«Помощи уже не ждем». Как 9 наших дальнобоев несколько месяцев живут на афгано-узбекской границе
«Нам сказали — терпите», — говорят белорусские дальнобойщики, застрявшие на афгано-узбекской границе. Девять водителей уже несколько месяцев в буквальном смысле живут в своих грузовкиах. Узбекистан не пропускает их из-за карантина. Некоторые из них приехали к границе еще после Нового года, но не смогли пройти границу из-за проблем с документами, а сейчас уже — из-за коронавируса. Последний из «застрявших» приехал около месяца назад. Живут водители в антисанитарии, без лекарств и помощи уже не ждут.
«В магазин можно заходить по одному, туалет — домик с дыркой, как в деревне»
Стоит сказать, что в Узбекистане принимаются официальные меры против распространения COVID-19. Но ограничения не касаются международных грузоперевозчиков.
Машины с белорусскими водителями, застрявшие на границах, принадлежат разным фирмам - кто-то работает на россиян, кто-то на литовцев. Все фуры к границе приехали без грузов.
— Никаких перемен нет, стоим, с нами даже разговаривать не хотят, — рассказывает водитель Иван. До этого мы общались с ним четыре дня назад. — В нашем «полку» прибыло: еще две машины пришли — немецкая и литовская — за рулем белорус и казах.
Мужчина говорит, что деньги фирма ему присылает, с этим проблем нет. Только вот как за них потом отчитываться, он не знает, ведь зарплата зависит от пробега, которого сейчас нет.
Дальнобойщик говорит, что в Хайратоне (приграничный город на севере Афганистана — прим. ред.) больных коронавирусом нет, но введен карантин.
— Один магазин работает, по одному обещают пускать. Если кто-то заболеет, то что делать, понятия не имею — больницы тут нет, ближайшая в Мазари-Шариф (в 83 км — прим. ред). Надеемся, что до этого не дойдет.
Сейчас дальнобойщики держатся вместе, с местными жителями стараются не общаться. В магазин ходят в маске, едят в полуприцепе. Моются, стирают белье и споласкивают посуду в грязной воде из Амударьи.
— Кругом грязь, в туалет — это домик с дырой, как в деревне, — заходить страшно. Сушим одежду на дверях машины, тепло, сохнет быстро, — описывает нынешний быт дальнобойщиков Иван.
— Мы уже весь Узбекистан фотографиями закидали, все инстанции… Все бесполезно — узбеки непробиваемые! Прочитали отзывы после первой статьи… Мы никому не нужны и никто не может решить вопрос, нет смысла чего-то добиваться… — грустно говорит еще один дальнобойщик Андрей.
Официально: «Фирмы сами отказались от альтернативного маршрута через Таджикистан»
Сотрудники посольства Беларуси в Узбекистане сообщили AUTO.TUT.BY, что с самого начала держит на контроле эту ситуацию и активно работают с компетентными госорганами Узбекистана, посольством Афганистана в Узбекистане, белорусскими диппредставительствами. Также они ежедневно находятся на связи с руководством водителей, их родственниками.
— Узбекская сторона не впускает транспортные средства на свою территорию, так как в соответствии с решением правительства Узбекистана с начала марта текущего года приостановлено автомобильное сообщение между Узбекистаном и Афганистаном (за исключением экспорта продукции из Узбекистана в Афганистан), включая транзит автотранспортных средств, — объясняют белорусские дипломаты.
Но на каком основании запрещен транзит для фур, в посольстве не сообщили.
Кроме того, в белорусском посольстве отметили, что они проработали альтернативные маршруты через Таджикистан, их предложили руководителям транспортных компаний.
— Они отказались от этих вариантов, так как это большие денежные затраты, и оставили своих работников на территории Афганистана, фактически оставив их в сложной жизненной ситуации.
Сейчас посольство согласовывает проезд фур по территории Казахстана и России. Когда будут итоги — материалы направят в МИД Узбекистана для получения разрешения на транзит.
В то же время в МИД и Минтрансе Узбекистана AUTO.TUT.BY подтвердили: ограничения из-за коронавируса не распространяются на транзитных грузоперевозчиков. Почему в таком случае на узбекском пункте пропуска не пропускают фуры в этих госведомствах не сообщили.
AUTO.TUT.BY не смог дозвониться до фирм-перевозчиков, чьи машины застряли на границе.
Перед публикацией материала нам поступила информация, что Минтранс Узбекистана связался с дальнобойщиками и уточнил номера фур, которые стоят на границе.