ГАИ: 40% водителей, погибших в ДТП, находились в нетрезвом состоянии

Источник материала:  
15.05.2018 — Новости Авто
ГАИ: 40% водителей, погибших в ДТП, находились в нетрезвом состоянии

Недаром говорят: вино надвое разведено, на веселье и на горе. Особенно это справедливо для тех, кто пытается сочетать его с вождением автомобиля. За преступное веселье им приходится расплачиваться самой дорогой ценой — жизнью людей. О том, какова статистика пьяных ДТП и о влиянии алкоголя на качество вождения корреспонденту varjag.net рассказал начальник ОГАИ Пинского РОВД Вячеслав Голякович.

Посмотрим, что показывает хладнокровный регистратор этих преступлений — статистика ДТП:

* 20% ДТП, совершаемых по вине водителей, связаны с употреблением ими алкоголя;

* 40% водителей, погибших в результате ДТП, находились в нетрезвом состоянии;

* тяжесть последствий у водителей, находящихся в момент ДТП в нетрезвом состоянии, в 1,5 раза выше, чем у трезвых.

«С одной стороны — это цифры, но важно понимать что за каждой из них стоят людские трагедии. Часто водители попросту не задумываются, что нарушая те или иные законы, они запросто могут попасть в оперативные сводки. Однако эта печальная статистика получена благодаря именно тем, кто меньше всех задумывался о причинах тех или иных событий», — отметил наш собеседник.

Алкоголь — один из самых коварных врагов водителя

Водитель, выпивший 150 г водки, что приблизительно соответствует 0,5% содержания алкоголя в крови, увеличивает вероятность погибнуть более чем в 2,5 раза, а получить травму более чем в 2 раза. При уровне алкоголя в крови, равном 1,5%, вероятность погибнуть увеличивается в 16 раз.

«Алкоголь — один из самых коварных врагов водителя, ибо делает его беззащитным перед лицом возможной опасности. Но основное коварство заключается в том, что нетрезвый человек не только не замечает этого, но даже, напротив, считает, что стал умнее, сильнее, хитрее, удачливее. В этом и кроется самая большая опасность», — уверен Вячеслав Голякович.

На первый взгляд может показаться, что в основном следует остерегаться больших доз алкоголя, так как даже несведущему человеку видно, что сильно пьяный мало на что способен. Но ведь дело не только в способностях, но и в их самооценке. Пьяный человек склонен завышать свои способности и возможности.

Если водитель видит свои недостатки, то в его власти компенсировать их за счет других качеств. Например, человек, имеющий замедленную реакцию и знающий об этом, может компенсировать свой недостаток умением заранее предвидеть возможные опасности и не подвергать себя необходимости выполнения очень быстрых действий.

В начальной стадии алкогольного опьянения вероятность ошибки водителя возрастает именно за счет склонности к переоценке им своих возможностей и возможностей своего автомобиля. Склонность пьяного к необдуманному риску хорошо выражена в поговорке «пьяному море по колено». Действительно, находясь в таком состоянии, человек часто делает то, о чем трезвым и не помышлял бы. В качестве примера приводим один эксперимент.

Группе водителей с большим стажем управления автобусом предложили проехать между двумя деревянными брусками, установленными в виде ворот. Успешность выполнения задания оценивалась по тому, был или не был сбит при этом хотя бы один из брусков. Перед началом проезда в импровизированные ворота водителя просили установить такую минимальную ширину ворот, при которой он считает, что сможет успешно выполнить задание. Ширина автобуса была 2,4 м, и они устанавливали ширину ворот, равную 2,6–2,7 м. Задание чаще всего выполнялось успешно. Однако в легкой степени опьянения те же водители устанавливали ворота шириной от 1,5 до 2,3 м. Причина этих ошибок связана, во-первых, с появлением сильного желания рискнуть и, во-вторых, с ухудшением глазомерных оценок.

В данном случае последствия ошибок не угрожали жизни людей. Но это в эксперименте. А в жизни?

Известны случаи, когда нетрезвые водители пытались вклиниться между автомобилями, движущимися на дистанции не более 2 м, или проехать между автомобилями, движущимися во встречных направлениях по двухполосной дороге.

В начальной стадии опьянения человек обычно чувствует прилив сил, движения его становятся более быстрыми, пропадает усталость, кажется, что способен на все. При этом он обычно не замечает в себе ничего, что убеждало бы в обратном. Ведь самочувствие хорошее и настроение приподнятое. Но жертвой алкоголя на данном этапе становится не двигательная активность человека, а его способность к оценке и принятию решения. Эти очень важные для водителя функции поражаются первыми.

На второй стадии опьянения значительно увеличивается процент ошибок, связанных с недооценкой опасности ситуации. Объясняется это тем, что алкоголь начинает отрицательно воздействовать на те качества водителя, которые необходимы для правильного и своевременного восприятия опасности. Резко ухудшаются острота зрения, способность видеть в темноте, объем внимания и т. д. Время, необходимое водителю для восстановления зрения после его ослепления светом фар встречного автомобиля, увеличивается в 2–4 раза и становится равным 14–30 с.

Алкоголь и потеря бдительности

Представление водителя о скорости движения, чувство времени и понимание того, что происходит вокруг него, во многом определяются скоростью, с которой он воспринимает и перерабатывает информацию. Увеличить ее практически невозможно, а ухудшить с помощью алкоголя можно очень сильно. Даже незначительная доза алкоголя вызывает ее снижение почти в 2 раза. А это значит, что половина информации будет упущена.

Если сравнить качество вождения нетрезвого и трезвого водителей, то можно увидеть следующие наиболее распространенные ошибки: резкий поворот рулевого колеса, грубое переключение скоростей, частые и неожиданные изменения скорости движения, неравномерная работа педалью «газа», нарушения синхронности работы педалями «газа» и сцепления и множество других. И то, что они не привели к несчастью, всего лишь случайность, которой в другой раз может не быть.

Статистика показывает, что большинство водителей, выезжающих на дорогу в нетрезвом состоянии, не являются алкоголиками, а пьют от случая к случаю. И то, что они совершают это преступление, во многом объясняется их неправильными представлениями о влиянии алкоголя на организм человека. Например, некоторые считают алкоголь чуть ли не органической частью питания, а иногда и его заменой. Нередки случаи, когда водитель выпивает после езды под влиянием уговоров или представлений о том, что плотная еда устраняет вредное влияние алкоголя и даже улучшает пищеварение. Некоторые считают, что алкоголь укрепляет сердце. Среди людей, занятых физическим трудом, существует поверье о том, что пить необходимо, иначе они не смогут в течение длительного времени выполнять тяжелую физическую работу. Водители, работающие в условиях сильного холода, ссылаются на обогревающее и освежающее действие алкоголя. При этом они забывают о тех многочисленных случаях, когда водители замерзли именно из-за алкоголя. Ведь в таком состоянии кожа человека отдает значительно больше тепла, и ее охлаждение происходит быстрее.

Действительно, алкоголь позволяет временно повысить производительность тяжелого и не требующего сложных навыков труда. Это объясняется тем, что 1 г алкоголя, сжигаемого в организме, выделяет 7 калорий, что в какой-то период притупляет чувство усталости. Но ведь потом наступает резкий упадок сил.

←С 12 мая в Беларуси опять дорожает автомобильное топливо

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика