов являлось основным доходом. Практически все промоутеры, кроме Алексеева, сообщили TUT.BY, что им пришлось отправить сотрудников в отпуск, в большинстве случаев — за свой счет. Одни ушли на вынужденные каникулы до определенного времени — например, офис компаний «Концерт-онлайн» и «Концерт-бюро» приостановил работу до 4 мая. Другие — на неопределенный срок.
Сейчас организаторы ждут реакции от государственных органов. Если текущая ситуация пересмотрена не будет, участники рынка признаются, что многих из них (а также билетных операторов) ждет возможное банкротство, а культурную деятельность страны — коллапс.
Почему происходящее называют форс-мажором?
Концертники в один голос говорят, что текущая ситуация — форс-мажор для сферы развлечений. Почему, ведь концерты отменялись и раньше? Давайте рассмотрим три ситуации, чтобы понять позицию ивенторов. Вот первая: организатор не смог распродать билеты на концерт, и по этой причине мероприятие перенесли или отменили. Это произошло по вине промоутера — например из-за некачественного маркетинга. Тогда зрителю возмещают 100% от стоимости билета.
Или другая ситуация. Допустим, артист заболел, и организатору пришлось перенести или отменить концерт. И хотя это случилось не по вине организатора, по Кодексу о культуре он все равно возмещает зрителю 100% стоимости билета. Чем не форс-мажор? Дело в том, что в такой ситуации артист не выполнил определенные обязательств по договору, и теоретически можно рассматривать вариант, чтобы он компенсировал часть расходов, подсказывает Виталь Супранович.
Сейчас же концертный бизнес попал в третью ситуацию. Мероприятия передвинулись на новую дату из-за эпидемии и закрытых границ, то есть форс-мажора. Артисты понимают ситуацию и готовы перенести даты концертов, но речи о том, чтобы вернуть средства, уплаченные организаторами в качестве предоплаты, не идет. А так как в стране не объявлен официальный карантин, ответственность за возврат полной стоимости билета все еще лежит на организаторе.
К сожалению, застраховать концертный бизнес в нашей стране невозможно: ни одна компания в Беларуси в принципе не занимается страхованием такого рода деятельности, сообщают организаторы. Можно застраховать здоровье зрителей или артиста, но других вариантов нет. В Европе, к слову, есть возможность страховки концертов на случай отмены, неприезда артиста и так далее, но это услуга очень дорогая.
Стоит ли сейчас сдавать билеты?
Организаторы понимают, что никто из зрителей не хочет повторения кейса с отменой концерта Энрике Иглесиаса, когда зрителям пришлось возвращать свои деньги за билет через суд.
— Но теперешняя ситуация абсолютно другая, — делится Александр Косач. — Если в ситуации с Иглесиасом было чистое мошенничество, то здесь — форс-мажор, в который попали более 20 локальных организаторов. Поверьте, никто из них сейчас не спит, не ест, а только работает над этой ситуацией.
Зрителей Александр просит быть спокойными и пока что не сдавать квитки на перенесенные мероприятия. Он обещает, что услуга будет им оказана, они попадут на концерт, но немного позже. Организаторам нужно привлечь деньги с проведения других мероприятий, и тогда они смогут вернуть их белорусам, кто все-таки не решится пойти на перенесенный ивент.
Поэтому, если у вас есть такая возможность, пока что лучше воздержаться от возврата билетов. Это тот момент, когда можно солидаризироваться с концертными компаниями, которые были не готовы к беспрецедентному повороту событий. Все-таки, повторимся, отменился или перенесся не один концерт, а сразу все запланированные мероприятия. И если клиенты массово пойдут сдавать квитки, ситуация с банкротством становится все более вероятной.
Как мы уже говорили, если возможности подождать нет или вам не подходит дата нового концерта, то по нынешнему закону вам должны вернуть 100% от стоимости билета. Большинство ивенторов, как мы отмечали, пока что не возвращают деньги. Но есть и те, кто отдает их в полном объеме, как компания Андрея Алексеева «Атом интертеймент», и те, кто, как Александр Образов из 4A-Event, сейчас готов компенсировать только 75%, ссылаясь на форс-мажор (или выплатить полную стоимость, но позже). Если вас такой вариант не устраивает, решить этот вопрос можно уже в судебном порядке.
При этом нужно иметь в виду, что новые цены на перенесенные концерты могут быть выше: во-первых, потому что меняются курсы валют, во-вторых, переносы — это всегда дополнительные расходы для организатора. А вот те, кто уже покупал билет, смогут пройти на мероприятия без доплат. Все запланированные на весну концерты пройдут в другие даты, и билеты будут считаться действительными.
Кстати, если судить по ответам организаторов, которые вышли с нами на связь, многие зрители относятся к ситуации с пониманием и пока что не торопятся с возвратами билетов.