Жизнь за рулем
Почему ученики известного тренера по мотокроссу Олега Макогона на дорогах не лихачат
В мотоспорте Олег Макогон почти полвека. Первый раз отец, в прошлом тоже мотогонщик, посадил сына на мопед “Ява-05” в шесть лет. Через четыре года юный гонщик уже дебютировал в шоссейно-кольцевых гонках. Занимался в ДЮСТШ по мотоспорту и Республиканском спортивно-техническом клубе ДОСААФ под руководством известного специалиста, патриарха белорусского мотоспорта, заслуженного деятеля физической культуры Республики Беларусь Льва Семеновича Вороновича. Перепробовал все: и картинг, и мотокросс, до сих пор участвует в соревнованиях по фигурному вождению мотоцикла и даже стал победителем республиканских соревнований в этом виде мотоспорта. Любимый вид спорта помог и с профессией определиться. С 1982 года Олег Валентинович тренирует мотогонщиков. Сегодня он старший тренер команды Минской области по мотокроссу, а также руководит секцией картинга и мотоспорта организационной структуры ДОСААФ Московского района города Минска.
— Олег Валентинович, расскажите о вашей секции.
— Мотокросс — один из самых популярных технических видов спорта. В Московском РОС ДОСААФ Минска секция мотоспорта существует много десятков лет, я в ней работаю с 2008 года. В секцию картинга и мотоспорта принимаем ребят в возрасте от 10 до 14 лет, хотя картингом можно заниматься и с 8 лет. Мои ученики, а мы специализируемся на мотокроссе, успешно выступают на областных и республиканских соревнованиях, неоднократно становились чемпионами и призерами. Это и Алексей Докуко, и Артем Свидинский. В нынешнем году в чемпионате Европы принимал участие Александр Степанчук.
— Без увлеченности и энтузиазма здесь не обойтись...
— Действительно, мало купить мотоцикл. Нужно научиться быть с ним на ты, и без тех качеств, о которых мы говорили, никак не обойтись. Они же прививаются с детства. Видимо, поэтому в мотоспорте много династий. У меня тренировались Григорий и Александр Мандрики. Сегодня уже их дети участвуют в соревнованиях. Мой сын Григорий, которому восемь лет, тоже уже постигает азы мотокросса.
— Мотоспорт в мире очень популярен, а как обстоят дела с этим в Беларуси?
— В Беларуси он тоже популярен, но все упирается в деньги. Техника — вещь дорогая, и этот фактор ограничивает массовость. Судите сами, хороший мотоцикл для кросса (65 куб. см) стоит от 40—50 млн рублей, а моторесурс у него ограничен примерно ста часам. К тому же через каждые двадцать часов в нем нужно менять цепи, поршни, кольца и т. д. А еще нужны масла и бензин. И сегодня без поддержки родителей ни один юный мотогощик участвовать в соревнованиях не сможет. Взрослые гонщики вкладывают свои деньги в технику, в подготовку и участие в соревнованиях.
— Сегодня часто можно увидеть парней на мотоциклах, которые на дороге летают с такой скоростью, как будто они бессмертные. А потом в сводках ГАИ видим скорбную статистику травмированных и погибших в ДТП...
— Мои парни на дороге не лихачат! Адреналина им хватает на трассе мотокросса, а в жизни они примерные водители, потому что знают, к каким печальным последствиям приводит вольное обращение с техникой. Они даже на простую обкатку мотоцикла без полной экипировки — шлем, комбинезон с нагрудником, мотоботы, налокотники, наколенники и т. д. — не выедут. Это даже не обсуждается, техника безопасности прежде всего.
— Олег Валентинович, какими качествами должен обладать мотогонщик?
— Мотоспорт прежде всего воспитывает настоящий мужской характер, умение преодолевать трудности, терпение и упорство в достижении цели. На трассе бывают и падения, и травмы, и ушибы. Многое приходиться делать, через не могу. И, конечно, не обойтись без навыков в обслуживании техники. Механика мы по бедности своей не имеем, поэтому всю технику приходится ремонтировать самим: овладевать слесарным инструментом, учиться работать с металлом, ремонтировать и восстанавливать детали. Зимой, когда идет подготовка к сезону, отдельные мотоциклы мы разбираем буквально до последней гайки, проводим ревизию каждого блока, каждой детали. А потом собираем заново. Неудивительно, что многие мои ученики и профессию выбрали, связанную с техникой, занимаются ремонтом и обслуживанием автомобилей. Как говорится, любовь на всю жизнь.
