Радзиховский: Путину от Беларуси нужно было только одно - чтобы она вошла в состав России

Источник материала:  
Российский публицист Леонид Радзиховский объясняет, почему отношение Лукашенко к эпидемии коронавируса радикально отличается от отношения на Западе и в России и прогнозирует, какими будут отношения Москвы и Минска после коронавируса.

Радзиховский: Путину от Беларуси нужно было только одно - чтобы она вошла в состав России
В с ним беседует журналист радио Свабода Виталь Цыганков (перевод: Белорусский партизан)

- Во время эпидемии коронавируса белорусский президент вернулся к своей традиционной роли, в которой весь мир идет не в ногу и только он в ногу. Как вам из Москвы видится такая политика Лукашенко? Чем вы ее можете объяснить - какими-то его политическими и властными интересами или просто особенностями характера?

- И то и другое. Если вести разговор о рациональных мнениях, то они достаточно очевидны. Об этом многие в мире говорят, что война с коронавирусом более опасна, чем сам вирус, и вызывает более сильную пандемию экономики. Мне такие рассуждения кажутся довольно нелепыми, так как исходят из нежелания понять, что борьба с вирусом в форме карантинов, да, очень тяжелая для экономики, но вирус — это не шутка, и только благодаря борьбе с ним путем карантина эпидемия не будет распространяться бесконтрольно. А если не бороться, будет тот же коллапс экономики плюс трупы на улицах, плюс ликвидация медицины как института.

Многие люди этого не понимают. Политики тоже люди, иногда интеллектуально довольно ограниченные (у них должны быть развиты другие функции), и многие из них искренне считают, что это раздутие СМИ, фейк-ньюс и так далее. Вот вам рациональное мнение - "нельзя разваливать белорусскую экономику", тем более она слабая, иммунитет у нее небольшой, карантин для нее может обернуться катастрофой.

Пиаровские суждения заключаются в том, что многие люди именно так и думают. И Лукашенко в этом смысле работает на значительную часть широкой публики, особенно необразованной.

Ну, и, наконец, его личные убеждения. Среднеобразованного, хитрого, достаточно темного человека, который хорошо знает, что такое демагогия, но плохо понимает, что такое пандемия.

Комбинация этих трех моментов и привела к тому, что он выбрал такую линию поведения. А дальше политик попадает в ловушку, где отказаться от своих слов — отступить, потерять часть своей харизмы. Ведь только из таких соображений политики иногда продолжают заведомо бессмысленную политику - примеры у всех перед глазами, взять хотя бы Путина в Сирии. Я думаю, Лукашенко тем более склонен к такому поведению.

- Если раньше Лукашенко не шел в ногу с Западом, то в отношении к коронавирусу — и с Кремлем. Очевидно, белорусский правитель не ожидал, что Россия перекроет границы с Беларусью, воспринял это как нож в спину. 

Нарастает обмен уколами между Кремлем и Минском, в котором принял участие недавно министр иностранных дел Беларуси. Насколько парадоксальна ситуация, когда Беларусь так активно не совпадает не только с Западом, но и с Москвой?

- Эта ситуация довольно простая. Сегодня каждый за себя. Насколько я понимаю, Москве глубоко наплевать на происходящее в Беларуси. Путин, в отличие от Лукашенко, понимает, насколько опасна эпидемия, понимает, что это не пиар. 

В России дело дошло до того, что не только от Беларуси — области отгораживаются друг от друга. Сегодня я прочитал, что власти Татарстана требуют, чтобы те, кто приехал из Москвы, пошли в карантин.


Кому сейчас в Москве дело до Беларуси? Пусть Лукашенко хоть на голове стоит. Россия закрывается от всех, как и другие страны. В Евросоюзе, который, в отличие от союза Беларуси и России, является реальным интеграционным образованием, страны закрыли все границы внутри.

И дело не в пиаре. Базис здесь прост - людям не хочется умирать и болеть. Поэтому Россия ведет свою политику, банальную, такую же, как все страны, кроме Швеции. Россия борется не с Беларусью и не с Лукашенко, а с коронавирусом. А Лукашенко продолжает жить так, как будто никакой эпидемии нет.

- Сейчас образовалась довольно парадоксальная ситуация, когда демократическая белорусская оппозиция требует ввести карантин, а демократическая Российская оппозиция в значительной степени возмущается теми методами, которыми осуществляется карантин в России. 

Как, по-вашему, в таких ситуациях должна вести себя оппозиция? Выступать против любых действий власти или в такой момент думать не о политике, а о вирусе?

- Что общего у белорусской и российской оппозиции? То, что ни та, ни та не существует.

