Эра электромобилей
Все прототипы известного российского автомобильного бренда «ё-мобиль» создавались белорусскими специалистами в инжиниринговом центре под Минском
Этим летом в Беларуси группой компаний «А-100» презентован электромобиль, протестировать который может любой желающий. И хотя скептики утверждают, что одна ласточка весны не делает, это знаковое событие, которое свидетельствует о многом. И в первую очередь о том, что Беларусь вступила в эру электромобилей.
Электромобиль — автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии (аккумуляторов, топливных элементов и т. п.), а не двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Электромобиль следует отличать от автомобилей с ДВС и электрической передачей, а также от троллейбусов и трамваев.
Гибридный автомобиль — автомобиль, использующий для привода ведущих колес более одного источника энергии. Современные автопроизводители часто используют ДВС и электродвигатель.
Так творится история
Возможно, не все знают, что электромобили, которые многие специалисты называют ближайшим будущим мирового автопрома, появились на свет гораздо раньше (на целых полвека) машин с двигателем внутреннего сгорания. Первое движущееся транспортное средство на электропитании было создано в Англии в 1838 году! Или ровно 175 лет назад!
Однако такие модели не получили тогда своего развития из-за трудностей с зарядкой аккумуляторных батарей, которые к тому же были весьма тяжелыми и громоздкими. Но энтузиасты не прекращали работ в этом направлении, и уже к концу IXX века одной зарядки у электромобилей хватало на 50—60 км хода, а скорость достигала сорока километров в час. Хотя уже тогда специальные гоночные авто на коротких отрезках развивали скорость более 100 км в час. Все это было вполне сопоставимо с характеристиками бензиновых машин, но последние были гораздо проще в эксплуатации, потому постепенно и заполонили все дороги. Кому-то казалось, что навсегда.
Но энергетические кризисы 1970-х годов и усугубляющиеся проблемы с экологией вернули к жизни проекты создания электромобилей. Первой серийный выпуск электромобилей в 1996 году начала известная американская компания General Motors. Затем на рынке появились японские модели. Впрочем, это не совсем так.
От ВАЗа к “Элладе”
Первые серийные советские электромобили (ВАЗ-2801) сошли с конвейера Волжского автозавода в Тольятти в середине 1970-х годов прошлого века. Они работали на никель-цинковых аккумуляторных батареях, общий вес которых достигал 380 кг(!). Всего тогда выпустили 47 таких машин, они на одной зарядке могли проехать до 130 км с максимальной скоростью 87 км в час. Однако в силу многих, причем далеко не технических проблем, работа над ВАЗ-2801 была свернута.
Потом специалисты автозавода разработали целый ряд других моделей электромобилей: ВАЗ-1801, ВАЗ-2802-01, ВАЗ-27-02, ВАЗ-1111Э и др., в том числе и грузовые. Некоторые из них до сих пор в строю.
Традиции своих предшественников сохраняет и приумножает нынешнее поколение конструкторов и инженеров ОАО “АвтоВАЗ”. На заводе создан и запущен в серию автомобиль LADA Ellada, внешне очень похожий на бензиновый аналог LADA Kalina. Первые электромобили уже поставлены в Ставропольский край, их планируется использовать в качестве такси в Минводах и Кисловодске.
Ё-мобиль, ё-мое!
Вторым электрическим авточудом, которое родилось на просторах СНГ, стал гибрид, получивший звучное название “ё-мобиль”. Его появление связано с именем известного российского олигарха Михаила Прохорова. Проект по созданию “ё-мобиля”, реализуемый российскими компаниями “ОНЭКСИМ” и “Яровит”, стартовал в апреле 2010 года. За это время создано пять прототипов, из которых выбран один — “ё-кроссовер”, он, как заявляется, и будет запущен в серию в 2015 году на заводе под Питером.
Гибридный автомобиль отличается от электромобиля тем, что для его движения используется несколько источников энергии. Например, бензин и газ или бензин и сжатый воздух. В “ё-мобиле” для выработки электроэнергии используются природный газ или бензин. А в качестве накопителя запаса электрической энергии применяются батареи из суперконденсаторов, которые дешевле и легче традиционных аккумуляторов.
В июне этого года Михаил Прохоров лично презентовал “ё-мобиль” журналистам и широкой публике во время Петербуржского международного экономического форума, перемещаясь в нем по городу. Проехал на новом авто и президент России Владимир Путин. Позже, уже в Москве, новое авто протестировал российский пилот в “Формуле-1” Виталий Петров.
Об интересе автолюбителей к новой машине говорит тот факт, что компания “Ё-Авто”, которая намерена в перспективе выпускать около 40 тысяч гибридов в год, начала принимать заявки желающих купить новый автомобиль, и буквально за месяц их появилось столько, что на выполнение потребуется не менее десяти лет. Примерно такой же спрос фиксируется и на электромобиль АвтоВАЗа.
Белорусский след на планете электромобилей
Сегодня электромобили выпускаются двумя десятками фирм практически во всех развитых странах мира. Быстро растет их количество в США, Германии и Японии, создаются сервисные центры, сети электрозаправочных станций, а лидером по количеству используемых электроавто является Китай. Возникает вопрос, где же место белорусов на этом празднике жизни.
