«На работу не устроиться и домой не попасть». Репортаж с границы с Литвой, где есть гуманитарный коридор
Не стоять в очереди на границе с Литвой еще недавно было мечтой любого путешественника из Беларуси. Коронавирус уничтожил очереди для легковых машин, но вместе с этим и возможность попасть в соседнюю страну — по крайней мере до 13 апреля. Мы побывали на полупустой границе, где теперь можно встретить разве что водителей на грузовиках и водителей на своих ногах, которые возвращаются на родину. На этом фоне даже не удивляет лиса, которая спокойно прогуливается вдоль дороги на въезде в Беларусь.
14 марта Литва закрыла въезд для иностранцев. Исключение сделали для дипломатов, обладателей вида на жительства и дальнобойщиков, грузоперевозки никто не отменял. В самой стране — карантин. Отменены массовые мероприятия, закрыты большие магазины и торговые центры, перенесены плановые медицинские консультации и операции, закрыты школы, сотрудники компаний по возможности переведены на удаленную работу. Изначально запрет действовал до 30 марта, но сегодня власти Литвы заявили, что продлевают срок до 13 апреля. Все это время со стороны Литвы работает «гуманитарный» коридор, через пункты пропуска Бенякони, Привалка и Каменный лог белорусы и граждане других стран (как правило, при поддержке своих посольств) могут вернуться домой.

По данным на 26 марта, в Литве зарегистрировано 290 случаев заболевания коронавирусом, четыре человека скончались. Исследованы 4320 проб на COVID-19. Нарушителям карантина грозит штраф до 1500 евро или тюремное заключение сроком до одного года. Наказание будет применяться к тем, кто нарушил письменные обязательства не покидать свой дом, место лечения или любое место, где лицо находится на принудительной изоляции из-за коронавируса.
Без работы остаются даже дальнобойщики
Мы подъезжаем к самому популярному на литовском направлении пункту пропуска Каменный лог. Впервые в жизни перед нами — ни одной машины. Правда, грузовиков скопилось около 200, в этом плане граница выглядит привычным образом.
Пункты пропуска Котловка и Лоша временно не работают, сотрудников распределили в Каменный лог, пограничники работают в прежнем составе и в привычном режиме. Поток, правда, существенно уменьшился — с 53 тысяч человек в сутки до 16 тысяч.

На паспортном контроле встречаем Александра на машине с белорусскими номерами, весь салон заполнен огромными сумками.
— Возвращаюсь домой с работы, — говорит он. — Работал водителем в Германии, но из-за коронавируса работы больше нет. Много маленьких компаний просто разорились, вот и мой шеф обанкротился. Буду искать новое место, а пока пересижу в Беларуси.
У Александра есть вид на жительство в Литве, поэтому он в любой момент сможет вернуться назад. Говорит, что в Вильнюсе видна изоляция: почти нет людей на улице, а в магазинах — продуктов — в основном не хватает свежего мяса.
— Люди сидят по домам, потому что ввели штрафы, там все серьезно, — отмечает собеседник. — Кафе не работают не только в Литве. Я возвращался из Германии через Польшу, так там только на вынос еду продают, нужно соблюдать большую дистанцию — до 2 метров, поэтому внутрь никого не пускают.

На пунктах пропуска все сотрудники в масках. Те, кто работает с документами, — либо в перчатках, либо обрабатывают руки антисептиком после каждого паспорта. Проверяют быстро и слаженно. По водителям видно, как они устали и скорее хотят попасть домой. Сейчас в Беларусь возвращаются в основном дальнобойщики, у которых либо закончилась смена (от 2 недель до 2 месяцев — в зависимости от условий в контракте), либо больше нет работы.
Некоторые, как Александр, едут на своих машинах, но есть и те, кто проходит границу пешком. На время ограничительных мер в связи с коронавирусом для граждан Литвы и Беларуси на Каменном логе сделали такое исключение. А вот украинцы и граждане других стран должны проходить границу на авто.
«Как в Европе не заработаем, но с голоду не умрем»
Со стороны Литвы замечаем группу мужчин в масках. Но подойти к ним на литовскую сторону мы не можем, несмотря на свои визы и медстраховки. Встречаемся на нейтральной полосе, нас разделяет стоп-линия на асфальте.

