12 тыс заражённых, нет карантина. Как дела у Швеции, борьбу с коронавирусом которой сравнивают с беларуской
Меры, принимаемые Швецией по борьбе с эпидемией коронавируса, часто сравнивают с теми, которые действуют в Беларуси. Там, как и у нас, от жесткого карантина отказываются – шведские власти придерживаются стратегии, которая завязана на побуждение граждан брать на себя персональную ответственность за соблюдение социальной дистанции. Никакой строгости в следовании правилам, продиктованным пандемией, нет. Опросы показывают, что шведам такое положение дел нравится.
В Швеции учеников старших классов освободили от занятий, а также запретили собрания более чем на 50 человек. При этом приказов по возможности избегать необязательных поездок и оставаться дома возрастным людям – особенно, если они неважно себя чувствуют, – не звучало, все в формате ненавязчивых рекомендаций (не напоминает беларуский сценарий?). В частности поэтому ученые винят шведское правительство в легкомыслии: в стране только по официальным данным зарегистрировано почти 12 тысяч эпизодов коронавирусной инфекции и 1,2 тысячи смертей от нее. Для наглядности сравните эти сведения с цифрами в соседних странах, где объявлен карантин: в Дании – 6,9 тысячи случаев COVID-19 и 309 смертей, в Финляндии – 3,2 тысячи случаев и 64 смерти, в Норвегии – 6,7 тысячи случаев и 142 смерти (на основе информации из американского Университета Джона Хопкинса).
Статистика говорит, что где-то половина всех работающих людей в Швеции сидит по домам. Общественным транспортом в Стокгольме пользуются меньше на 50%, чем обычно, – но шведам все еще позволено ходить в магазины, рестораны, салоны красоты и отправлять детей до 16 лет в школу, даже если хотя бы у одного члена семьи подтвердили коронавирус. В изоляции могут оставаться лишь заболевшие школьники – это вызывает ужас у родителей и учителей, о чем они пишут в открытых письмах и отправляют их в местные газеты. Здоровым детям, которых обеспокоенные семьи не пускают за парты, поступают угрозы от социальных служб.
Андерс Тегнелл, главный эпидемиолог Швеции, описывает шведский подход как попытку «замедлить распространение инфекции, чтобы службы здравоохранения не перегрузились». Он уверяет, что части населения важно получить иммунитет. В адрес специалиста поступает критика о том, что власти, судя по всему, хотят, чтобы переболело как можно больше людей – и надеются, что так у шведов быстро выработается «стадный иммунитет» к вирусу. Тегнелл эти предположения отвергает.
Многие ведущие ученые Швеции не разделяют политику Тегнелла. 22 специалиста опубликовали в газете Dagens Nyheter материал, где заявили вот что: «В Швеции умирает в десять раз больше людей, чем в соседней Финляндии. Подход нужно менять радикально и срочно. По мере развития эпидемии следует увеличивать социальную дистанцию. <…> Закройте школы и рестораны. Каждого, кто работает с пожилыми людьми, обяжите носить защитную одежду. Поместите на карантин всю семью, если один из ее членов заразился коронавирусом. Складывается ощущение, что под угрозой все. Вы должны вмешаться, другого выбора нет». Андерс Тегнелл не согласился ни с одним из перечисленных доводов.
Все еще неясно, какое воздействие эпидемия окажет на Швецию в долгосрочной перспективе. Меж тем экономисты пророчат ей, что экономика страны пострадает сильнее, чем у ее соседей. Министр финансов Магдалена Андерссон заявила, что в 2020 году у ВВП есть все шансы упасть на 10%, а у безработицы вырасти до 13,5%.