Ржавые “подснежники”
Легко ли сдать в утиль автомобиль
Искореженные в авариях, с пробитыми шинами и без стекол, эти уродливые “подснежники” долгое время были головной болью и для жильцов, и для коммунальных служб. Больше года назад вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 348 “О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации”. Стал ли он эффективным инструментом для решения проблемы неэксплуатируемых автомобилей во дворах? Сколько можно выручить денег, если сдать своего “старичка” в пункт сбора металлолома? Разгрузят ли дворы “зеленые парковки”? Корреспондент “НГ” адресовала эти вопросы специалистам.
Закон суров
Согласно Указу Президента, запрещается размещать неэксплуатируемые транспортные средства вне предусмотренных для этого охраняемых мест. Исключение составляют дворы и придомовые территории одноквартирных и блокированных жилых домов. Выявляют автомобили, подлежащие утилизации, и устанавливают их собственников местные исполнительные и распорядительные органы.
— Обычно работники ЖЭСа при обходе своей территории берут такие автомобили на заметку, могут сообщить о них и неравнодушные граждане, — пояснила заместитель генерального директора ГПО “Минское городское жилищное хозяйство” Галина Гилевич. — Собственнику транспортного средства направляют извещение о необходимости убрать его. Кроме того, предупреждают, что могут принудительно поместить автомобиль на охраняемую стоянку.
На “раздумье” обычно дается месяц, но иногда возникают разные жизненные обстоятельства, и они учитываются. К примеру, если автомобиль попал в аварию и его отбуксировали к дому, а владелец лежит в больнице, ему дадут больше времени. Если в итоге собственник не примет мер, чтобы починить или перевезти свое авто на охраняемую стоянку, машину эвакуируют туда принудительно. При этом в течение трех месяцев собственник имеет право потребовать вернуть ее. Если же собственника брошенного автомобиля установить невозможно, компетентный орган принудительно эвакуирует такое транспортное средство на охраняемую стоянку и обеспечивает его последующую утилизацию.
— После вступления в силу Указа Президента только в столице было выявлено более 4,3 тысячи неэксплуатируемых автомобилей, — рассказал ведущий специалист отдела городского хозяйства Мингорисполкома Матвей Росолько. — Наибольшее количество брошенных транспортных средств выявлено в Московском и Фрунзенском районах — 865 и 940 соответственно. Большинство владельцев, автомобили которых были признаны неэксплуатируемыми, самостоятельно решили этот вопрос. За время действия указа только в Минске 3215 собственников самостоятельно привели машины в надлежащее состояние.
Эвакуировать пришлось 346 транспортных средств, в отношении которых собственники не приняли соответствующих мер. Из них более 260 автомобилей впоследствии вернули владельцам. В суд были поданы иски в отношении 33 собственников неиспользуемого транспорта. По решению суда двадцать автомобилей утилизированы.
Что имеем?
В Год бережливости особое внимание уделяется вторичному использованию материальных ресурсов. Чтобы не покупать металл за границей, нужно пустить в оборот собственный металлолом. По словам заместителя генерального директора по производству ГО “Белвтормет” Сергея Гладкого, реализация этого указа уже внесла вклад в развитие промышленности Беларуси. Неподлежащие восстановлению автомобили, которые прежде занимали часть дворовых территорий, попали в хозяйственный оборот. Ненужный хлам превратился в дефицитное железосодержащее сырье. В прошлом году кузова транспортных средств составили 5—7 процентов общего объема металлического лома, поступившего на предприятие “Белвтормет”.
— Тем, чьи неэксплуатируемые автомобили все еще погребены под снежными сугробами, нужно подумать и о вреде, который они наносят окружающей среде, — подчеркнула начальник управления обращения с отходами Минприроды Ольга Сазонова. — Аккумуляторы и различные нефтепродукты, которые остаются в брошенных автомобилях, являются потенциальными загрязнителями.
Очевидно, что Указ Президента сделал владельцев “подснежников” более ответственными. Он позволил также частично решить проблему нехватки в городах парковочных мест и сохранения благоприятной окружающей среды.
Кузов за полтора миллиона
По всей Беларуси действует более пятидесяти региональных пунктов сдачи металлолома ГО “Белвтормет”, их адреса и телефоны можно уточнить на сайте bvm.by. В среднем за кузов одного автомобиля можно выручить порядка 1,5 миллиона рублей, сообщил Сергей Гладкий.
Если вы не хотите самостоятельно сдавать на металлолом свое безнадежно сломанное авто, можно явиться в ГАИ с техпаспортом и номерными знаками, снять машину с учета, а затем написать заявление в жилищно-эксплуатационную службу о том, что отказываетесь от автомобиля. В таком случае его вывезут без вашего участия.
Машину — на газон?
Недавно на республиканском семинаре, посвященном жилищно-коммунальному хозяйству, заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин высказал мнение, что одним из решений проблемы ухудшения окружающей среды из-за засилья автомобилей во дворах могут стать “зеленые парковки”.
Экологические парковки — новое веяние в оформлении зеленой территории. Они представляют собой пластиковую газонную решетку и применяются для сохранения корневой системы травяного покрытия и укрепления грунта. Решетка распределяет механическую нагрузку, препятствует размытию и утрамбовке грунта. Устройство экопарковки не мешает работе газонокосилки, позволяет сохранить красивый и благоустроенный пешеходный газон. Правда, технологию, предложенную белорусскими производителями, еще предстоит испытать на практике.
Для реализации этого проекта планируется привлечь как средства бюджета, так и самих автовладельцев. В ходе семинара был найден вариант удешевления экосеток — использовать для их производства вторресурсы. По словам вице-премьера, за год-два необходимо решить проблему дворовых парковок в Минске и других крупных городах.
Плавный старт
|