«Будь моя воля, никто бы в Беларуси сейчас в футбол не играл». Интервью с Губерниевым
Дмитрий Губерниев — «голос биатлона» и один из самых узнаваемых российских комментаторов. Уже месяц он находится в самоизоляции в своем доме в Подмосковье и убежден: так должны поступить все, чтобы пандемия коронавируса поскорее отступила. Журналист SPORT.TUT.BY Виктория Ковальчук поговорила с Дмитрием о прямых включениях в трусах, любимых блогерах, брестской «чулочке» и белорусском футболе, «в который сейчас можно было бы и не играть».
Мы очень хотим сделать вашу самоизоляцию продуктивной и интересной. Поэтому SPORT.TUT.BY продолжает проект — #МыДома. В нем звезды из мира спорта расскажут о любимых сериалах, книгах и YouTube-каналах. Оставайтесь с нами, оставайтесь дома!
«Из всего великолепия белорусского футбола мне запомнился только мужик с гармошкой»
— Из чего состоят будни комментатора, когда практически весь спорт в мире на паузе?
— Сейчас мы получаем максимум тревожных новостей. Ситуация действительно непростая. Мы видим у больниц вереницы машин скорой помощи, слышим про знакомых, которые попадают в госпитали с двусторонней пневмонией. Так что я спокойно отношусь к тому, что сейчас нет спорта. Речь идет о здоровье людей. И наша главная задача — сохранить свою жизнь и через самоизоляцию — жизнь других людей. Это вопрос серьезный и непраздный.
Но, если говорить о моей работе, то ее очень много. Канал «Матч ТВ» функционирует, программы выходят, в том числе и в прямом эфире. Я сейчас являюсь мастером прямых включений, веду рубрику для программы «Все на Матч!», делаю сюжеты по различным проектам и для второго своего родного канала «Россия». Плюс читаю лекции, провожу мастер-классы в режиме онлайн и даже умудряюсь отвечать на наскоки в свой адрес разных замечательных людей. В общем, жизнь кипит.
— У вас много работы, потому что вы занимаетесь не только комментированием. А чем сейчас заняты ваши коллеги-комментаторы?
— Некоторые из них являются гостями и ведущими программы «Все на Матч!». Но, понятно, смешно говорить о какой-то занятости, когда нет спортивных соревнований. Что они делают? Комментируют чемпионат Беларуси по футболу. Я тоже увлеченно наблюдаю, как один-единственный мужик играет на гармошке на всех стадионах. Это все, что мне запомнилось из всего великолепия белорусского футбола. Дай бог здоровья этому парню.
— Сколько матчей чемпионата Беларуси вы посмотрели?
— Я слежу за различными командами. Но вот так, чтобы сесть и смотреть белорусский футбол, — нет. Скорее, существую в режиме просмотра хайлайтов.
— И самое яркое впечатление из увиденного — баян?
— Конечно! Ну, послушайте, если мы сейчас начнем анализировать игру «Слуцка»… Тем более я с детства за «Белшину» (улыбается).
Вообще же, для меня белорусский футбол — это минское «Динамо», Эдуард Васильевич Малофеев, Гоцманов, Кондратьев, Алейников, Зыгмантович, Курбыко… Там было что анализировать.
— Как вы относитесь к тому, что белорусский футбольный чемпионат не приостановлен?
— Местным властям виднее. Но я вижу пустые трибуны и понимаю, что градус передачи коронавируса там минимален.
«Считаю, Беларусь могла бы поактивнее завинчивать гайки в борьбе с коронавирусом»
— Судя по вашему инстаграму, вы ярый сторонник самоизоляции. Объясните, почему?
— Потому что мы все можем быть переносчиками. И именно поэтому у меня жесткая реакция в отношении тех, кто оправдывает пикники и совместное времяпрепровождение в период пандемии. Я могу только присоединиться к жестким мерам, которые предлагают власти Москвы и области. И не очень понимаю, почему целый ряд регионов не присоединяются, а, наоборот, ослабляют хватку.
— Как вам кажется, почему в Москве не сработали рекомендательные меры и пришлось вводить карантин, пропускную систему и штрафы, чтобы достучаться до людей?
