Мир останется прежним. Как будем жить после коронавируса?

Источник материала:  

фото: thebank.vn

Кто как, а я уже зверею от фразы «мир изменится после коронавируса», ее не произнес еще только самый ленивый из знатоков мироустройства.

Мир и без того меняется каждый день, становится удобнее и лучше, а колесо цивилизации неуклонно катится вперед. Хотя и не так быстро, как хотелось бы. Появляются семена, которые приносят высокие урожаи, но их нельзя использовать для повторного посева. Изобретаются революционные нанотехнологии. Лекарства, продлевающие жизнь. Дроны. Сланцевый газ. Искусственный интеллект — да, все это постепенно делает мир другим. При чем тут вирус?

Изменятся привычки людей — обещают мне. Мы перестанем здороваться за руку и станем держать дистанцию. Да бросьте! Человек — существо консервативное; это, возможно, некая «защита от дурака», генетически заложенная в нас, чтобы уберечь от соблазна все бросить и устремиться за очередным пророком.

Вспомните: что, страшные эпидемии чумы, косившие людей тысячами, изменили привычки людей, привели к немедленному строительству водопровода и канализации? Как бы не так. Еще относительно недавно зловонные потоки помоев текли по улицам Москвы и других наших городов. Да и сегодня, если верить недавней статистике, чуть ли не треть населения нашей страны пользуется отхожим местом во дворе — деревянным сооружением «типа сортир». Или, может, все эти средневековые эпидемии вызвали повсеместный расцвет медицины и фармакологии, обернулись массовой вакцинацией? «При Алексее Михайловиче в Москве были две аптеки, но только из одной продавали жителям лекарства, и то по высоким ценам, а потому эта аптека гораздо менее приносила доходы казне, чем стоявший рядом с нею кабак, — пишет академик Н. Костомаров в труде “Домашняя жизнь и нравы великорусского народа”. — Когда медик пользовал особу женского пола, принадлежащую к царскому семейству… должен был угадывать болезнь, не видя ее лично, а единственно следуя рассказам прислужницы… Духовенство признавало грехом лечиться у человека неправославной веры и в особенности вооружалось против медиков-евреев, так что в XVI веке русский за то, что прибегал к пособию еврея, подвергался отлучению от церкви».

Так что именно изменит этот ваш COVID-19, расскажите-ка мне?

Христиане (2,4 млрд) перестанут толпами прикладываться к мощам, а на литургиях будут стоять (православные) или сидеть на скамьях (католики) в шахматном порядке, соблюдая безопасную дистанцию? Мусульмане (2 млрд) перестанут собираться локоть к локтю на пятничные молитвы в мечетях, а окончание поста праздновать будут не все вместе, как сегодня, а дома? Или, может, сикхи (25 млн) откажутся от предписания своей веры минимум один раз в неделю — для всех и ежедневно — для прошедших духовную инициацию принимать участие в общей трапезе в переполненных и не больно-то чистых, по нашим меркам, храмах?

Средневековая эпидемия «черной смерти» — чумы, если верить историкам, зародилась в Китае, как и коронавирус. Но и там, и в любой стране буддистского мира (500 млн) взаимный тактильный контакт считается признаком невоспитанности, дурного тона. Невозможно представить себе японцев, которые, столкнувшись на улице, кинутся трясти друг другу руки. Они чинно раскланяются, стоя на почтительном расстоянии. Да что там — даже ребенка там не гладят по голове: макушка, по представлениям буддистов, есть место обитания «души», и нечего трогать ее чужими руками.

А что толку с того, что бесконтактное приветствие «намасте» — сложенные на груди ладони и почтительный кивок головы — с ведических времен принято в Индии (1,5 млрд), которая наградила мир несколькими эпидемиями холеры? Хорошо, переместимся на Средний Восток, где санитарная обстановка тоже так себе, хотя пока обходится без массового мора. В Афганистане сплошь и рядом можно увидеть двух друзей-солдатиков, которые идут по улице держась за руки, как влюбленные. И в этом — только традиция проявления дружеского расположения, а вовсе не то, о чем вы подумали. А Новый Свет? Не представляю себе, чтобы два приятеля, скажем, на Кубе или в Венесуэле, встретившись, не обнялись, похлопывая друг друга по спине. Чтобы в Европе даже при первом знакомстве люди не прижались щекой к щеке, чмокая воздух и обозначая тем самым условный поцелуй — традиция, которая укоренилась в последнее время и в наших гламурных кругах.

Ну, разумеется: кое-что в мире незначительно поменяет нынешняя треклятая пандемия. Порасторопнее станут службы доставки товаров, хотя рост интернет-торговли начался задолго до. В ответ на призыв организовать дистанционное обучение растерялись преподаватели, особенно старшее поколение: бог его знает, как это делается. Ничего, внуки научат, но школы и университеты будут стоять, как стояли. Коронавирус ускорит смерть печатных изданий, уже несколько наших газет ушли «в астрал», потому что бумажные некому продавать. Да, чешут затылки философы и социологи: похоже, термин «геополитика» пора списывать в утиль, если понимать его как привычку одного царька собирать войско и идти отнимать жирные пастбища у царька-соседа. А ведь именно сквозь эту призму рассматривалось все, что происходило в мире на протяжении столетий. Теперь все на планете устроено иначе, она окончательно стала «общим домом», это стало ясно уже после трагедии «9/11», а теперь, после пандемии, проявилось еще очевиднее. Да и то: эпохи не меняются на щелчок пальцев, и рецидивы случаются, как мы знаем.

Соглашусь пока только с одним: экономические последствия кризиса будут катастрофическими, если «режим самоизоляции» продлится еще месяц-другой. Особенно у нас, когда начальники грозят пальчиком и призывают нас к сознательности, абсолютно ничего не делая, чтобы помочь тем, кто остался — и еще останется! — без работы и средств к существованию. Но мы переживем и это. Мир, уж будьте покойны, останется прежним.

«Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит… Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем», как сказано в Библии.

А вот еще цитата: «Единственный урок истории состоит в том, что человечество необучаемо» — эту фразу приписывают Черчиллю. Впрочем, ему, а еще Наполеону и Раневской в последнее время приписывают вообще всю мудрость, которая накоплена человечеством за тысячелетия его истории и которой, если верить условному Черчиллю, это самое человечество так и не научилось следовать.

Михаил Кожухов, Сноб

←В минской "десятке" инфицированы коронавирусом около 10 сотрудников

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика