Дорожный патруль

Источник материала:  
30.10.2013 — Новости Авто

Пьянство за рулем – серьезная проблема. Но не только это осложняет ситуацию на дорогах

Усиление мер ответственности за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения вплоть до конфискации автомобиля в очередной раз привлекло внимание общественности к ситуации на дорогах, а публикации в отдельных СМИ становятся похожими на репортажи о спортивных состязаниях: вчера задержали столько-то нетрезвых водителей, сегодня столько-то, у кого же первого конфискуют автомобиль?

Это, безусловно, актуально, однако реальная дорожная ситуация более многогранна, в чем убедился корреспондент «НГ», отдежурив почти целую смену с экипажем специального подразделения ДПС «Стрела» МВД – майором Александром Раковцом и капитаном Евгением Рублевским.

“Веский аргумент”

Нам предстояло проехать, наблюдая за дорожной обстановкой, по гродненской трассе по маршруту Минск — Воложин и обратно, с заездом в населенные пункты.

Проехав несколько километров, мы свернули с трассы в ближайшую деревню и на первом же перекрестке встретились с машиной, водитель которой не был пристегнут ремнем безопасности. Свое беспечное поведение объяснил тем, что “как-то не может привыкнуть” пристегиваться.

“Веский” аргумент, чтобы не соблюдать правила дорожного движения! Такая “наивность” несколько удивила, хотя потом убедился, что многие нарушители, понимая, что провинились, пытаются играть перед инспекторами ГАИ роль простачка. Однако такой номер не проходит. Тем более что наш первый нарушитель оказался автолюбителем с семилетним стажем. Более того, когда Александр Раковец проверил по базе его данные, оказалось, что житель Минска до этого уже был 24 раза оштрафован за нарушение ПДД.

Мы сменили тему и попытались выяснить отношение парня к конфискации авто в случае, если водитель в течение года дважды задерживается в нетрезвом виде за рулем.

— У кого голова на плечах есть, тот пьяный за руль не сядет, а дураков это не исправит!

Уплатив штраф и пообещав больше не нарушать правила дорожного движения, водитель “Рено” порулил на Минск, а мы поехали дальше по деревенской улице.

Внимание офицеров привлек водитель видавшего виды “Фольксвагена”. Машина заглохла на повороте, и мужчина, увидев сотрудников ГАИ, засуетился.

Выяснилось, что у него при себе нет ни прав, ни техпаспорта. Забыл дома. Возможно, эта встреча с инспекторами ГАИ сослужит добрую службу: в следующий раз, садясь за руль, человек вспомнит об уплаченном штрафе и проверит свои карманы на предмет наличия в них нужных документов.

Не проходил и не буду!

Пока шло разбирательство с владельцем “Фольксвагена”, мимо нас попытался быстренько проскочить “Москвич”, за рулем которого сидел парень лет тридцати.

Как выяснилось, “Москвич” оказался без техосмотра, к тому же за рулем сидел не хозяин машины — взял ее у друга. Потом мы еще несколько раз тормозили автомобили, не прошедшие ТО. Как правило, это уже видавшие виды авто, владельцы которых не обеспокоены техническим состоянием своих стальных коней. Один из них даже заявил: “Не проходил ТО и не буду! Что мне ваш штраф 65 тысяч? Заплачу!”. Такому, видимо, слова о собственной безопасности и безопасности других участников движения — пустой звук.
Просматривается хороший повод задуматься о мерах ответственности. Ведь, к примеру, пристегнул водитель ремень безопасности или нет, это по большому счету касается его лично. А вот отсутствие техосмотра ставит под удар всех, кто находится на дороге рядом с таким горе-водителем.