В начале статьи мы уже сказали о презентации первого электромобиля в Беларуси. Им стал японский автомобиль Nissan Leaf, который, несмотря на долгую и сложную историю эволюции электромобилестроения, специалисты называют первым настоящим массовым электрическим авто. Видимо потому, что он сегодня на равных конкурирует со своими бензиновыми собратьями, а по некоторым параметрам даже дает им фору. Nissan Leaf демонстрирует хороший разгон, плавность хода и эффективную экономию электроэнергии. Общий запас хода на одной зарядке составляет 167 километров, что вполне приемлемо для любого города. Полный заряд батарей составляет 24 кВт, а для зарядки от обычной электросети в 220 Вт требуется около семи часов. Для быстрой зарядки на АЗС от сети в 380 Вт достаточно 30 минут.
Первая и пока единственная электрозарядная станция введена в эксплуатацию группой компаний “А-100”, которой принадлежит и Nissan Leaf. При этом руководство компании заявляет, что электромобиль куплен для того чтобы определиться с будущей сетью электрозаправок, которые “А-100” намерена создать в Беларуси на площадках действующих АЗС.
Комментируя презентацию электромобиля, председатель правления группы компаний “А-100” Александр Центер заявил журналистам: “Наша задача — предложить товары и услуги там, где они нужны. Мы хотим быть готовыми, что через несколько лет люди начнут ездить на электромобилях, их владельцы не должны иметь проблем с заправкой”.
Этой же темой озаботились и специалисты производственного объединения “Белоруснефть”. И, как сообщили корреспонденту “НГ” в пресс-службе белорусского концерна, в ближайшее время в нашей стране появится сеть станций для зарядки электромобилей, которые для удобства потребителей будут привязаны к АЗС ПО “Белоруснефть”. Сегодня ведется разработка программного обеспечения и изучаются возможности для закупки по тендеру специального оборудования для четырех электрозарядных станций, одна из которых будет смонтирована в Минске, а остальные, скорее всего, в Речице — нефтяной столице Беларуси.
Для разработки схемы обслуживания и размещения электрозаправок “Белоруснефть” также собирается купить электромобиль.
Однако самое интересное, что, по заявлению председателя Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси Игоря Войтова, в нашей стране может быть создано отделение по выпуску “ё-мобиля”.
И это не случайно, ведь, как недавно стало известно, все пять прототипов российского “ё-гибрида” были созданы белорусскими специалистами в инжиниринговом центре в Колодищах под Минском. Мало того, часть оборудования для производства этого авто также создали белорусские инженеры-конструкторы. В СМИ даже называются фамилии нескольких наших земляков, приложивших руку к созданию легковушки, которая, по оценкам экспертов, обречена стать истинно народным автомобилем.
Экономика против экологии
Относительный бурный рост производства электромобилей в мире, который мы наблюдаем в последние десять лет, вызван отнюдь не призывами “зеленых” беречь природу, а сугубо экономическими причинами: прежде всего ростом цен на нефтепродукты. А массовое производство электромобилей сдерживают не технические нюансы: малый запас хода первых моделей, связанный с недостаточной емкостью и плотностью аккумуляторов, или отсутствие сетей электрозаправок, хотя это тоже важно. Массовое производство сдерживает экономика вопроса.
Конечно, потребителя привлекает, что стоимость зарядки электромобиля ниже, чем заправка его бензинового собрата, но... цена на электромобили сегодня примерно в 2,5—3 раза выше, чем на аналогичные бензиновые модели.
К примеру, Nissan Leaf в разных странах продается по цене от 25 000 до 35 000 долларов. За российский электромобиль LADA Ellada нужно выложить более 35 тысяч долларов. Вряд ли даже самый отчаянный любитель природы согласится платить в три раза больше за авто во имя сохранения экологии.
Мы позвонили в столичный автосалон “Ниссан” и поинтересовались, есть ли в продаже электромобили Nissan Leaf. “К сожалению, пока нет!”, — ответили нам. Значит, желающие должны искать возможности приобрести такой электромобиль где-нибудь в Европе или Азии. Таковы пока наши реалии.
И утверждения о 100-процентной экологичности электромобилей тоже требуют уточнения. С одной стороны, у электромобилей нет выхлопа отработанных газов, но, с другой — вытекший из поврежденного аккумулятора электролит наносит вред окружающей среде не меньше, что протекшее масло или бензин, а шины и другие отработавшие комплектующие тоже нужно утилизировать.
Хотя наверняка в ближайшей перспективе электромобили все же вытеснят бензиновые авто с рынка, потому что нефть дешеветь наверняка не будет, а электромобили будут... Тогда и пробьет их час.
|
Тип кузова |
Привод |
Масса (в кг) |
Пробег на одной зарядке (км) |
Максимальная скорость (км/ч) |
Время зарядки от бытовой сети |
Примерная цена | |
1 |
LADA Ellada |
Пятидверный универсал |
Передний |
1200 |
140 |
140 |
7 ч. |
1250 тысяч российских рублей |
2 |
Nissan LEAF |
Пятидверный хетчбэк |
Передний |
1520 |
160 |
140 |
8 ч. |
35 000 долларов |
3 |
Ё-мобиль |
Пятидверный кросс-купе |
Полный |
1600 |
400 (на одной заправке) |
130 (ограничена электроникой) |
|
450—490 тысяч российских рублей |