Лично как человек я считаю, что в такой момент никакой оппозиции, никаких провластных сил быть не может. Так же как больной не должен спорить с доктором. Нужно следить только за одним - насколько адекватно ведут себя власти. В остальном я могу власть поддерживать или осуждать, это не имеет никакого значения.

На данном этапе первоочередное - это борьба с реальной угрозой. Я - политический противник Путина, считаю, что он давно должен уйти. Но сейчас нелепо обсуждать политику Путина. Важно одно - какие санитарные меры предпринимаются. Должен сказать, что Путин в этой ситуации ведет себя очень слабо. 

Может, это и неплохо — не мешает. И реальную власть в борьбе с вирусами вынуждены взять на себя губернаторы.

Как человек я эти карантинные шаги приветствую, в Москве они очень адекватные.

Что касается людей политически ангажированных, для которых даже в условиях пандемии первична политика. Если для вас важнее политика, то, естественно, вы должны быть против власти. 

И если власть говорит: "Надо вводить карантин" — то вы должны говорить: "нельзя вводить". Но этого российская оппозиция сказать не может, так как она прозападная, а на Западе карантин ввели. Поэтому российская оппозиция говорит - "неправильно ввели". 

Кстати, главное возмущение и претензия российской оппозиции связана с тем, что государство не помогает частному бизнесу — и эта претензия разумна и обоснована.


Что касается белорусской оппозиции, то если она требует введения карантина — это, как я считаю, совершенно очевидная и элементарная вещь. Сегодня этот карантин властям кажется глупостью, но если посмотреть на шаг вперед — то станет понятно, что вы получите полноценную национальную катастрофу.

- Белорусская власть не только не вводит карантин, но и собирается проводить в Минске парад 9 мая. Притом в разгар эпидемии, который, даже по официальным оценкам, наступит в Беларуси в конце апреля — начале мая. Белорусские аналитики высказывают мнение, что Лукашенко это нужно, чтобы завоевать симпатии российских "патриотов".

- По-моему, это будет зависеть от цифр. Я верю в реальность этой эпидемии и в то, что если не предпринимать мер, это может обернуться катастрофой. Но, естественно, я могу ошибаться.

Если реальные цифры в начале мая приобретут катастрофический характер, то никакого парада не будет. Что бы Лукашенко ни говорил, но на буйно помешанного он не похож. Если ты проводишь парад несмотря на то, что вокруг люди валяются, то ты вызываешь ненависть у военных, которых ты заставляешь выходить, заражать друг друга и свои семьи.

Если же цифры будут не ужасающие, то парад может и пройти. 

Что касается российских патриотов, то если до 9 мая пик эпидемии пройдет, то товарищи Проханов и Прилепин будут восхищаться несокрушимым «отцом». Если же эпидемия не пройдет, то всем будет наплевать на любые безумства Лукашенко.

Кстати, для Путина парад имел сакральное значение. Но он понимает, что нельзя издеваться над военными, это вам не хипстеры и не пенсионеры.

- Сейчас многие пытаются делать прогнозы на тему "Жизнь после коронавируса". Но мы не будем брать так широко, давайте сконцентрируемся на теме "белорусско-российские отношения после эпидемии". Здесь и падение цен на нефть, и закрытие границы — как это все отразится на отношениях Минска и Москвы?

- Белорусско-российские отношения просто закончились. Особых отношений больше нет. Путин раз и навсегда получил пощечину от Лукашенко. Путину от Беларуси в последнее время нужно было только одно — чтобы она самоликвидировалась и влилась в состав России. Тогда он получал возможность не путем мелкого мошенничества, а торжественно и гордо объявить, что сейчас у нас новое государство, совершить очередной геополитический триумф и остаться собирателем русских земель. 

Когда он наклонился к Лукашенко с этим предложением, Лукашенко головой ударил его в нос, разбил его нос и хрустальную мечту одним ударом. Больше Беларусь Путину не нужна.

Сейчас нефть дешевая, газ дешевый. Никаких преференций Россия давать больше не будет, да они Лукашенко уже и не нужны. Весь этот ритуал братской ненависти никому больше не нужен. Закрыта и тема Беларуси, которая защищает наши западные рубежи от дивизий НАТО.


Коронавирус точно показал, что Беларусь и Россия — два совершенно разных государства. Но для массового избирателя эта сказочка по-прежнему имеет какую-то ценность, он может продолжать эту пиар-игру. Формально никто не будет объявлять о конце "единого государства", какие-то встречи и волокита будут продолжаться, но реального значения это не будет иметь.

←Лошица, водохранилище и центр города. Как выглядит Минск с самой старой свалки

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика