Разобрались, с какими проблемами из-за коронавируса столкнулись театры. Оказывается, их немало

Источник материала:  

Из-за пандемии вместе с турфирмами, авиакомпаниями и арендаторами жилья в сложной ситуации оказались организаторы массовых мероприятий. Например — спектаклей и театральных фестивалей. AFISHA.TUT.BY узнала, что происходит в белорусских государственных и частных театрах. Билеты в последние дни хоть и сдают чаще, «план» по посещаемости в гостеатрах пока никто не отменяет. А частные организаторы столкнулись с проблемой возврата денег за гастрольное удостоверение на проведение мероприятий, которые не состоятся.


Снимок использован в качестве иллюстрации. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Государственные театры: «Мы должны работать, даже если в зале будет 10 человек»

Министерство здравоохранения еще 12 марта рекомендовало ограничить все культурно-массовые мероприятия с участием иностранных исполнителей. Организаторы хоть и не моментально, но стали отменять запланированные показы. Так поступили многие, но только не государственные театры. Все дело в том, что самостоятельно сделать этого они не могут, на это нужно соответствующее распоряжение вышестоящих органов.

При этом в театрах, с которыми связалась AFISHA.TUT.BY, не стали скрывать: зрителей стало меньше. Начальник рекламно-маркетингового отдела Национального академического драматического театра имени Максима Горького Лариса Калиновская говорит, что переносов и отмен у них нет, но отток зрителей заметен.

— С четверга идут звонки: люди спрашивают, можно ли сдать билеты, потому что переживают из-за ситуации с коронавирусом. Но, к примеру, в воскресенье на спектакле людей было много.

В Большом театре Беларуси и вовсе столкнулись с тем, что из-за закрытия границ на спектакли не смогли попасть иностранные зрители.

— У нас всегда немало посетителей из Литвы, Польши, России, — комментирует главный администратор Большого театра Беларуси Зоя Юрченко. — Сейчас они пишут электронные обращения, и мы полностью возвращаем деньги. Но люди верят, что коронавирусная инфекция — это не навечно, поэтому просят по возможности заменить заказ на спектакль на другой месяц, например на конец мая или на другой показ. Скоро появится афиша на июнь, и у людей будет больше выбора.


Снимок использован в качестве иллюстрации. Фото: Александр Васюкович, TUT.BY

Главный администратор отмечает, что количество приобретаемых билетов снижается, но на взрослые спектакли заполняемость зала в среднем все еще держится на цифре в 70 процентов.

— На детских спектаклях публики поменьше. Люди, видимо, побаиваются. Но если не будет официального требования отменить спектакли, мы будем работать. Считаю, мы должны работать, даже если в зале будет сидеть 10 человек, ведь это уважение к зрителю, который пришел на спектакль.

У заместителя директора столичного Театра кукол Игоря Ларченко цифры такие: зрителей стало меньше на 20−30 процентов.

— Справляемся своими силами, как можем, ведь плановые показатели, несмотря на все происходящее, нам никто не отменял. Чтобы избежать проблем с контрольно-ревизионной комиссией, театр обязан выполнить план по спектаклям и наполняемости зала. Конечно, если зрители хотят сдать билеты, деньги возвращаем. Что будет дальше… Самостоятельно отменить спектакли из-за отсутствия зрителя мы не можем: государственный театр обязан действовать только по специальному распоряжению профильного ведомства. Но очень бы хотелось, чтобы в связи со сложившейся ситуацией хотя бы откорректировали обязательные для театров цифры. Пока от управления культуры Мингорисполкома (в его подчинении находится Театр кукол. — Прим. TUT.BY) никаких распоряжений не поступало.

Заместитель директора Молодежного театра Елена Перовская тоже отмечает, что билеты сдают, но нельзя сказать, что массово.

— Причину называют именно эту: люди волнуются из-за повсеместных разговоров о коронавирусной инфекции. Особенно щепетильны в отношении детских спектаклей. Но театр работает в обычном режиме: спектакли не отменены, на этой неделе готовятся две премьеры.

В управлении культуры Мингорисполкома считают, что пока преждевременно обсуждать вопрос о корректировке цифр плана на этот год. Заместитель начальника управления культуры Александр Шестаков, на личный прием к которому мы попали, пояснил:

— Оперативной обстановкой мы владеем, о спаде знаем. Каждый говорит по-разному, начиная от пяти и заканчивая 30 и даже 40 процентами. Сложно что-либо прогнозировать. Мы анализируем работу и предполагаем, как можно решать в целом планы финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Частные театры: «По сути, мы теряем личные деньги»

Если государственные белорусские театры не могут принимать решение по отмене или переносу спектаклей, то частные компании могут на это пойти исходя из собственного видения проблемы.

На днях из городской афиши исчезла международная программа театрального фестиваля «Пластформа». Несостоявшимся зрителям начали возвращать деньги, а организатор-менеджер Мария Фоменко в свою очередь направилась в Мингорисполком, чтобы вернуть пошлину за неиспользованное гастрольное удостоверение. И тут ее ждал сюрприз.

— Мы — некоммерческая организация. У всех организаторов есть основная работа, «Пластформу» делаем на энтузиазме. В течение года мы готовили международную программу. За гастрольные удостоверения в общей сложности заплатили 1701 рубль. По сути, это мои личные деньги. Когда фестиваль отменили, я тут же пришла в службу «Одно окно» Мингорисполкома, но мне никто не смог объяснить, как вернуть деньги.


Фото из спектакля «Под плотью», который должны были показать на «Пластформе». Фото: vk.com/plastformafestival

Суть проблемы объясняет ее коллега театральный менеджер Ольга Николаевская:

— Для того чтобы в Минске позвать зрителей на культурно-зрелищное мероприятие, организатор должен получить в управлении культуры Мингорисполкома удостоверение на право организации и проведения этого мероприятия. Если среди участников мероприятия есть зарубежные исполнители, то за выдачу удостоверения необходимо заплатить государственную пошлину. Величина пошлины зависит от количества мест на заявленной площадке: варьируется от 3 до 200 базовых величин. Замечу, что государственные организации культуры от уплаты этой пошлины освобождаются.

Как утверждает Ольга, еще несколько месяцев назад, если мероприятие по какой-либо причине отменялось, то уплаченная пошлина возвращалась организаторам либо ее переводили в зачет нового гастрольного удостоверения. Но в последнее время деньги возвращать отказываются и просят внимательно читать нормативно-правовые акты.

Но мероприятия в Минске отменяются все чаще, поэтому с вопросами о возврате госпошлины сталкиваются все больше организаторов. На прошлой неделе обивать пороги чиновников начала менеджер-организатор «Пластформы» Мария Фоменко.

— В законодательстве за последнее время ничего не поменялось, но почему-то статьи Налогового кодекса стали трактоваться по-новому. В управлении культуры Мингорисполкома ссылаются на то, что мы запрашивали гастрольное удостоверение, юридическое действие осуществлено — нам его выдали. Мол, что вы еще хотите.


Снимок использован в качестве иллюстрации. Фото: Дарья Бурякина, TUT.BY

Заместитель начальника управления культуры Александр Шестаков комментирует и этот спорный момент:

— Специально посмотрел: в Налоговом кодексе Республики Беларусь от 29-го декабря 2019-го года государственная пошлина за выдачу удостоверения на право организации и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь взимается однократно по установленной ставке. В случае если организатор принимает решение о переносе, то в рамках Кодекса Республики Беларусь о культуре он должен нас проинформировать о принятом решении: подать в службу «Одно окно» Мингорисполкома информационное письмо с указанием дат, на которые переносится мероприятие (или написать, что о датах будет сообщено дополнительно). К письму следует приложить копию платежного поручения, чтобы подтвердить, что госпошлина уплачена. Тогда при выдаче нового удостоверения повторно госпошлина уплачиваться не будет.

Но что делать, если организатор решил отменить мероприятие? По словам Александра Викторовича, тут действует простой механизм:

— Госпошлина уплачивается за получение удостоверения, а не за проведение мероприятия. Удостоверение — это юридически значимое действие. Если организатор его получил, значит, он уже использовал свое право. А дальше организатор сам решает, проводить или нет ему это мероприятие.

При этом прямой вопрос, возвращали ли раньше деньги за пошлину, как утверждают организаторы, Александр Шестаков оставил без комментария. Но подтвердил, что законодательство не поменялось. При этом он посоветовал организаторам обращаться в налоговый орган по месту проведения мероприятия либо по месту регистрации юридического лица. Мария Фоменко уже написала заявление в налоговую инспекцию Первомайского района.

— Но там сказали, что будут направлять запрос в Мингорисполком, уплачивала ли я госпошлину, и выдали ли мне соответствующее удостоверение. Получается замкнутый круг.

«Приходится просить артистов подождать с гонораром до лучших времен»

Не лучше обстоят дела и со спектаклями отечественных частных коллективов. Директор Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн» Анжелика Крашевская тоже говорит про отток зрителей, но заранее просчитать, сколько человек, купивших билеты, не придут на спектакль, невозможно.

— Многие принимают решение, идти или нет на спектакль, в день показа. Пока мы не отменяем мероприятия, но будем следить за ситуацией. Деньги за билеты, конечно, возвращаем — это прописано в белорусском законодательстве, по-другому нельзя.