— Люди не понимают серьезности происходящего. Вот я еду к маме на машине и вижу гоп-компанию молодых ребят. Спрашиваю: «Что, ребят, коронавирус переносим?» Они же не задумываются, что сами могут не заболеть, но дома у них родители и дедушки-бабушки, которые в прямом смысле слова могут умереть от этого вируса. Я считаю, что и Беларусь могла бы в этом смысле поактивнее завинчивать гайки.
Хотя безалаберность, к сожалению, во многом наша отличительная черта. И это я сейчас не про русский или белорусский народ говорю, а про советский. Но и те же британцы, американцы и испанцы поначалу не понимали всей опасности коронавируса. А сейчас, посмотрите, что у них происходит.
Нам еще повезло, что мы можем учиться на ошибках других. Хотя хождение по граблям тоже наша национальная черта. Но в этот раз нужно все-таки проявлять ум.
— В какой момент вы поняли, что коронавирус — это серьезная история, которая затянется надолго?
— Не буду лукавить, еще месяц назад я не предполагал, что все настолько серьезно, хотя первые звонки были уже в конце января. Понято, что, отправляясь на этап Кубка мира в Контиолахти в начале марта, мы уже рисковали. Но никто из нашей съемочной группы и биатлонистов, насколько я знаю, не заболел.
«Будь моя воля, никто бы в Беларуси сейчас в футбол не играл»
— Биатлон, по сравнению с другими видами спорта, держался до последнего.
— По сравнению с белорусским чемпионатом по футболу никто не держался до последнего. А вообще, меня возмущала безалаберность людей, которые в конце марта собирались проводить чемпионат России по лыжам в Архангельской области, или тех, кто говорил: «А давайте мы тут в хоккей и футбол сыграем, еще что-то проведем…». Слава богу, здравый смысл возобладал.
— То есть, если по-честному, действующий чемпионат Беларуси на фоне пандемии — тоже безалаберность?
— Это внутреннее дело властей республики. Если они считают это возможным, наверное, мы должны доверять. Но, если вы спрашиваете мое мнение, конечно, я считаю, что это излишне. Можно было бы в футбол сейчас и не играть. Конечно, это радостная история для букмекеров, телеканала «Матч ТВ». Но будь моя воля, никто бы в футбол в Беларуси не играл.
— Ваше отношение к тому, что в Беларуси до сих пор нет карантина?
— Наверное, власти как-то мониторят ситуацию, чтобы бить в набат тогда, когда это будет нужно. Если сейчас в набат не бьют, смею думать, что в Беларуси все более-менее благополучно. Хотя данные из интернета и телеграм-каналов повествуют о том, что динамика есть и, как и в России, достаточно серьезная.
— Вы неоднократно подчеркивали в интервью, что уважительно относитесь к Александру Лукашенко, и передавали ему приветы через СМИ. Что бы хотели передать сейчас?
— С Александром Григорьевичем мы действительно общались много раз — и на Славянском базаре, и на «Гонке легенд». Я знаю, что он смотрит мои эфиры. У нас есть обратная связь через спорт и шоу-бизнес. Но сейчас нет никакого смысла пустословить. Ложка дорога к обеду. Зачем сейчас разбрасываться приветами? А просить прекратить чемпионат Беларуси — так это не мое дело. Я не буду вмешиваться в дела суверенного государства.
«На апрель и май было запланировано столько работы! Конечно, это все убытки»
— Чем обычно заняты ваши будни по окончании биатлонного сезона?
— У меня на апрель-май столько работы было запланировано! Это и преподавание в вузах, и корпоративы, и концерты, и закрытие сезонов, и работа на экономическом форуме… Масса историй. И все просто пропало. Я прекрасно понимаю, что это все убытки. Но потери сейчас несу не только я, а вся страна и все человечество, ни много ни мало.
Конечно, слежу за ситуацией на мировых фондовых биржах. Но самое главное сейчас не падать духом. Было бы здоровье, а деньги придут.
— Давайте немного о вашей самоизоляции. Как стараетесь сделать ее максимально продуктивной?
— Помимо того, что я ем и сплю, еще и спортом активно занимаюсь во дворе. Бегаю вокруг дома, выполняю приседания, хожу со специальными палками с утяжелителями. Моя фигура за этот месяц даже окрепла. За последние лет десять у меня не было такого активного движения, как в самоизоляции: спорт — каждый день. Такое ощущение, что нахожусь на сборах, и потому один день похож на другой. Но и работы тоже очень много.