— Что нужно делать, чтобы ДТП с участием водителей мотоциклов стало меньше?
— Нужно мотоциклистов организовать. Во-первых, ориентировать на секции мотоспорта, где их научат и технику безопасности уважать, и с мотоциклом правильно обращаться. Во-вторых, учить в автошколах нужно так, чтобы парень или девушка не просто могли сдать экзамен, но и приобрели хорошие навыки вождения в реальной городской дорожной обстановке. К слову, в Московской районной организации ДОСААФ мы оказываем такие услуги. Учим тех, кто хочет совершенствовать свое мастерство вождения мотоцикла. Или восстанавливаем навыки, когда человек имеет права категории А, но долгое время не садился за руль. Мы даже помогаем выбрать мотоцикл. Ведь статистику ДТП, как правило, дают те, кто, к примеру, покупает мотоцикл с двигателем в 1000 куб. см, сдает экзамен в ГАИ, утром получает права, а вечером выезжает в город. Но обуздать такого мощного железного коня у такого водителя не хватает ни сил, ни знаний, ни умений. Также международный опыт подсказывает, что для мото- и автолюбителей нужно выделять участки дорог или создавать специальные трассы, где постоянно проводить с ними в выходные дни тренировки и соревнования. Там под присмотром опытных инструкторов-тренеров и сотрудников ГАИ водители смогут поучиться управлять мотоциклом или авто в экстремальных условиях: на скорости, при заносах по мокрому асфальту и на льду. Такие любительские старты и помогут человеку мастерство приобрести, и научат правильно вести себя на дороге. Как правило, тот, кто понял, что со скоростью шутить не стоит, на дороге четко соблюдает ПДД.
Как выбрать и приобрести мотоцикл
1 Ты решил купить мотоцикл? Поумай, для чего он тебе нужен. Если только для того, чтобы впечатлить девушку своей “крутизной”, то не стоит даже тратить время и деньги! Если байк — твоя мечта с детства и тебе действительно нужно транспортное средство, тогда другое дело. Если ты живешь в населенном пункте, где качество дорог оставляет желать лучшего, то спортивный мотоцикл тебе ни к чему. Если хочешь путешествовать, тогда другое дело. В любом случае выбирай мотоцикл, который не будет стоять в гараже из-за того, что на нем негде ездить.
2 Ты дебютант в мотоделе? Тогда не нужно покупать спортивный агрегат с литровым двигателем. Лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих. Начни с малого — здоровее будешь! Купи не столь быстрый и более “спокойный” аппарат. Тебе надо научиться ездить, а для этого нужно время. При выборе мотоцикла запомни три правила:
а) бери мотоцикл, который ты можешь поднять с земли самостоятельно;
б) бери мотоцикл, сидя на котором ты достаешь ногами до земли;
в) бери мотоцикл, на котором тебе комфортно сидеть. До того как покупать мотоцикл, найди аналогичный (у друзей, в автошколе, на байкерской тусовке и т. д.) и попробуй на нем проехать. Если это не отобьет у тебя охоту покупать подобный байк, то покупай!
3 Но и здесь есть варианты: купить новый мотоцикл — это одни деньги, или приобрести подержанный агрегат. Это меньшие деньги, но и гарантий по техническому состоянию почти никаких. Покупать технику лучше с человеком, который имеет опыт ее эксплуатации и права категории А. Проверь документы, внешний вид и техническое состояние мотоцикла. Обязательно стоит проехать на нем. Нюансов много, поэтому сведущий человек рядом очень желателен. И запомни: первый мотоцикл, как правило, меняют через год-два. Не стоит тратить много денег на первый в жизни мотоцикл.
4 Где учиться ездить? Мотошкола с опытным инструктором — лучший выбор. Если у тебя уже есть права категории А и тебе просто нужно приноровиться к новому мотоциклу, площадка для вождения возле мотошколы — лучшее для этого место.
5 И одно из самых главных правил: купив мотоцикл, не забудь про экипировку. Минимальный комплект — шлем, куртка с защитой локтей и плеч, защита спины, брюки с защитой колен и бедер, мотоботы, перчатки. И не стоит на этом экономить. Жизнь и здоровье дороже денег!
Удачи на дороге!