Экологи предлагают брать деньги за парковку во дворе
Власти Минска планируют увеличивать количество парковочных мест в городе. Экологи же считают, что дело не в количестве и что система организации парковок в столице должна быть изменена в принципе.
На территории десяти минских ЖРЭО до конца 2013 года планируется обустроить около 11 тысяч дополнительных мест для временного размещения автомобилей, в том числе во дворах жилых домов-новостроек. К тому же в этом году в Минске построят 18 платных стоянок на 2881 машиноместо и 10 паркингов на более чем 2 тысячи мест.
С начала текущего года в минских дворах было обустроено около 7 тысяч дополнительных машиномест с учетом придомовых территорий новостроек, сообщает БЕЛТА. Также автовладельцам предлагается обустраивать парковки за счет собственных средств на «зеленой зоне, которая не подлежит восстановлению», для чего необходимо обратиться в ЖЭС по месту жительства. Специалисты обследуют территорию на предмет соответствия всем необходимым нормам и требованиям. Например, парковка не может быть обустроена вблизи детской площадки и в местах, блокирующих доступ к инженерным коммуникациям.
Стоимость парковочного места для временного размещения автомобиля на дворовой территории зависит от покрытия: машиноместо с асфальтовым покрытием стоит более 4,5 млн. рублей, немного дешевле обойдется покрытие из асфальтогранулята.
Напомним, что в феврале ситуацию с парковками в столице подверг критике премьер-министр Михаил Мясникович.
«Все дворы превратились в стихийные парковки, — отметил тогда Мясникович. — Особенно в старых дворах не то что не проехать, пройти невозможно вечером, все заставлено машинами. Еще 20-25 лет назад все хотели ставить машины в гаражи. Сейчас большинство ставит их возле дома».
«Там, где не положено, транспорт стоять не должен», — считает премьер. По его словам, во дворах должны быть знаки, запрещающие стоянку автомобилей. Необходимо также ввести систему штрафов. «Но для этого вы должны предложить альтернативные варианты — новые стоянки или найти какие-то другие решения», — сказал глава правительства.
Теперь в городе насчитывается около 200 тысяч мест хранения автотранспорта — это примерно 25% от количества зарегистрированных в Минске автомобилей. Очевидно, что реализация имеющихся планов ситуацию с машиноместами в городе кардинально не улучшит. Однако экологию подпортить в состоянии, считают специалисты, которых беспокоят то, как городскими властями решается проблема парковок. Защитники природы не считают правильными планы по строительству новых парковочных мест в столице.
Например, по их коллективному мнению, строительство 11 тысяч дополнительных мест для временного размещения автомобилей отнимет у города зеленые зоны и снизит безопасность передвижения пешеходов и велосипедистов.
«Это тупиковый подход, — считает директор местного фонда «Экологический транспорт» Джон Росмен. — Когда мы говорим о строительстве домов в Минске, мы даже не думаем строить одноэтажные дома, а когда строим парковки — почему-то да. Перевод зеленых зон, которых в большом городе и так мало, в парковочные асфальтированные места для машин неразумен: зеленая зона покрывается асфальтом и теряется навсегда, вместе с этим мы даем возможность автолюбителям парковаться на газоне! Если строить парковки, нужно думать о подземных и многоэтажных паркингах, которые экономят землю, не приводят к уничтожению газонов и сокращению биоразнообразия».
Директор Центра экологических решений Евгений Лобанов удивлен самой формулировкой — «зеленая зона, которая не подлежит восстановлению»: «Такая формулировка удивляет, потому что любую зеленую зону можно реанимировать, хотя это и требует какого-то времени. Популяризация таких действий мотивирует автовладельцев парковаться на газоне. Это ведет к нарушению биологического разнообразия, да к тому же может быть небезопасно для пешеходов и велосипедистов».
Что же предлагается взамен?
Представители нескольких белорусских экологических организаций сходятся во мнении, что в стране необходимо ввести плату за парковку на общественной земле. Кроме того, стране нужна отдельная парковочная служба. Концепция экологов подразумевает возложение ответственности за нелегальную парковку на владельца автомобиля.
Парковочная служба должна быть организована так, чтобы не взаимодействовать с водителями. Это означает, что ее сотрудники не будут принимать деньги, их задачей будет выявление нарушения и составление штрафного талона. Авторы идеи считают, что предложенная ими система оплаты парковки поможет компенсировать недостаток средств на строительство многоэтажных и подземных паркингов.
Елена СПАСЮК