Риторический вопрос

Наш рейд продолжился. Задержав еще нескольких нерадивых водителей, опять же не прошедших техосмотр, мы доехали до старинного городка Ракова. И здесь внимание офицеров привлек автомобиль “Жигули”, у которого отсутствовал передний номерной знак. Водитель долго возмущался, что его остановили из-за такой мелочи. Говорил, мол, знак отвалился буквально минуту назад и он его просто не успел прикрутить, поэтому положил на переднюю панель автомобиля. И был сильно удивлен, узнав, что, если бы он его спрятал, к примеру, в багажник, то заплатил бы штраф не одну базовую величину, а десять.
Но проблема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Ведь правоохранители знают, что привычку манипулировать номерными знаками имеют многие преступники. Или любители полихачить на автострадах.

Трудно объяснить парадокс, но за день нам встретились несколько профессиональных водителей, которые, получается, сознательно нарушали ПДД. И я вспомнил давний разговор с бывалым водителем-профессионалом, который на мой вопрос читал ли он новые изменения ПДД, ответил: “А зачем?”.

Теперь, когда я просматриваю сводку ГАИ о ДТП и нарушителях ПДД за прошедшие сутки, то невольно ловлю себя на мысли: “А не те ли это водители, которым читать ПДД неинтересно?”.

Закон суров, но он закон...

С  24 октября, дня, когда вступили в действие изменения в законодательство, ужесточающие ответственность за управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, не прошло и недели. Об этом пишут СМИ, говорят по телевизору, это бурно обсуждается в интернете. Уже даже известно, что один из первых претендентов на конфискацию авто — житель Бреста. Но мне при подготовке этого материала лично пришлось столкнуться с двумя автолюбителями, которые ничего о нововведении не слышали. Причем один из них вполне лояльно отозвался о тех, кто любит погазовать “под мухой”.

И значит, стоит напомнить, что теперь у водителей, задержанных повторно в течение года за управление автомобилем в нетрезвом виде, по решению суда будут конфисковывать машину.

Автомобиль подлежит конфискации, если возбуждено уголовное дело по статье 317-1 (Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования). За исключением случаев, когда задержанный нетрезвый водитель угнал авто или завладел им в результате самоуправства.

Стоит отметить, что законодательство ужесточено не только в части конфискации авто. Поправки, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях, существенно увеличили суммы штрафов за вождение в пьяном виде: с 15—35 базовых величин до 50—100 (6,5—13 млн рублей).

Аналогичная ситуация и с уголовной ответственностью. Если по вине пьяного водителя причинено тяжкое телесное повреждение или погиб человек, предусмотрено наказание от шести месяцев до семи лет лишения свободы. Гибель двух и более человек в ДТП по вине нетрезвого водителя влечет за собой тюремный срок от четырех до десяти лет. Только так, и никаких альтернатив.

При этом статьи о лишении прав на три года, если водитель задержан в нетрезвом виде, никто не отменял.

В ходе нашего рейда мы не встретили ни одного нетрезвого водителя. Хотя, согласно сводке управления ГАИ МВД Беларуси, за эти сутки на дорогах задержано 114 пьяных водителей.

Цифра немалая. Но не все так мрачно, как иногда пишут мои коллеги. Срабатывает феномен сенсационного факта, который в сознании людей неким образом обобщается, создается впечатление, что с безопасностью на дорогах у нас что-то не так. На самом деле, все так. Ведь даже в странах с самым жестким законодательством на дорогах периодически попадаются пьяные водители. И наша страна — не исключение. Но за отдельными сенсациями нужно видеть, что число погибших на дорогах и аварийность в Беларуси год от года снижается, а это говорит о действенности работы, в том числе и профилактической, которую проводит Госавтоинспекция.

И еще несколько слов об одном мифе. Неоднократно приходилось слышать, что тест на алкоголь может показать более 0,2 промилле, если человек сел за руль, выпив пол-литра кваса или даже кефира. Купив бутылку кваса, я решил проверить это утверждение.

Как вы думаете, какие цифры высветил экран “Алкотеста” после того, как я подул в трубочку? “00,0”!

Так что, уважаемый читатель, не слушай доброхотов и береги себя!

Автор благодарит за помощь в подготовке материала старшего инспектора по особым поручениям УГАИ МВД Беларуси Анну Банадык.

←В интернете собирают подписи петицией за снижение пошлин на ввозимые в Беларусь авто

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика