Один день с водителем "сотки"

Источник материала:  
29.10.2012 17:16 — Новости Авто

Один день с водителем "сотки"

           


Рабочий день водителя "сотки" начинается в 4 утра; самые страшные на проспекте – маршрутки; а к работе по этому маршруту допускают не всех. Целый день CityDog.by провел в зеленом автобусе, одном из символов Минска.

Выезд на маршрут: 5.20-6.57

Один день с водителем "сотки"

 
Утро начинается в 4.00 – хмуро и темно, организм протестует. Но именно в такое время, а иногда и раньше просыпаются водители автобусов. Мы едем в автопарк №7, чтобы встретиться с нашим героем – Александром Леоновичем Гордеенко, звеньевым маршрута №100. В начале шестого в автопарке уже полно водителей и кондукторов: в 7 утра на маршрут выйдут 242 автобуса.
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


"Сначала я должен подойти к диспетчеру, показать документ и получить путевой лист, – рассказывает Александр Леонович, – потом идем в здравпункт, проверка на уровень алкоголя, могут замерить давление. Получив разрешение врача, снова возвращаемся к диспетчеру. Она выдает карточку с расписанием движения, отмечает, что я вышел на маршрут, – и можно идти за автобусом".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Автобус найти на стоянке не так-то просто: в парке 342 машины, некоторые уже на маршруте, но и количество запаркованного транспорта впечатляет. Вокруг темнота, гигантские силуэты автобусов, и десятки машин постоянно стартуют с места – ощущения невероятные.
 
Один день с водителем "сотки"


Александр Леонович тем временем ищет свой автобус: напарник где-то оставил его вечером, а где конкретно – неизвестно. Автобус помогают найти местные сторожа. Перед выездом нужно поставить на место зеркала и повесить "дворники" (на ночь их на всякий случай снимают), проверить состояние и внешний вид автобуса, выбрать на компьютере маршрут, который отобразится на электронном табло снаружи автобуса.
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


"Теперь поедем на дозаправку. Бак 220 литров, но со вчерашнего дня топливо еще осталось, нам нужно залить 163 литра. Расход – около 10 литров за круг, а круг примерно 22 километра. В конце каждой смены фиксируется, сколько топлива потрачено. Перерасхода быть не должно, а экономия, наоборот, поощряется. Над заправкой, кстати, висят камеры. Так что никто солярку не сливает, все продумано".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Мы выезжаем в сторону Московского автовокзала, оттуда автобус выходит на маршрут. Выезд в 6.57, на часах – 6.25. Едем не торопясь, аккуратно проезжая лежачие полицейские и ямки.
 
"Эти автобусы, можно сказать, на руках носят. Потому что на каждой машине работают всего два водителя. Я вот на этом автобусе уже где-то с 2007-2008 года работаю, как вышел на сотый маршрут первый раз. И я лично несу ответственность за состояние машины. Причем если детали изнашиваются меньше, чем ожидается, я могу заработать немножко. Если, например, та же резина останется в хорошем состоянии, когда по плану ее нужно менять, то часть стоимости резины – это мой заработок", – объясняет Александр Леонович.
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Приезжаем на Московский автовокзал. Здесь перед выездом нужно отметиться еще в одном кабинете – у "диспетчера на линии". Этот диспетчер будет решать все оперативные вопросы: авария, поломка, пробка, какие-то сложности – нужно звонить ей и объяснять ситуацию.
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"
 
 
Смена до разрыва: 6.57-11.00

Один день с водителем "сотки"


Сегодня Александр Леонович отрабатывает "односменку с разрывом" – это самая сложная смена, в часы пик, с большим "разрывом" в обеденное время. На маршруте водитель находится с 7.00 до 11.00 и с 13.30 до 18.00. В 6.57 мы выезжаем на первый круг. Точнее – в 6.58, то есть опаздываем на целую минуту. Хотя это не так и страшно: допускается отклонение от расписания +/- 3 минуты.
 
"Если опаздываешь больше чем на 3 минуты – то это уже езда "вне графика", за такую езду оплата меньше. Хотя бывает всякое, все-таки центральный проспект. Вот недавно на ул. Короткевича асфальт меняли, так я на 27 минут опоздал. "Сотку" называют элитным маршрутом, но какой он элитный? Сложный – это да, тут движение большое, людей много. "Сотка", конечно, не вершина карьеры, но на этот маршрут не каждого берут, только если ездишь без нарушений. И зарплата чуть больше – 200 тысяч доплачивают за сложность".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


"Сейчас, на первом круге, людей будет немного, потому что еще рано. Вот назад поедем – тогда набьется полный автобус. Я работаю на "сотке" уже давно, но это не значит, что только на ней. Например, за октябрь я тут всего 5 дней отработал, но это из-за отпуска. В ноябре 11 дней буду работать, еще 6 дней – на 73-м маршруте. По проспекту все уже примелькалось, внимания не обращаю ни на здания, ни на людей. Что-то строят, открывают какие-то кафе – я даже не замечаю. На фурах я не работал, не знаю, но на автобусе не хочется спать. Тут же не прямая дорога без остановок, тут постоянное напряжение, постоянно сосредоточен".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


До разрыва, то есть до 11 часов, автобус успевает сделать три круга. Постепенно светлеет, людей на остановках становится больше, на проспекте – заторы.
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Больше всего водителям автобусов мешают маршрутки и частные машины, которые забирают-высаживают пассажиров перед остановочным пунктом.
 
