Почему одни пациенты могут заражать больше людей, чем другие?
По мере того как все больше людей заболевают коронавирусом, ученые задаются вопросом: почему одни распространяют болезнь, а другие нет? В случае с инфекциями существует нечеткий термин «суперраспространитель» — так называют тех, кто заражает непропорционально большое количество людей: вследствие генетики, социальных привычек или просто оказавшись в ненужном месте в ненужное время. О том, кто может быть суперраспространителем COVID-19 и почему с этим словом нужно быть осторожным, рассуждает The New York Times.
По словам Джона Зелнера, эпидемиолога из Мичиганского университета, знание о том, как различить более и менее заразных заболевших, может иметь огромное значение для сдерживания вспышки. Если зараженный человек является суперраспространителем, отследить его контакты особенно важно. Если нет, поиск контактов может стать напрасной тратой времени.
В этой ситуации действуют два фактора, говорит Мартина Моррис, профессор статистики и социологии в Вашингтонском университете: «Для передачи инфекции между людьми должен быть контакт. Но одного этого недостаточно. Второй фактор — то, насколько заразен заболевший». Эксперт подчеркивает, что, говоря об этом, легко ошибиться и подвергнуть человека нападкам со стороны общества: «Если вы — первый заболевший легко распространяющейся инфекцией в многолюдном помещении, вы будете выглядеть как суперраспространитель. Но любой мог бы оказаться в таком положении».
По словам доктора Томаса Фридена, бывшего директора Центров по контролю и профилактике заболеваний, в отношении COVID-19 еще неизвестно, относятся ли к числу суперраспространителей люди, которые не осознают, что больны: они не ощущают сильных симптомов и поэтому не остаются дома. Или же суперраспространителями могут оказаться люди, которые выделяют необычно большое количество вируса — например, в каплях аэрозоля во время кашля. В любом случае соблюдение социальной дистанции и респираторного этикета может предотвратить чрезмерное распространение коронавируса.
История медицины изобилует историями о суперраспространителях заболеваний. Одна из самых известных — о Мэри Маллон (более известной как Тифозная Мэри): болея бессимптомно, повар передала брюшной тиф более чем 50 людям.
Сверхраспространение сыграло важную роль во вспышках двух других коронавирусов: SARS и MERS. «Вспышка MERS-CoV в Южной Корее была вызвана главным образом тремя инфицированными людьми: примерно 75 процентов случаев можно проследить до трех суперраспространителей, каждый из которых заразил непропорционально большое количество контактов», — написал Джордж Гао, иммунолог и вирусолог. Вспышка в Южной Корее началась в 2015 году, когда 68-летний мужчина заразился MERS во время поездки на Ближний Восток. Он вернулся в Южную Корею, где непосредственно заразил 29 человек, двое из которых заразили еще 106 человек.
В 2003 году во время вспышки атипичной пневмонии первый пациент в Гонконге, по-видимому, заразил по меньшей мере 125 человек. Во время вспышки Эболы в Африке в период между 2014 и 2016 годами 61% инфекций отследили к 3% инфицированных.
События суперраспространения присутствовали и в случае с COVID-19. В США к таким относят вечеринку в честь дня рождения в штате Коннектикут, где из 50 гостей половина после оказалась зараженной. Похороны в штате Джорджия, где кто-то невольно распространил вирус среди 200 скорбящих. Тюрьму в Чикаго, где инфицированными оказались по меньшей мере 400 человек.
На другом конце кривой зараженности находятся инфицированные люди, которые, похоже, вовсе не передают вирус другим. Во время вспышки MERS в Южной Корее 89% пациентов не передавали болезнь. В пандемии COVID-19 в США есть яркий пример: пара из Иллинойса. 23 января жена, вернувшаяся из поездки в Ухань, стала первым лабораторно подтвержденным случаем COVID-19 в штате. 30 января ее муж заразился. Супруги болели тяжело, но оба выздоровели. Медики проследили их контакты — 372 человека, в том числе 195 работников здравоохранения. Ни один не заразился.
Доктор Дженнифер Лэйден, главный медицинский директор Чикагского департамента общественного здравоохранения, предполагает, что отсутствие распространения может быть связано с несколькими факторами. Как и где пара контактировала с другими людьми? Был ли у них кашель? Насколько близко находились контакты? Оказались ли люди, с которыми они общались, просто менее восприимчивы к инфекциям?
В поиске суперраспространителей слишком много подводных камней. Высока вероятность приписать случаи заражения одному суперраспространителю, пропустив другие контакты. Как говорит медицинский историк из Колумбии Сэмюэл Робертс, людям сейчас интересны катастрофы, а истории про зомби — очень мощный нарратив. Но широкой публике не стоит знать, была ли вспышка вызвана одним человеком: «Что важнее — это говорить о том, как защититься от вируса. Поиск нулевого пациента не помогает, а только усиливает страх перед другими».