День без автомобиля. Можно ли его прожить?
22 сентября — Международный день без автомобиля, основная цель которого — обратить внимание общественности на качество атмосферного воздуха наших городов. В Европе к этой экологической акции подключилось уже 40 стран, Беларусь — с 2008 года.
По данным Минприроды, при активном участии в акции населения только за один день предотвращается выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух страны в объеме от 250 тонн и более. Ведь доля транспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу достигает 72% (в городах — 65-80%).
По данным Минприроды, в 2011 году акцию День без автомобиля поддержали от 13% до 24% населения в разных регионах Беларуси. Число автомобилей на дорогах снизилось от 8% до 18%. Снизились объемы потребляемого топлива к уровню того же дня неделей раньше: бензина — на 12,3%, дизельного топлива — на 10,4%. Был предотвращен выброс загрязняющих веществ в атмосферу в объеме около 300 тонн. |
Выбросы автотранспорта — это набор токсичных элементов: окись углерода, окись азота, углеводороды, окислы серы, соединения тяжелых металлов и др. Эти вещества, образующиеся из выхлопов двигателя автомобиля, продуктов износа механических частей, покрышек, дорожного покрытия, в конечном счете, вступают в связи с представителями живой природы, нанося им определенный ущерб.
Некоторые из веществ, например тяжелые металлы и отдельные хлорорганические соединения, стойкие органические загрязнители, накапливаются в природной среде и представляют серьезную угрозу как для окружающей среды так и здоровья людей.
Ежегодно в атмосферный воздух с отработавшими газами автомобилей выбрасывается более миллиона тонн загрязняющих веществ. При сохранении существующих темпов роста парка автомобилей прогнозируется, что к 2015 году объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух возрастет, минимум, на 10%.
День без автомобиля как раз и инициирован для того, чтобы продемонстрировать важность и актуальность проблемы загрязнения человеком атмосферного воздуха. Правда, одних призывов к гражданской сознательности в современных условиях недостаточно — далеко не все готовы и способны прожить без автомобиля даже день. Поэтому в некоторых белорусских городах 22 сентября для водителей проезд в общественном транспорте будет бесплатным. В электротранспорте Могилева и Бобруйска достаточно будет предъявить водительское удостоверение, а в общественном транспорте Бреста нужна будет показать еще и техпаспорт на машину.
А вы оставите свой автомобиль на стоянке?
Певица Лариса Грибалева считает важным проведение таких акций, так как они привлекают внимание к проблеме экологии. Сама она, правда, никогда в акции участия не принимала: «Не потому, что не хотела или не поддерживала идею, а потому, что как-то поздно узнавала об акции. Но на этот раз у меня получится: улетаю в Сочи к мужу, который там в командировке».
Без автомобиля Лариса, как без рук — живет за городом, детей возит в школу в Минск: «Хотя до школы от места, где мы живем, доехать общественным транспортом можно запросто, я им не пользуюсь. В метро и вовсе не была уже около 15 лет».
Телеведущая, писательница Тамара Лисицкая на общественном транспорте ездит, и принять участие в Дне без автомобиля для нее не представляет сложностей: «Без автомобиля обойдусь легко как 22 сентября, так и в любой другой день. Я постаралась так организовать свою жизнь, чтобы у меня был минимум перемещений по городу. Мой офис дома. Если же нужно ехать на съемки, на запись, использую проверенные надежные способы, которые выбираются в зависимости от обстоятельств и требуемой скорости передвижения. В ходу помощь мужа, который готов в соседний подъезд ехать на машине. Далее — такси и общественный транспорт. У меня права есть, но я думаю, что от меня-водителя будет гораздо больше проблем, чем от не водителя. Конечно, в случае необходимости за руль сесть могу. Нормально еду по ровной пустой трасе, но не в городе, где нужна маневренность».
Руководитель школы экстремального вождения Сергей Овчинников будет в выходные за городом и за руль садиться 22 сентября не планирует. Вообще же жизнь Овчинникова с 1979 года проходит на колесах. «Однако, — говорит он, — когда перемещаешься без машины, хоть людей видишь».
Говоря о том, насколько в Минске комфортно передвигаться на машине, Овчинников отметил, что на дорогах становится все более тесно. Хотя нашу ситуацию сравнить, например, с московской, конечно, нельзя: там пробки, у нас еще только заторы.
А вот культура вождения у белорусов ухудшается, отмечает Сергей Овчинников. По его мнению, это связано с тем, что автомобили стали доступны очень многим: «В такой ситуации люди за рулем начинают заметнее проявлять характер, часто мы видим некорректное поведение и хамство на дорогах. Особенность наших водителей — склонность не пропускать другую машину, если она, например, выезжает со двора или ей при большом количестве машин нужно перестроиться в другой ряд. К слову, в Москве в таких ситуациях пропускают охотнее».
Чтобы разгрузить города от машин, говорит Овчинников, можно использовать вариант перехватывающих парковок, который активно применяется в странах Западной Европы. Люди, не доезжая до центра, пересаживаются на общественный транспорт, который ходит с очень коротким интервалом. Или платят за проезд по центру города.
Елена СПАСЮК