Одна за другой приходят новости о переносах спектаклей частных коллективов. На конец апреля «в связи с повсеместно вводимыми ограничительными мерами, вызванными распространением коронавирусной инфекции» сдвинул свои постановки модный театральный проект HomoCosmos. Так же с давно заявленной премьерой Ave, Richard поступили в Камерном драматическом театре:

— Переносим показ предварительно на май, — поясняет режиссер спектакля Елизавета Машкович. — Не хочется, чтобы на премьеру никто не пришел. Живем сегодняшним днем, думаю, ситуация исправится.


Снимок использован в качестве иллюстрации. Фото: vk.com/kdt_minsk

Меняет дату показа своего спектакля «Дин-дон, я ваша мама!» и театральный менеджер Ольга Николаевская. В школах нет директивного запрета на походы в театры, но есть рекомендации не посещать массовые мероприятия. На возвратах билетов только за один спектакль она потеряла 1000 рублей.

— Я понимаю людей, которые решают в связи с коронавирусом поостеречься и остаться дома. К примеру, на моноспектакле Александра Осипца зал по продажам приближался к аншлагу, а по факту пятая часть мест оказалась пустой. Но мне никто не снижает плату за аренду зала, никто не снимает с меня обязательств по выплатам зарплаты актерам и технической команде. Мы начинаем работать себе в убыток. Приходится залезать в кубышки, просить артистов подождать с гонораром до лучших времен.

«Актерам нужно на что-то существовать, кормить свои семьи»

Культурный хаб Ок16 поступил радикальнее: с 18 марта по 1 апреля отменяет все события на своей площадке и закрывает «Руин-Бар». Ближайшие спектакли отменил СХТ. Директор театра Владимир Ушаков рассказал, что с 14 марта все штатные работники театра переведены на удаленную работу.

— Пока нет официального объявления карантина в стране, мы не отменяли остальные постановки. К примеру, в афише фигурирует спектакль 21 марта, но мы следим за ситуацией и готовы ко всему. Мы посоветовались с актерами и решили, что правильнее будет не подвергать риску здоровье людей, поэтому остановили репетиции «Тартюфа» Игоря Казакова. Премьеру перенесли на неопределенный срок: ждем, когда жизнь вернется в нормальное русло.


Фото: facebook.com/CXTby

Владимир говорит, что постоянная публика старается поддержать театр и готова не сдавать билеты, а прийти по ним позже, когда обстановка станет более спокойной.

— Естественно, мы теряем доходы. Какое-то время продержимся на собственных ресурсах, но ведь нынешняя обстановка — только начало истории. Если ситуация вокруг коронавируса затянется, то удержаться на плаву будет очень сложно. В штате СХТ немало актеров, и им нужно на что-то существовать, кормить свои семьи. Хотелось бы, чтобы на уровне ответственных ведомств были предприняты реальные действия по поддержке хотя бы тех частных игроков на рынке, которые давно и активно работают в стране. Это нормальный подход для правительств многих европейских стран. Но пока никаких профильных совещаний в связи с возникшей проблемой не проводилось.

Опыт Франции: «Если нет работы, можно получать выплаты от государства»

Чтобы понять, что происходит сейчас в сфере культуры в тех самых европейских странах, мы связались с Ольгой Поляковой. Белоруска уже несколько лет работает ассистентом режиссера оперных постановок во Франции, Монако и других государствах ЕС. Сейчас Ольга находится в Париже. Рассказывает, что парижские артисты в соцсетях призывают зрителей не возвращать деньги за билеты.

— Не знаю, насколько это эффективно… Да, сегодня творческие люди остаются без заработков, потому что во Франции у работников культуры нет постоянных контрактов. Отмечу, что во Франции у артистов и технических специалистов в сфере культуры существует специфический статус. Если объяснять упрощенно: если нет никакой работы, мы можем получать выплаты от государства — что-то вроде зарплаты. Чтобы заслужить это право, необходимо в течение предыдущих 12 месяцев отработать 507 часов по контракту.

Проблема нынешней ситуации в том, что из-за срыва проектов творческие работники теряют часы и теоретически могут успеть не набрать нужные 507 часов, чтобы в следующем году иметь гарантированные выплаты в периоды простоя. Пока неясно, как государство будет адаптироваться к новым обстоятельствам. Но эта тема во Франции уже вовсю поднимается, говорит Ольга. В Беларуси же о схожих проблемах говорят пока не очень активно.

Читайте также


В Минске отменяют или переносят чуть ли не все крупные мероприятия. Полный список (обновляется)

Что мы будем смотреть в кино, если все громкие премьеры весны перенесли до лучших времен? Узнали

Розыгрыш билетов!

Новый розыгрыш в приложении "Афиша TUT.BY"! Можно бесплатно получить билеты на интересное событие

←Беларусь – единственная европейская страна, которая не перенесла национальный чемпионат

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика