«Теперь понятно». Белорусы разлюбили доллар. Или все же нет?
Валютный рынок на прошлой неделе взбудоражил общественность, оцепеневшую от новостей про коронавирус: доллар и евро резко рванули вверх. И долларизация сделала свое дело: люди заволновались, запасаться ли валютой и что делать со сбережениями. Хотя, в отличие от 2014 или 2011 годов, перед обменниками не выросли многочасовые очереди. Вместе с Белагропромбанком разобрались, правда ли, что любовь населения к доллару поугасла, и дедолларизация — это хорошо?
Что вообще значит долларизация?
Кажется, прошли те времена, когда даже разбуженный среди ночи белорус безошибочно называл актуальный курс доллара. Но многие до сих пор в уме переводят свою зарплату и крупные расходы в американскую валюту. А рынок арендного жилья в расчетах вообще только этой денежной единицей и пользуется.
Вытеснение рубля из денежного обращения, привязка расчетов к доллару, основная масса накоплений и кредитов в валюте — это все признаки высокой долларизации экономики.
Белорусская экономика долларизирована, как никакая другая страна в регионе, не говоря уже о Западе. Всему виной подорванное доверие к национальной валюте и денежно-кредитной политике, которые сказываются на инфляции и девальвации. Белорусский рубль так часто преподносил сюрпризы в 2011—2014 годах, что даже спокойные последние годы хоть и укрепили доверие к нацвалюте, но полностью «жить в рубле» граждане пока не готовы.
Кризисы, годы гиперинфляции и девальвации не прошли бесследно — бизнес и население все чаще выбирали валютные сбережения. Это называют финансовой долларизацией. Кроме прочего, на этом сказалась высокая волатильность процентных ставок в рублях и то, что не один год высокие процентные ставки ассоциировались с грядущей девальвацией. Проще говоря, долларизация была способом людей защититься от финансовых потерь, вызванных турбулентностью на финансовом и валютном рынках.
Разве в других странах не так?
В 1990-х годах для многих «новых» стран долларизация была привычным явлением. Их формирующаяся экономика была нестабильной, денежно-кредитная политика строилась на экспериментах, инфляция национальной валюты в некоторые годы превышала тысячу процентов, сбережения обесценивались раз за разом. Поэтому доллар стал средством, к которому прибегали при расчетах, который клали «под матрас» и несли в банк, к нему привязывали оплату за жилье и бизнес-сделки.
Долгое время государства постсоветского пространства отличались высокой долларизацией, но по мере становления и укрепления экономик ее старались постепенно снижать.
В мире есть несколько стран, в которых доллар полностью заменил местную валюту. Это Панама, Сальвадор и Эквадор. Немало стран в Латинской Америке, Африке и на постсоветском пространстве, где валюту США население использует для сбережений.
Почему долларизация — это плохо?
Долларизация повышает риски того, что банки не смогут вовремя выполнить свои обязательства. Она ограничивает возможности Нацбанка регулировать экономику через изменение процентных ставок, впрочем, как и успешно использовать другие меры денежно-кредитной политики. В то же время усиливается влияние на курсообразование внутренних агентов, а банки, заемщики и вкладчики оказываются чувствительными к изменениям на валютном рынке.
Но еще серьезней то, что увеличивается кредитный риск, когда государство может не справиться с выполнением своих финансовых обязательств. При любой девальвации ухудшаются коэффициенты долга, а денежно-кредитная политика оказывается менее эффективной.
В 2017 году потери от долларизации экономии оценивались в 2−3% ВВП, это 1−1,5 млрд долларов.
Нацбанк говорит о дедолларизации. Это так?
В начале 2016 года финансовая долларизация была максимальной с момента введения национальной валюты. В общем объеме широкой денежной массы больше 70% составляла иностранная валюта.
Примерно с того периода Нацбанк работает над снижением влияния доллара на отечественную экономику и повышением доверия к рублю. В 2015 году, чтобы сделать депозиты в рублях более привлекательными и увеличить число долгосрочных вкладов, был принят декрет № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)». Годом позже с той же целью появился налог на проценты по вкладам, за исключением рублевых вкладов на срок более одного года и валютных — более двух лет.
Политика Нацбанка вкупе с более устойчивой макроэкономической политикой способствовали снижению долларизации экономики, росту вкладов в белорусских рублях. С момента, когда Нацбанк стал активно работать в этом направлении, уже заметны определенные успехи. Но внутри у некоторых все же сидит червячок, который заставляет сомневаться: не лучше ли нести на сохранение в банк доллары, которые «стабильно вернутся в том же объеме», чем рисковать, доверившись рублю? Волнения, вызванные подорожанием доллара в последние недели, были, но они не привели к длинным очередям у обменников.
Можно сказать, что причиной тому, является недостаток свободных средств у населения. Но не только он: люди стали больше доверять родному рублю.
Вместе с тем инфляционные ожидания населения остаются высокими — они в два раза превышают фактическую инфляцию. Это значит, что доллар продолжит доминировать в расчетах доходов и расходов и останется лидирующей валютной сбережений, во всяком случае, в ближайшем будущем. Поэтому работы по повышению доверия к национальной валюте у правительства еще немало. Если удастся долгое время удерживать рубль относительно стабильным, необходимость переводить расчеты в иностранную валюту, как минимум на бытовом уровне, отпадет. Сложней будет отдалять от доллара отрасли, завязанные на внешней торговле и, например, строительство.
Тем не менее Нацбанк планирует продолжить дедолларизацию. Например, привязывать повышение тарифов не к валюте, а к базовой величине. В итоге ЖКУ будут дорожать не на эквивалент 5 долларам, а на половину базовой величины. В стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2035 года также предусмотрена эмиссия государственных ценных бумаг, номинированных в национальной валюте, чтобы обеспечить формирование ориентиров по доходности для средне- и долгосрочных инструментов финансового рынка.
И какие успехи дедолларизации видны?
Уже несколько лет (до января этого года) люди были чистыми продавцами американской валюты. Последние изменения на валютном рынке не вызывали большого ажиотажа у обменников.
В 2019 году рублевые вклады были более привлекательными, чем валютные. Если на депозите в долларах можно было заработать 1−2% годовых, то на рублевых — больше 10%. С учетом рекордно низкой инфляции (4,7%) это достаточно выгодно. Вклады в нацвалюте росли весь 2019 год.
На 1 января 2020 года рублевые депозиты составили 5,24 млрд рублей, это 28,3% от общего объема вкладов физлиц. В иностранной валюте — 6,31 млрд долларов, в рублевом эквиваленте — 13,27 млрд рублей, 71,7% от общего объема депозитов. В конце 2016 года, накануне старта мер по дедолларизации экономики, их объем был 76,3%.
«Теперь понятно» — проект TUT.BY об экономике для самого широкого круга читателей. Сложные цифры? Запутанные объяснения? Читайте, и все будет понятно!
Партнер проекта:
Сплошные плюсы — это новая линейка вкладов Белагропромбанка для тех, кто хочет ПРИУМНОЖИТЬ свои средства и РЕАЛИЗОВАТЬ новые возможности! Вкладывайте средства на выгодных и привлекательных условиях — и это позволит обеспечить СТАБИЛЬНОСТЬ вашего дохода и жизни!