— А как выглядят прямые включения из дома? В кадре — парадная рубашка, а снизу — домашние шорты и тапочки?
— Ну, например, сейчас я сижу в трусах (разговор состоялся по Skype. — прим. TUT.BY). Демонстрировать вам не буду — это неприлично. Хотя фотографии в инстаграме уже есть (улыбается).
— Какие вы видите плюсы в самоизоляции?
— Нет худа без добра. Самоизоляция — это возможность читать книги, изучать иностранные языки, смотреть прекрасные сериалы и слушать качественную музыку. Плюс это время позаниматься хорошей ерундой в интернете. Я, например, исполняю в инстаграме «Сектор газа», как Тина Канделаки, устраиваю битву луков, по-доброму хайпую.
«С удовольствием покупаю белорусскую „хэбэшечку“»
— Давайте пройдемся по вашим любимым фильмам. Что посоветуете посмотреть?
— Мне нравятся прекрасные советские фильмы о спорте. Например, «11 надежд», где Анатолий Папанов играл тренера, «Ход белой королевы», в котором Николай Николаевич Озеров сыграл комментатора, а Кирилл Лавров — тренера лыжной команды. А какой роскошный фильм «Королевская регата» с Кустинской и Смирнитским в главных ролях!
— А из сериалов?
— Никак не досмотрю десятый сезон «Ходячих мертвецов» и «Нового папу». Еще закачаны и ждут своего часа «Чернобыль» и шведский вариант «Девушки с татуировкой дракона».
— А что насчет книг?
— Недавно взял у мамы книжку Василя Быкова почитать. Все-таки скоро День Победы, да и в целом я люблю окопную прозу и лекции про войну. Хотя знания, конечно, преумножают скорбь. Сердце болит, когда читаешь о всех тех ужасах, которые испытал советский народ в Великую Отечественную войну.
Если кто-то тоже хочет почитать военную прозу, моя рекомендация — двухтомник Астафьева «Прокляты и убиты». Эта книга просто перевернула мой взгляд, хотя я читал и Бондарева, и Быкова, и Никулина.
Если говорить про литературу о сталинских репрессиях, то, понятно, что это Солженицын и его «Один день Ивана Денисовича» и лагерная проза Варлама Шаламова.
— Своему хобби — музыке — сейчас уделяете больше времени?
— Конечно, слежу за музыкой, я же такой heavy metal rock. Жду новый альбом Акселя Руди Пелли — любимого немецкого гитариста. Testament — очень хороший американский трешачок. Группа Bonfire недавно выпустила новую пластиночку. И у моих друзей из группы «Мастер» тоже вышел диск. Как раз активно обсуждаем его с моим сыном Мишкой.
Плюс репетирую новые песни с Guber Band (Дмитрий создал собственную музыкальную группу в ноябре 2019-го. — прим. TUT.BY). Надеюсь, сделаем концерт и соберем много людей. Был запрос из Минска, кстати. Может быть, приедем к вам, когда все наладится.
Я в Беларуси — и в Минске, и в Витебске — чувствую себя как дома. Хожу по улицам — люди активно узнают. Захожу в магаз и с удовольствием покупаю продукцию брестского и других чулочно-носочных комбинатов. Вся эта прекрасная облегающая «хэбэшечка», футболочки, трусики, не побоюсь этого слова. А косметика какая замечательная, белорусские кремики после бритья — лучшие в мире (улыбается).
— Как у вас с YouTube-каналами? Есть те, которые регулярно смотрите?
— Безусловно, я слежу за Дудем. Планировалось интервью с Шихман, но его перенесли на май. После того, как сходил в гости к ребятам в шоу «Что было дальше?» и произвел там фурор, стал горячим поклонником их творчества. Вы, кстати, смотрели выпуск с моим участием? Многие говорят, это один из лучших, а некоторые — что он самый уродский и дурацкий.
Я всегда вызываю максимум эмоций, так что это нормально. Зато повидался с братухой Щербаковым, кота переименовал в Тамбуську в честь Тамби [Масаева], подружился с пацанами, Нурлан [Сабуров] — отличный чувак. Обязательно еще что-нибудь замутим. А вообще, я стараюсь избирательно подходить к предложениям. Когда за спиной уже есть мощные и серьезные проекты, размениваться неохота.