Рынок оживает
Председатель Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич считает, что рынок подержанных автомобилей после шока 2011 года постепенно оживает. Только теперь он развивается в несколько ином, более цивилизованном направлении.
По данным БАА, в 2012 году в Беларусь было ввезено немногим более 20 тысяч новых автомобилей (рост по сравнению с 2011 годом — 26,9 процента), а подержанных — более 39 тысяч (в пять раз меньше, чем было ввезено в позапрошлом году). Как пояснил Сергей Михневич, те изменения, которые произошли в тарифной политике в 2011 и 2012 году, уже сегодня приводят к тому, что стране не хватает автомобилей с небольшим сроком эксплуатации — до 3—4 лет. В этом сегменте спрос на автомобили постоянно растет, и растут соответственно цены на эти автомобили, которые, в свою очередь, довольно неплохо “вытягиваются” из Беларуси российскими покупателями. Россияне в основном покупают автомобили престижных классов в дорогой комплектации, как говорят, с полным фаршем.
По мнению эксперта, объем продаж подержанных автомобилей будет расти, причем не только за счет их ввоза. По мере роста продаж новых автомобилей будет развиваться и система trade-in, люди активнее начнут сдавать в зачет свои подержанные автомобили, чтобы купить новые. Поэтому на рынке бывших в употреблении автомобилей больше появится игроков легальных, работающих “в белую”. От этого выиграют и покупатели, которые будут более защищены от покупки автохлама.
Что касается новых авто, из десяти крупнейших операторов автомобильного рынка Беларуси трое — российские бренды Lada, GAZ, UAZ, на чью долю пришлось 28,8 процента всех продаж. Для сравнения — в 2011 году они занимали 15,5 процента рынка. По данным БАА, продажи российских брендов выросли в 2012 году на 138 процентов, в то время как продажи иномарок — всего на 6.
Белорусы не только стали значительно больше покупать более дешевую и доступную продукцию российского автопрома, но и по маркам изменили свои предпочтения. Если ранее наиболее популярными марками были автомобили классов SUV (внедорожник), C (средний класс — гольф-класс), то в 2012 году в небывалый рост пошли бюджетные автомобили. В результате доля автомобилей класса B (малогабаритные) выросла до небывалых 39,5 процента.
Еще один характерный и довольно значимый тренд 2012 года — отложенный спрос частных клиентов. По данным БАА, в 2011 году доля физических лиц составляла 74,6 процента, а юрлиц — всего 25,4. В 2012 году основными покупателями новых автомобилей стали именно юридические лица, на чью долю пришлось уже 53,3 процента всех приобретений, а вот доля физлиц сократилась до 46,7 процента. Эксперты уверяют, что тренд прошлого года продолжит укрепляться и в 2013-м. Кроме того, можно предсказать, что часть белорусов пересядут на Geely, выпуск которого стартует в Беларуси в ближайшие дни. Основным фактором при покупке нового автомобиля будет его цена, а уж потом все остальное.