Автомобильный рынок начинает переписывать ценники
Белорусские автодилеры окончательно лишились возможности встряхнуть национальный рынок новых иномарок снижением цен. Совет Евразийской экономической комиссии юридически оформил сохранение для Беларуси и Казахстана действующих пошлин на ввоз импортных автомобилей после вступления России в ВТО. Впрочем, такой вариант устроил игроков рынка больше, чем снижение пошлин на 5% с одновременным введением утилизационного сбора.
Пошлины останутся прежними
Опасения, что в отношении импорта легковых автомобилей в Беларусь будет сохранен прежний уровень тарифной защиты, появились у автодилеров месяц назад, после заявлений премьер-министра России Дмитрия Медведева.
Тем не менее, игроки рынка до последнего надеялись на идеальное для себя решение автомобильного вопроса, возникшего в связи со вступлением России в ВТО — снижение пошлин и отсутствие утилизационного сбора.
Однако Совет Евразийской экономической комиссии решил иначе. 20 июля был окончательно утвержден обновленный единый таможенный тариф, который начнет действовать в странах Таможенного союза с момента присоединения России к ВТО.
Как сообщил журналистам источник в комиссии, тариф утвержден, но для Беларуси и Казахстана будут действовать порядка 120 изъятий (тарифы по ряду позиций, отличные от ЕТТ). По словам источника, к изъятиям относятся и пошлины на автомобили.
Таким образом, с 1 августа в Беларуси и Казахстане пошлины на ввозимые автомобили будут выше, чем в России. В условиях ЕЭП такое решение выглядит парадоксальным, заявляют автодилеры.
По мнению генерального директора «Атлант-М» в Беларуси Сергея Самойло, такое решение «не соответствует нормам и самой сути Таможенного союза и не позволяет сформировать единый рынок транспортных средств, на котором автомобили могли бы перемещаться между странами без уплаты дополнительных пошлин и иных сборов».
Более того, с 2015 по 2019 годы Россия должна будет поэтапно и далее снижать таможенные пошлины на автомобили. Таким образом, разрыв в уровне пошлин между странами Таможенного союза будет нарастать.
Что будет с ценами?
Несколько иная ситуация будет складываться вокруг цен на автомобили. Российское правительство нашло способ компенсировать потери от падения пошлин и вернуть цены фактически на прежний уровень, по крайней мере на новые автомобили.
1 сентября в России вводится утилизационный сбор на автомобили. По расчетам экспертов, этот налог для нового легкового автомобиля может составить (в зависимости от стоимости машины и объема двигателя) от 300 до 2 тысяч долларов, для подержанного — до 20 тысяч долларов. На ставку сбора с 1 сентября поднимутся и цены на машины на российском рынке.
Предполагалось, что такая же защитная мера будет навязана и Беларуси, что привело бы к очередному падению отечественного рынка. Но переговорщикам из белорусского правительства удалось отвертеться от синхронизации действий с Россией по защите авторынка и, таким образом, избавить отечественного потребителя от очередного стресса.
Избежав уплаты утилизационного сбора, белорусские автодилеры оказались в более выигрышном положении, считает пиар-менеджер компании «Фольксваген» в Беларуси Александр Бобко.
«Введение утилизационного сбора в России не только компенсирует, но даже перекроет снижение импортных пошлин. По этой причине на нашем внутреннем рынке цены на многие модели новых автомобилей окажутся ниже, чем в России», — отметил он.
Белорусский рынок подержанных автомобилей по части стоимости машин может оказаться еще более привлекательным по сравнению с российским.
Обсуждаемая перспектива введения утилизационного сбора на всей территории Таможенного союза, а не только в России, спровоцировала скачок цен на внутреннем рынке. Подержанные автомобили подорожали примерно на 10-15%.
Но теперь ситуация окончательно прояснилась, и на рынке, по словам директора автохауса «Мегаполис» Андрея Стремилова, началось обратное движение цен.
«Рынок постепенно восстанавливается после стагнации, а искусственно взвинченные и не соответствующие текущей ситуации цены начинают снижаться. Думаю, можно ожидать, что игроки снизят цены минимум на те же 10-15%», — отметил он.
Эксперты полагают, что по подержанным автомобилям уровень цен в Беларуси будет складываться ниже по всем моделям.
Другое дело что ни автодилеры, ни игроки рынка поддержанных автомобилей, вероятнее всего, не извлекут из ценовых преимуществ больших дивидендов.
Выгодно сыграть на разнице цен можно было бы в том случае, если бы в Беларусь началось паломничество российских покупателей, желающих сэкономить на покупке нужной модели, или если бы белорусы сами начали активно вывозить подержанные авто на российский рынок. Это автоматически привело бы к общему росту продаж автомобилей и более интенсивному росту рынка.
Однако игроки рынка сомневаются в вероятности такого сценария. По их словам, российское правительство в целях защиты собственного рынка перекроет канал поставок иномарок из Беларуси. Для этого достаточно обязать продавцов уплачивать утилизационный сбор в процессе регистрации машины на территории России. Ведь в противном случае откроется легальный канал для ввоза подержанных иномарок на территорию РФ в обход уплаты утилизационных сборов.
Правда, пока четких правил, каким образом российские власти собираются блокировать импорт на свою территорию новых и подержанных автомобилей, импортированных в Беларусь после введения утилизационного сбора, никто не видел. И российские чиновники что-то не спешат их озвучивать. Но шансы на то, что на пути машин из Беларуси в Россию не появятся барьеры, минимальны, убеждены игроки рынка.
Впрочем, полной идиллии с ценами и на белорусском рынке ждать не стоит. Уплата утилизационного сбора возложена не только на импортеров, но и на производителей. По этой причине игроки ожидают удорожания минимум на 300-400 долларов ввозимых в Беларусь автомобилей российской сборки.
Если автодилеры не найдут возможности каким-то образом нивелировать рост стоимости машин, им придется переложить возросшие затраты на плечи покупателей.
Не исключено, что это повлияет на общую ситуацию с ценами на рынке ввиду того, что российские бренды последние годы входят в число самых продаваемых в Беларуси. К примеру, в 2011 году российский «ВАЗ» в сегменте легковых автомобилей по объемам продаж занял второе место после «Фольксвагена» с рыночной долей 10,35%.
В целом, компании, занимающиеся реализацией как новых, так и подержанных автомобилей, не ожидают серьезных потрясений на рынке и прогнозируют оживление продаж уже к осени.
Андрей КОЖЕМЯКИН