— Едем в Украину, возвращаемся домой, — говорит дальнобойщик Игорь, который возвращается в Кременчуг. — У меня смена — два месяца работаю, месяц отдыхаю дома. Но в связи с этой ситуацией с вирусом даже не знаю, может, и два месяца будем сидеть без дела. У кого есть вид на жительство в Литве, в любое время сможет вернуться назад. Но в Европе стало меньше работы. Люди, которые возили запчасти для Audi, BMW, Ford остались без работы, потому что заводы стоят. У меня ситуация получше — развозил почту по линии Бельгия — Франция. Работал до 14 марта, все спокойно было. Только в последние дни появились люди в масках, а нас перестали пускать на склады, повсюду заговорили, что нужно держать дистанцию, мыть руки.
Неделю Игорь переждал в Литве. Говорит, что небольшие магазины работают, а продавцы даже не носят маски, только перчатки.
— Но банки работают по записи, налоговая не работает вообще, посольство наше закрыто. Машину зарегистрировать, страховку оформить — проблематично.
— Если карантин затянется, в Украине для вас есть работа?
— Ай, была бы шея, а хомут найдется! — оптимистично говорит Игорь. — Конечно, таких денег, как ЕС в Украине не заработаешь, но с голоду не умрем.

Через «гуманитарный коридор» из Литвы сейчас возвращаются в основном белорусы и украинцы. На днях в Каменный лог привезли два автобуса украинских дальнобойщиков, посольство организовало для них автобус и в сопровождении ГАИ они проследовали транзитом по территории Беларуси до границы с Украиной.
Встречаем на пункте пропуска несколько машин с молдавскими номерами. Дальнобойщик Олег объясняет, что посольство их страны договорилось, что их выпустят из Литвы, и они транзитом через Беларусь и Украину смогут добраться домой. В машине нашего собеседника, кажется, вся его жизнь — в Литве он работал последние пять лет.

— На первой заправке со стороны Беларуси встречаемся с земляками. Едут ребята из Латвии, Литвы, Эстонии, — говорит Олег. — Сотрудница нашего посольства так заботится о нас, можно сказать нянчится, чтобы мы могли вернутся на родину. Украина дала добро на транзит. Спасибо Беларуси, что нас пропускает.
Ближайшее время Олег будет в Кишиневе в вынужденном отпуске. Дело в том, что он уволился с прежней фирмы, стал оформлять документы для устройства в новую, а тут — карантин объявили.

— И на работу не могу устроиться, и домой попасть не могу — обидно, — говорит мужчина. — Но хорошо, что ситуация разрешилась. Скоро буду дома, жена уже ждет.
«Как там по телевизору сказали? 50 граммов и баня, так и сделаю!»
В связи со вспышкой коронавируса каждый, кто въезжает в Беларусь, проходит санитарно-карантинный контроль. Сотрудники санэпидемслужбы работают круглосуточно, смена — 24 часа. До 18 марта прибывшим не только мерили температуру, но и брали мазки — тест на коронавирус.

— Сейчас проверяем термометрию и даем заполнить «Анкету прибывшего» гражданам, которые планируют остаться в Беларуси. В анкете нужно указать, где и сколько дней человек был, адрес места проживания и номер телефона. Данные мы передаем в область, откуда информация поступает по месту жительства человека, чтобы в случае чего, его могли проконтролировать медработники.

Если температура в норме, человека отпускают. Если превышена — вызывают скорую, которая увозит в ближайшую больницу. На Каменном логе, говорят, таких случаев не было, но был в Котловке — девушка возвращалась из Испании, но тест показал, что у нее не было коронавируса.
Во время прохождения санитарно-карантинного контроля встречаем белоруса, который прошел границу пешком и очень спешит домой — у пункта пропуска его ждет супруга.

— За границей ничего не скрывают — пишут, как ситуация в Европе, а какая — в Литве. Карантин слабо соблюдают, поэтому власти предпринимают более жесткие меры, — говорит Валерий. — Я заходил на литовскую границу в маске, иначе попадешь на штраф.
— А почему вы сняли маску, когда перешли на территорию Беларуси?
— Ну потому что здесь не штрафуют! В Беларуси ведь нет карантина и нет коронавируса, здесь только пневмония.
— Но вы хотя бы планируете самоизоляцию на 14 дней?
— А как же! Как там по телевизору сказали? 50 граммов и баня, так и сделаю!

И хотя грузовики ездят, как и прежде, на границе стало непривычно спокойно. В Duty free совсем нет народу, дальнобойщики сюда почти не заходят, а потока из легковых машин нет. Кризис и у страховщиков — за день оформляют по 2−3 машины. Да и на приграничных заправках пусто. Теперь все с улыбкой вспоминают огромные очереди, которые забирали столько времени и сил. И кажется, любой готов отстоять сколько угодно, лишь бы все вернулось обратно — возможность работать, путешествовать и не бояться за здоровье — свое и близких.