"Маршрутки – самые страшные на дороге. Они возникают не пойми откуда и высаживают пассажиров посреди остановки. А мне ее никак не объехать, и приходится ждать. Водителя легковушки, конечно, несложно объехать, но лучше было бы и вежливей, если б люди высаживали или ждали пассажиров в конце остановки. Если в час пик, например, нужно из первой полосы в третью перестроиться, приходится лезть внаглую. Автобус большой, конечно, никто не хочет сталкиваться, но гораздо приятней, когда водитель мигнет фарами – и пропускает тебя. Велосипедисты по проспекту почти не ездят, но велосипедиста же проще объехать, чем машину, поэтому ничего страшного в них не вижу".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


На конечной у водителя от трех до шести минут. Ни на перекур, ни на другие личные дела времени нет. Поэтому с 7 до 11 работа непрерывная. В 11 часов – перерыв на обед.
 
"Я живу недалеко, в Уручье, поэтому на обед успеваю заехать домой. Дома, конечно, все давно привыкли к моему графику: я ложусь часов в 10-11 вечера, встаю в 3-4 часа утра. У меня двое детей, сын уже живет отдельно, а дочь сидит за компьютером, ни она мне, ни я ей не мешаю. Да и вообще – спать лег, дверь закрыл – какие проблемы? А просыпаться рано уже привычка, иногда даже до будильника глаза откроешь и лежишь, ждешь, когда он уже зазвонит". 
 
Разрыв: 11.00-13.00
Смена после разрыва: 13.20-18.00

Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


После обеда снова встречаемся на Московском вокзале. Нужно опять зайти к диспетчеру и в медпункт, проверить уровень алкоголя. "Мало ли чем я на обеде перекусил", – шутит Александр Леонович. 13.34 – снова выезд на маршрут.
 
Один день с водителем "сотки"

 
После обеда меняется погода: то начинается, то прекращается снег. Но такие условия – не самые плохие.
 
"Конечно, снег, дождь – ничего хорошего в этом нет, видимость ведь ухудшается. Но основная проблема в том, что из-за плохой видимости случается больше аварий на проспекте, пробки, вылет из графика. Самые проблемные в плане аварий места – перекрестки Независимости и Бровки, Независимости и Козлова и, конечно, площадь Победы".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


"Мы так плавно едем, потому что коробка-автомат. Ужас был бы, если бы приходилось все время дергать рычаг коробки передач. Есть кнопки открытия дверей: на каждую дверь кнопка и центральная, которая открывает сразу все. В "сотке" обычно пользуешься центральной кнопкой. Еще в автобусе система автоматической блокировки: если сумку, например, защемило, и дверь до конца не закрылась, то автобус не тронется".
 
Рядом – кнопка, включающая запись с объявлениями остановок. Александр Леонович говорит, что нажимает ее автоматически, даже не всегда слышит, что там говорит этот голос. Периодически, правда, прислушивается, чтобы не было сбоев.
 
Один день с водителем "сотки"


"Есть мнение, что можно зеркалом заднего вида зацепить людей на остановке. Относительно моделей постарше это правда. Но на "сотке" новые машины, зеркало очень высоко, тут должен быть кто-то двухметровый, чтобы его зацепило. А вот то, что водитель имеет процент с проданных билетов – почти правда. Раньше было как: кондуктор продает билеты за 1700, водитель – за 2000. Разница полностью шла водителю. Сейчас водитель сдает все деньги, но получает премию в зависимости от количества проданных билетов".
 
Один день с водителем "сотки"


"У нас совсем не работают женщины: очень сложная работа, нервная, физически тяжелая. Например, летом в кабине жарко, ты все время под солнцем. Есть даже случаи смертей на работе, когда у людей не выдерживало сердце. И на пенсию, если 20 лет отработал на городских маршрутах, уходишь в 55 лет. А если за городом на автобусах работал, то в 60. Для того чтобы стать водителем автобуса, нужно пройти обучение в ЦАУК (Центральный автомобильный учебный комбинат), потом откатать почти две сотни часов с опытным водителем. Но все равно, когда в первый раз садишься за руль, хоть и учился, и ездил, все равно приходишь со смены весь выжатый". 
 
Окончание смены, возвращение с маршрута: 18.00.

Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


Смена начиналась в темноте, а заканчивается в сумерках. Но автобус нельзя бросить на вокзале: нужно возвращаться в парк, сдавать машину, везти ее на мойку, ставить на стоянку.
 
"Моются автобусы каждый день после смены, причем автоматическую мойку поставили только пару лет назад, до этого мыли только по бокам, а зад и морду или водитель выбегал и щетками тер, или уборщицы вручную протирали".
 
Один день с водителем "сотки"


Один день с водителем "сотки"


"Вот и все, рабочий день закончился. Отметиться у диспетчера, сдать путевой лист – и можно ехать домой. Завтра у меня выходной, да и вообще выходных на "односменке" много: 12 в месяц, успеваешь отдохнуть. И отпуск 39 дней. Поэтому, наверное, и работаешь нормально".
 
CityDog.by благодарит за помощь Генерального директора КТУП "Минсктранс" Леонтия Трифоновича Папенка, а также руководство (лично – директора Владимира Яковлевича Романова) и отдел перевозок филиала "Автобусный парк №7".

Фото: Максим Васько

Читайте также:
Что читают в транспорте
Испытано на себе: как мы ездили в автобусе №1 с аудиогидом
Как мы ездили на альтернативную экскурсию

←"Достучаться" до сердец

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика