«Мы понимаем, что происходит в мире». Как бизнес помогает врачам и отвечает на «коронавирусный» спрос
Во всем мире компании не остались в стороне от решения важных во время пандемии проблем. Одни стали заполнять рынок самыми востребованными товарами, другие — помогать медикам. Узнали, что полезного в это непростое время делают белорусские компании.
Объединились, чтобы обеспечить медиков средствами защиты
Как и во всем мире, на передовой в борьбе с пандемией оказались медики. Нагрузка и напряжение в больницах увеличились в разы. Поэтому общество как может старается поддержать медиков. В момент дефицита медицинских масок компания Global. Travel, по своему направлению имеющая контакты с больницами, отозвалась на просьбу помочь с обеспечением ими врачей. В это же время правозащитник Андрей Стрижак в ответ на призыв главврача 3-й городской детской клинической больницы Минска Максима Очеретнего оставаться дома решил узнать, нуждаются ли в чем-то клиники. Оказалось, что медикам не хватает обыкновенных средств защиты. Тогда бизнес и гражданское сообщество решили объединить усилия и помочь больницам.
В первую очередь стали искать респираторы класса защиты ffp2 и ffp3. По словам собеседников TUT.BY, это сейчас один из самых дефицитных и востребованных товаров. Без них врачи, работающие с коронавирусными пациентами, рискуют своим здоровьем, потому что маски не обеспечивают защиту такого же уровня.
— Наш сотрудник обзванивал компании, которые продают респираторы. И оказалось, что найти их в наличии в Беларуси практически невозможно. Сейчас найти респираторы класса защиты ffp3 - все равно что купить мерседес. Поэтому мы понимали, что учреждения здравоохранения могут иметь проблемы с поиском и с тем, чтобы быстро их оплатить и доставить. Мы же можем сделать это быстрей, — делится замдиректора компании Global. Travel Никита Краснов.
— Раньше респираторы к нам поступали в основном из России, Китая, часть из Евросоюза и Украины. Но после того, как начались карантинные меры, большинство государств ограничило их вывоз. И возникла резкая нехватка, — объясняет причины дефицита Андрей Стрижак.
Команда волонтеров нашла поставщиков и стала обеспечивать больницы респираторами, оплачивая их закупку с помощью бизнеса и сбора средств на ресурсе MolaMola. И в последние выходные марта команда единомышленников передала больницам первую партию из 5 тысяч респираторов класса защиты ffp2 и ffp3. Это были больницы Минска и Витебска, которые сейчас испытывают самую большую нагрузку. В будущем планируют снабжать ими инфекционные больницы и клиники небольших городов, нуждающиеся и готовые принять эти средства защиты.
— Из того, что нам говорили в медучреждениях, еще крайне необходимы защитные медицинские костюмы. Их найти также тяжело, как и респираторы. Есть в наличии, но все же нужны также защитные очки, налокотники. Может возникнуть острая необходимость в ИВЛ, особенно у учреждений здравоохранения в маленьких городах, — говорит представитель Global.Travel.
Проблема не столько в нехватке у больниц денег, сколько в сложности поиска поставщиков и долгом бюрократическом процессе закупок. Если у врачей и медсестер здесь и сейчас нет респиратора, они не станут ждать, когда больница произведет закупку, а будут работать с вирусными пациентами в одноразовых медицинских или марлевых масках, рискуя заразиться.
— К нам присоединяются и другие компании, которые тоже закупают респираторы и через нас передают больницам. Желание помочь возникает практически у всех. Мы все смотрим новости и понимаем, что происходит в мире. Поэтому и возникает желание помочь нашим учреждениям здравоохранения, — говорит Никита Краснов.
Андрей Стрижак дополняет, что волонтеры, представители бизнеса и белорусская диаспора в странах ЕС работают сообща, чтобы собрать средства и скоординировать действия так, чтобы помогать наиболее нуждающимся медучреждениям.
На ресурсе MolaMola тем временем появился специальный раздел для проектов, собирающих средства на борьбу с COVID-19. Как говорят представители ресурса, все проекты в этом разделе проходят дополнительную проверку того, что средства действительно собираются и расходуются на указанные цели.
Горячая еда и кофе для врачей от рестораторов
TUT.BY уже рассказывал о ресторане Grillman, объединившем вокруг себя разные компании и небезразличных людей для обеспечения персонала городской клинической инфекционной больницы горячей едой. Сейчас он работает круглосуточно, готовя завтраки, обеды и ужины для отделения реанимации.
Теперь он не один. На некоторых заправках сети АЗС А100 дежурные бригады скорой помощи угощают кофе, чаем и хот-догами, сообщили в компании. А кофейная компания Sorso поставляет медикам свежеобжаренный кофе.
— Мы выбрали несколько объектов здравоохранения, в основном инфекционной направленности, и передаем врачам кофе. Пока это клиники Минска, но вполне возможно, что мы двинемся и за его пределы, — рассказал руководитель компании Sorso Владимир Савицкий.
Дезинфекция помещений и улиц городов
Один из актуальных во время пандемии вопрос состоит в том, как обезопасить себя и свое окружение. Им задаются в том числе владельцы бизнеса, которые заботятся о безопасности своих сотрудников и клиентов. Поэтому сейчас возрос спрос на озонирование помещений.
— Будучи по дезинфицирующим свойствам во много раз эффективнее хлора и ультрафиолетового излучения, озон остается безопасным и гипоаллергенным методом дезинфекции. При озонировании помещения очищается воздух и дезинфицируются все поверхности, в том числе и самые труднодоступные места, куда озон проникает с легкостью и уничтожает все бактерии и вирусы. Сегодня это один из самых эффективных и безопасных способ дезинфекции помещения, особенно актуальный в период борьбы с вирусом COVID-19, — рассказали TUT.BY в компании OzonEco.
Компания OzonEco решила на безвозмездной основе поддержать представителей бизнеса и сфер, наиболее уязвимых для вируса. А в ближайшие две недели также планирует провести бесплатное озонирование домов пристарелых, которые остро нуждаются в помощи.
Группа компаний «Полимерконструкция», которая производит водоочистное оборудование, но имеет опыт изготовления дезинфекционных растворов, запустила производство аналита, уничтожающего вирусы, бактерии и другие микроорганизмы.
— Мы сделали соответствующие установки, понимая, что сейчас понадобится огромное количество дезинфектантов не только для рук, но и для обработки общественных помещений и территорий. Такие меры необходимы потому, что есть воздушно-пылевой способ распространения [вируса]. Китай и Италия «мылись» как раз для того, чтобы его уничтожить, — объяснил руководитель совета директоров группы компаний «Полимерконструкция» Владимир Иванов.
Предприятие планирует выпускать по 6 тонн средства в сутки. Этого объема не хватит, к примеру, на весь Витебск, где сейчас более сложная ситуация с распространением заболевания, но он позволит обеззараживать самые необходимые объекты и территории. Сейчас средство проходит срочную сертификацию, после чего город его сможет закупить. А больницам города средство передадут бесплатно, отметил представитель компании.
Фэшн-индустрия снабжает людей многоразовыми масками
Известные компании фэшн-индустрии временно перестроили свое производство. Такие бренды как Gucci, Prada, Balenciaga, Yves Saint Laurent остановили работу над шикарными нарядами для красных дорожек и стали массово производить неприметные, но самые востребованные в 2020 году аксессуары — маски и одноразовые медицинские халаты. И медики Италии, Испании и Франции сейчас носят защитные маски известных на весь мир домов моды. С их нагрузкой они, скорее всего, даже обращают внимание на такие мелочи. Впрочем, и сами компании вряд ли делают на этом акцент. Потому что их цель другая — обеспечить медиков всем необходимым, чтобы они могли спасать жизни.
Производители косметики, в свою очередь, стали массово выпускать дезинфицирующие средства. Например, LVMH с 15 марта перенаправила мощности своих брендов парфюмерии и косметики для производства большого количества водно-спиртового геля или дезинфицирующих средств для рук. Продукцию направляют во французские органы здравоохранения и в сеть учебных больниц, которые ежегодно обслуживают более 8 миллионов пациентов, сообщается на сайте компании.
Не остались в стороне от проблемы и белорусские бренды. Объединение «СветлогорскХимволокно» переориентировалось на производство нетканого материала, из которого производят медицинские маски и медицинские халаты. «Славянка», «Калинка» и Жлобинская швейная фабрика и еще не менее 10 компаний «Беллегпрома» шьют марлевые маски. С начала февраля выпущено более 7,5 млн таких изделий, сообщила пресс-секретарь «Беллегпрома» Марина Савчук.
В продаже появились дизайнерские многоразовые маски. Бренд Mark Formelle выпускает хлопковые многоразовые маски, борисовская компания Reverans.by делает двухслойные маски из хлопка с эластаном, бренд MUA — из хлопка и льна. Печатный центр «Карандаш» предлагает нанести на маску любой рисунок.
Компании предупреждают, что их многоразовые маски не заменяют медицинские и не гарантируют полной защиты от заражения, но в течение двух часов носки защитят от возможного попадания вируса на слизистые, а также позволяют не заражать окружающих при чихании и кашле. После каждого использования маску важно постирать и погладить. Ими вполне можно пользоваться во время поездок в общественном транспорте или выходя в магазин.
Кто-то скажет, что бренды решили «хайпануть» на теме вируса, но предлагая многоразовые маски, они помогают оставить большее количество медицинских масок медикам и пациентам, которые в них нуждаются. С другой стороны — это снижение количества отходов. Ведь каждая одноразовая маска оказывается в куче неперерабатываемого мусора. А индивидуальный дизайн и оригинальные надписи поднимают настроение, поддерживают моральный дух носящего и окружающих.
Кроме этого десятки компаний вносят деньги на благотворительные счета для помощи медикам или передают деньги прямо больницам. Вероятно, это лишь малая часть социально важных проектов, в которых участвуют предприниматели. Но они показывают, что бизнес в тяжелые для него времена не остался в стороне от беды, накрывшей все общество.